Б.А. ОСИПЯН,
кандидат юридических наук, доцент, спецкорреспондент журнала «Представительная власть — XXI век» Государственной думы РФ
На состояние правопорядка в обществе влияют нормы не только закона, но и религии, нравственности, обычаев, национального и разговорного языка, науки, искусства и общей культуры народа. Религиозные заповеди, имеющие сакральный характер, устанавливают вертикальные, субординационные отношения между Богом и людьми посредством их веры в Бога и отражения Его слова в душе человека — совести. Из этих богочеловеческих отношений вытекают соответствующие нравственные нормы, которые, неся на себе печать святости, формируют горизонтальные, координационные отношения между людьми по понятиям социального приличия.
С религиозными и нравственными нормами связаны нормы национального языка и обычая, которые, будучи изначально богоданными, впоследствии складываются на основе постоянно повторяющихся действий и ставших привычными отношений между людьми. Нормы науки, искусства и общей культуры вырабатываются людьми, творчески одаренными, в процессе их жизнедеятельности и воздействуют на сознание и поведение людей посредством пожизненного усвоения новых знаний, чувств, образов и примеров оптимального общежития людей.
Все нормы складываются и без специального участия государства, его официального признания и внедрения, хотя разумное, умеренное участие государства в их надлежащем формировании и применении более чем желательно. Правовые нормы признаются государственной властью и закрепляются в виде общеобязательного закона, который в случае добровольного неисполнения может реализоваться принудительно в отношении всех незаконопослушных граждан. Тем не менее те нормы права, которые имеют генетическую связь с религиозными заповедями, нравственными принципами, национальными обычаями, традициями, научными знаниями, достижениями искусства и культуры, имеют более императивный характер и вероятность самореализации и принудительного применения.
В процессе реализации правоотношений только по человеческому обычаю Бог и совесть заменяются авторитетом государственной власти и общественного мнения. Правовое воздействие на правонарушителей доверяется должностным лицам, которые посредством устрашения и принуждения правомочны влиять на поведение не сознающих в себе любви, веры, чести, достоинства, приличия и привычки невежественных злоумышленников или самонадеянно неосторожных людей. Следует отметить, что слово «поведение» означает не что иное, как жизнь конкретного человека «по ведению» слова Божия, т. е. сознательная жизнь. Потому всякие недостойные образу Бога поступки человека являются невежественными, несознательными, неправомерными актами, обрекающими этого человека на несчастье, а также соответствующее и исцеляющее его наказание.
Что же есть право и какова его сущность?
Подчеркивая фундаментальное для всей юриспруденции значение категории права, академик В.С. Нерсесянц писал: «Качественные изменения юридического знания связаны с переходом от прежнего понятия права к новому понятию права, с формированием новой юридической теории с соответствующим новым методом и новым предметом»1. Хотя понятие сущности права едино, у разных мыслителей и представителей правовых школ и направлений оно имеет различные определения. Так, для фидеистов и представителей богословско-правовой школы (святых Августина, Мхитара Гоша, Фомы Аквинского и других святых отцов
и учителей церкви) право является проявлением воли Божией, т. е. совокупностью тех ценностей, целей и принципиальных богочеловеческих отношений, которые обязательно должны быть исполнены людьми и государством для свободной, ответственной и порядочной жизни, для духовного освобождения и спасения в вечной жизни. Для них воля Божья есть наивысший правопорядок в человеческой жизни. Право в христианском понимании есть одно из проявлений воли Бога, в котором соединено все небесное и земное. Основанием идеи права является Христос — «краеугольный камень, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе…». Потому все правомерное в конечном счете сбывается, а все произвольное не имеет какой-либо серьезной перспективы.
В духовном смысле право есть выражение воли Бога относительно временных нужд людей в их социальном общении и государственном управлении. В нем содержатся элементы абсолютного и относительного, вечного и временного, небесного и земного, глобального и локального. Согласно ч. 4 ст. 2 Основ социальной концепции Русской православной церкви, принятых Архиерейским собором 2000 г., право представляет собой проявление единого Божественного закона мироздания в социальной и политической сферах.
Вместе с тем всякая система права, создаваемая человеческим обществом, является продуктом исторического развития, несет на себе печать ограниченности и несовершенства. Право есть феномен в жизни опороченного грехом человеческого общества и является следствием необходимости установления общеобязательных принципов и норм поддержания социального порядка посредством не только просвещения и убеждения, но и применения определенных законом мер государственного принуждения. В духовно и нравственно совершенном обществе право и юридический закон не могут иметь положительного смысла, поскольку главное их социальное призвание заключается в дополнении недостатка внутренней устроенности, организованности, благополучных взаимоотношений людей, которые не способны жить по совести, а привыкли подчиняться порядку за выгоду или страх. При условии «воцерковления полноты жизни» право и закон могут созреть до собственного отмирания посредством приближения законопослушных людей к животворящему духу, водящему людей поверх смертоносных букв закона.
В научном смысле право представляет собой отражение истины в повседневных человеческих взаимоотношениях и в сфере социального порядка. В нравственном смысле право есть отражение высшего блага, добра и справедливости в процессе человеческого общежития. В смысле высокого искусства право есть не что иное, как представление образа прекрасного в человеческом поведении и социальных взаимоотношениях.
Право — определенная Богом, государственно и нормативно предоставленная и ограниченная внешняя свобода поступков людей, разумно отмеренная государством в его внедоговорных принципах и позитивных законах.
«Право есть голос Божий в личности», — писал Н.А. Бердяев. Для философов-моралистов (например, И. Канта) право представлялось также средством отражения, усвоения и интернализации системы ценностей и нравственных норм, которые имеют отношение к внешним действиям людей и потому нуждаются в государственном контроле и регулировании посредством санкционированного предупреждения и принуждения.
Для рационалистов и представителей школы естественного права (например, Аристотеля) право было системой предписаний разума (ratio scripta) в соответствии с человеческой природой. Для Гегеля и его последователей право представлялось мерой свободы людей в государстве.
Для американского социолога-правоведа Р. Паунда право есть средство социального управления и контроля. Для социалистов и коммунистов право является формой реализации государственной политики, политической воли народа, выражаемой избранными и наделенными властью представителями (Ж-Ж. Руссо), или политической воли господствующего класса (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Последователи исторической школы представляли право как развивающееся из зерна народного духа законодательное дерево, естественно-исторически сложившуюся совокупность правил разрешения жизненных конфликтов (Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта) или судебных решений и прецедентов (К. Ллевелин, Дж. Фрэнк).