Статья

Cемейно-брачные отношения в современном мусульманском, иудейском и индуистском праве

Регулирование сферы семьи и детства имеет особенности в мусульманском, иудейском и индуистском праве. В современном мире, имеющем тенденции к секуляризации, ислам, иудаизм и индуизм оказывают влияние на формирование правовых систем.

УДК 347.6:297:296:294 

Страницы в журнале: 133-139

 

Н.В. ВОЛОДИНА,

профессор кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российского университета дружбы народов

 

С.Е. ВАВИЛЬЧЕНКОВА,

преподаватель Московского нового юридического института

 

Регулирование сферы семьи и детства имеет особенности в мусульманском, иудейском и индуистском праве. В современном мире, имеющем тенденции к секуляризации, ислам, иудаизм и индуизм оказывают влияние на формирование правовых систем. Актуальным для многоконфессиональной России является изучение исламской, иудейской и индуистской государственно-правовых моделей для решения создавшихся проблем при правовом регулировании вопросов семьи и детства.

Ключевые слова: мусульманское право, иудейское право, индуистское право, государство, религия, семья.

 

Family-marital relations in the modern muslim, jewish and hindu law

 

Volodina N., Vavilchenkova S.

 

Regulation of family and child has the features of the Muslim, Jewish and Hindu law. In the modern world, which tends to secularization, Islam, Judaism and Hinduism have an influence on the legal system. Relevant to the study of Russia is a multi-religious Muslim, Jewish and Hindu state legal models for the decision to create problems when the legal regulation of the family and children.

Keywords: muslim law, jewish law, hindu law, state, religion, family.

 

Российская Федерация — многонациональная и многоконфессиональная страна. Это уникальное государство, в котором переплетается национальное и конфессиональное, сосуществуют традиции христиан, мусульман, иудеев, буддистов. Отметим, что до сегодняшнего дня понятия семьи и брака являются объектами пристального внимания любой религии.

Единство правовых и религиозных предписаний играет важную роль для нормативного регулирования функционирования исламских государств, построенного чаще всего на принципах шариата — свода норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванных регламентировать жизнь мусульман[1].

В современном мире создана исламская государственно-правовая модель, в которой можно выделить регулирование вопросов семьи и детства в мусульманских государствах на основе ислама. Мусульманское право относится к системе религиозно-традиционного права, где определенную роль играет религия,  — право и религия переплетаются. Система норм, которые в исламском обществе являются правовыми, выражается в религиозной форме[2].

Основой мусульманских взглядов на семейные отношения является строгое соблюдение принципов мусульманской догматики, права и этики, предусмотренных в теоретических документах ислама, прежде всего в Коране[3]. По подсчетам мусульманских юристов, нормы, связанные с семейными отношениями, представлены в 70 аятах Корана. В Коране в общих чертах рассматриваются проблемы семьи и брака в целом. В нем перечисляются условия, обязательные для вступления в брак (например, согласие жениха и невесты), нормы о выкупе за невесту (махре), о многоженстве и разводе, о наказании за супружескую неверность, о взаимоотношениях мужа и жены и между родителями и детьми и др.

Ведущие ученые считают, что вопросы семьи и детства регулируются в мусульманском праве институтами права личного статуса. Эта отрасль тесно связана с религиозными и нравственными нормами и принципами ислама, мировоззрением и культурными традициями мусульманских государств. В середине XIX века в наиболее развитых исламских государствах мусульманское право занимает господствующие позиции в правовой системе, но постепенно начинает уступать место законодательству, заимствующему западноевропейские правовые традиции.

В настоящее время вопросы семьи и детства в большинстве мусульманских стран регулируются специальным законодательством. В некоторых странах нормативные правовые акты, нередко разрозненные, упорядочивают лишь отдельные стороны сферы семьи. Так, семейные законы Египта «О содержании семьи и других вопросах личного статуса» 1920 года и «О некоторых нормах личного статуса» 1929 года касаются только некоторых аспектов брака, развода и содержания семьи. Сходное положение сложилось и в Судане, где единое законодательство в сфере семейных отношений отсутствует, но их отдельные стороны регулируются специальными циркулярами Верховного шариатского суда (например, циркуляры 1915 года — о возможности развода по решению суда, 1927 и 1932 годов — об обязанностях по воспитанию детей, 1935 года — о брачном выкупе).

Отдельную группу составляет законодательство Йеменской Республики, ЮАР и Иордании, где действуют сводные нормативные правовые акты, с разной степенью детализации регламентирующие основные вопросы семейного права. В Йемене таким документом является семейный закон 1974 года, по существу ставший первым кодексом, принятым в этой стране по вопросам семьи, ранее регулировавшимся мусульманско-правовой доктриной. В Иордании семейные отношения в настоящее время регламентируются законом «О личном статусе» 1976 года.

 

В Сирии, Марокко, Тунисе, Ираке и Алжире основные вопросы семейных отношений регулируются наряду с другими институтами личного статуса (в частности, завещанием и наследованием) едиными актами. В Сирии таким документом является закон 1953 года № 59 «О личном статусе» (это первый комплексный нормативный правовой акт по личному статусу, принятый в арабских странах).

Сирийский закон «О личном статусе» был использован при составлении аналогичного марокканского акта 1957 года, который также охватывает все институты данной отрасли, за исключением дарения и вакфов. По кругу регулируемых вопросов с законодательством Сирии и Марокко совпадает и иракский закон «О личном статусе» 1959 года (с изм. от 1963 и 1978 гг.). В отличие от них, тунисский закон «О личном статусе» 1958 года регулирует дарение, а алжирский семейный кодекс 1984 года — также и правовое положение вакфов[4].

Обоснование правовых норм тем или иным вероучением всегда было характерным и распространенным явлением. В этом отношении мусульманская юриспруденция не исключение. И тем не менее шариат не имеет аналогов в других религиозных законодательных системах. По мнению Г. Керимова, иногда шариат ошибочно отождествляют с мусульманским правом. Однако в шариате освещаются с точки зрения ислама как светские, так и религиозные проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, исламские нормы морали и этики, мусульманские обряды, определяющие поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволяемые, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских правоведов шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина от колыбели до могилы[5].

Исламская религия уделяет пристальное внимание вопросам семьи и детства. «В книге “Менахидж-уль-ибад” Саъидеддина Фергани (ум. в 699/1299) о никяахе говорится следующее: Из сообщений Корана и Сунны можно сделать вывод, что и женитьба, и жизнь без семьи в Исламе разрешена. Все зависит от периода времени (эпохи), от конкретной ситуации в стране, от личной конституции человека, которым его наделил Аллах (Славен Он и Велик). В соответствии с этим и сообщения были разными. Во времена Сподвижников Пророка и их последователей — Табиунов женитьба была более предпочтительным и даже необходимым действием, нежели чем остаться холостым. К этому побуждали три основные причины:

1-я причина. При жизни Посланника Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, существовали идеи безбрачия. Священники считали, что монашество является благим, богоугодным образом жизни.

Пророк Аллаха (меиб), дабы упредить нежелательные последствия монашеского образа жизни, настоятельно рекомендуемые в то время христианскими священниками, запретил монашество. Известен его хадис: “В Исламе нет монашества”. Другой хадис: “Никяах — моя Сунна. Отдалившийся от моей Сунны, — не от меня”.

2-я причина, побуждавшая к семейной жизни, была следующей. Первые три поколения мусульман жили в такое прекрасное время, что их крепкая вера, терпеливость, довольствование малым и упование на Всевышнего Аллаха были очень сильны. Пророк Аллаха сказал про них: “Самое лучшее из всех времен, это мое столетие. Самым лучшим временем после этого столетия будет следующее столетие. Далее самыми лучшими будут мусульмане после этого столетия. Затем распространится обман. Обманщики станут свидетельствовать против воли остальных мусульман”. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах субхана ва тааля, и следующие два поколения мусульман были одухотворены близостью по времени к такой выдающейся личности, как Пророк Аллаха (меиб). Их аскетизм и богобоязненность ограждали их даже от приближения к Хараму (недозволенному). А уже с 4-го столетия, когда свет, излучаемый душой Пророка (меиб) отдалился по времени, мусульмане стали более уязвимы перед искушениями Сатаны.

3-я причина. Пророк Аллаха (меиб) по воле Всевышнего предвидел, что честь распространения по всему миру религии Ислам и Исламской нации целиком ляжет на плечи первых трех поколений мусульман. Это также явилось одной из основных причин его высказывания о никяахе. Каждое слово Пророка Аллаха (меиб) было, по существу, приказом для Сподвижников. Естественно, что вышеуказанный хадис был для них руководством к действию.

Эти три причины являлись веским основанием для мусульман первых трех поколений, побуждающим их к женитьбе и увеличению потомства. После этого времени стали появляться общины, сбившиеся с Истинного Пути; распространился обман; фитна; зарабатывать на жизнь дозволенным путем, уберечься от Харама становилось все труднее. Жить с семьей в этих условиях было очень тяжело. Поэтому, когда Суфьян Саури (ум. в 161/778, известный муджтахид, имевший свой мазхаб), услышав хадис, приведенный выше, с радостью воскликнул: “Ей богу, в наше время оставаться холостым — дозволено”! Когда у Бишр ал-Хафи спросили, почему он не женится, тот ответил: “Постоянная борьба со своими страстями и вечный поиск путей духовного очищения не позволяет мне брать ответственность еще и за других”»[6].

До женитьбы молодые люди обязаны изучить основные положения шариата и подготовить себя к браку в соответствии с исламским правом. Юноши должны быть готовы к содержанию семьи и в моральном, и в материальном плане. Мужчине, решившему создать семью, следует принять намерение жениться с целью исполнения Сунны, необходимо быть готовым к воспитанию своих детей согласно предписаниям Аллаха.

Невесту нужно искать среди высоконравственных представительниц прекрасного пола, знающих основы шариата и, следовательно, мусульманского права[7].

«В трех мазхабах никяах без свидетелей считается недействительным. И если никяах совершен при свидетелях, то разрешается не оглашать этот акт. В мазхабе Малики никяах без свидетелей разрешен, но необходимо после этого известить знакомых о состоявшемся браке. По мазхабу Ханафи разрешено при никяахе совместное свидетельство мусульман в составе одного мужчины и двух женщин. При этом не требуется выяснения их благочестивости.

 

 

СТАТЬЯ БОЛЬШАЯ, ЧИТАТЬ ЦЕЛИКОМ

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматриваются основания действия административного принуждения. Этот вопрос важен с точки зрения применения различных мер административного воздействия предопределятся соблюдением требований законности
Добавлено: 06.10.2024
Глобальные изменения в мире, связанные с цифровой трансформацией современного общества, приводят к появлению цифровых религий и киберрелигий, влияющих на государственно-конфессиональные отношения
Добавлено: 06.10.2024
Пристальное внимание к процедуре медиации делает этот институт привлекательным для исследователей. В теории и практике он рассматривается как основа достижения согласия и примирения в конфликтных ситуациях. Восприятие его как приоритетного, для указанных целей, предполагает необходимым исследовать возможности его популяризации и обобщить существующий опыт достижения таких задач.
Добавлено: 31.08.2024
Современное закрепление в демократических странах мира на конституционном (государственном) уровне принципа равноправия личности связано как с многовековой историей его формирования, так и с динамичным развитием человеческой цивилизации, расширением круга ее субъектов, изменением их социального и правового статуса, непосредственной трансформацией содержания самого принципа
Добавлено: 05.07.2024
Развитие отечественного фаунистического законодательства должно быть направленно на разработку федерального кодифицированного нормативного правового акта, интегрирующего в своем содержании нормы и принципы охраны и использования всех объектов животного мира, населяющих и выращиваемых на территории России для хозяйственных и иных целей.
Добавлено: 06.04.2024