Статья

Автострахование и сфера таможенного дела: вопросы компетенции

С.М. БАСТРЫГИН, главный таможенный инспектор правового отдела Белгородской таможни С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в наст. время — в ред. от 23.06.2003 г.; далее — Закон).

С.М. БАСТРЫГИН,

главный таможенный инспектор правового отдела Белгородской таможни

 

С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в наст. время — в ред. от 23.06.2003 г.; далее — Закон). Согласно его положениям владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Законом и в соответствии с ним, за свой счет страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств. Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками соответствующих договоров. Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис.

Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263 были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — Правила), согласно которым договор обязательного страхования заключается на один год и ежегодно продлевается, за исключением предусмотренных Правилами случаев.

Владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договор обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 15 календарных дней.

При въезде транспортных средств на территорию Российской Федерации контроль за исполнением их владельцами установленной Законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности осуществляется таможенными органами России.

24 июня 2003 г. ГТК России издал Приказ № 690 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. Приказа ГТК России от 20.08.2003 г. № 907; далее — Приказ).

В соответствии с Приказом региональным таможенным управлениям и таможням Российской Федерации, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, предписано обеспечить:

а) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств, указанных в п. 1.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев[1], при представлении лицами, их перемещающими, страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установленного образца, оформленных страховыми организациями, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

б) указание на свободном месте в правом верхнем углу документа контроля доставки товаров, или документа контроля доставки транспортного средства, или удостоверения ввоза транспортного средства, или обложки книжки МДП номера и даты выдачи страхового полиса с проставлением оттиска личной номерной печати и подписи должностного лица таможенного органа.

Действие Приказа не распространяется на транспортные средства:

· максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч;

· на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

· Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

· зарегистрированные в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация;

· ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации железнодорожным, автомобильным или водным видами транспорта.

Действие Приказа распространяется на правоотношения, возникшие с момента вступления в силу Закона. Перечень страховых организаций, имеющих право на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, доведен до сведения таможенных органов Российской Федерации Письмом ГТК России от 09.09.2003 г. № 06-11/34478 «О направлении списка страховых компаний».

Как уже было отмечено, обязательное государственное страхование не осуществляется в отношении транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация. Какие же международные системы обязательного страхования существуют?

В организацию, объединяющую все национальные страховые бюро стран-участниц, входят 44 страны (Молдавия, Украина, Белоруссия, большинство европейских, ряд стран Северной Африки и Средиземноморья). Во главе организации стоит Совет Бюро, который отвечает за управление и текущую деятельность международной страховой системы, известной под названием «Зеленая карта».

Система «Зеленая карта», действующая с 1 января 1953 г., за 50 лет претерпела серьезные изменения. Главная ее задача — содействие беспрепятственному передвижению средств автотранспорта через государственные границы стран — участниц системы, а также — при дорожных авариях, совершенных въехавшими в страну иностранными водителями, — максимально быстрое урегулирование претензий пострадавших и возмещение причиненного им ущерба в соответствии с требованиями национального законодательства.

Вступление России в международную страховую систему «Зеленая карта» с 1 июля 2003 г. (в связи с введением в действие Закона) потребовало внесения определенных изменений в правовое регулирование страхования. Важным шагом для этого стало создание в нашей стране национального страхового бюро (в некоторых странах оно называется транспортным, или моторным бюро) с соответствующими внутренними и международными полномочиями и функциями.

Согласно Приложению № 2 Объединенной резолюции по дорожному транспорту (Женевские рекомендации № 5, принципиальный документ, касающийся системы «Зеленая карта») каждое государство-участник официально признает только одну организацию, созданную уполномоченными страховщиками в качестве национального страхового бюро. Только страховщики, уполномоченные заниматься обязательным страхованием автогражданской ответственности, могут быть членами  национального страхового бюро этой страны и официально выдавать сертификаты. Все они обязаны участвовать в финансировании фонда бюро, чтобы оно могло надлежащим образом выполнять обязательства перед другими национальными бюро и Советом Бюро.

В соответствии с Законом в августе 2003 года было создано отечественное профессиональное объединение страховщиков — Российский союз автостраховщиков (РСА), куда вошли ведущие страховые компании страны, занимающиеся автострахованием. На РСА возложен весь комплекс мер по введению страхования автогражданской ответственности, в том числе функции, связанные с участием страны в международных системах обязательного страхования владельцев транспортных средств. В этой сфере одной из важнейших функций РСА является представление страны и ее страхового сообщества в качестве национального страхового бюро системы «Зеленая карта».

Для практического осуществления необходимых мероприятий по вступлению в международную систему в составе РСА создан Комитет национального страхового бюро «Зеленая карта», на который возложена координация усилий заинтересованных страховых компаний и осуществление необходимых действий для решения организационных вопросов. В настоящее время решение вопросов о сроках вступления в международную систему целиком зависит от страховщиков. Согласно руководящим документам Совета Бюро любое из европейских национальных страховых бюро, которое обращается с запросом о членстве, после завершения необходимых формальностей получает статус «предварительного» члена.

Будучи в этом статусе, бюро может выдавать сертификаты системы «Зеленая карта» на средства транспорта, зарегистрированные в стране, к которой бюро относится. При этом на средства транспорта с иностранными регистрационными номерами выдача сертификатов от таких «предварительных» членов не разрешена. В остальном же, за исключением голосования по ключевым вопросам и участия в некоторых профильных комитетах Совета Бюро, права «предварительного» и полного члена почти не отличаются.

Период «предварительного» членства может длиться от 5 до 10 лет, но не менее 4 лет. На период действия данного особого статуса деятельность нового члена бюро находится под тщательным наблюдением руководящих органов Совета Бюро. Так, новый член должен строго выполнять определенные Советом Бюро финансовые гарантии. Величина суммы гарантии напрямую зависит от количества всех видов средств автотранспорта, зарегистрированных в стране. Таким образом, в России при количестве средств транспорта, превышающем 20 млн единиц, сумма депозита должна составлять 8 млн евро — за первые 20 млн единиц плюс по 0,2 евро за каждую единицу транспортного средства из числа остальных. На все время «предварительного» членства собранный гарантийный депозит должен содержаться на банковском счете солидного западного банка.

«Предварительному» члену начисляется банковский процент. Гарантийный депозит носит исключительно целевой характер, и использовать эти средства Совет Бюро может в строго обусловленных случаях: если страна (национальное страховое бюро или конкретные уполномоченные страховщики) имеет задолженность или не оплачивает убытки своих страхователей, перестраховочную премию, членские взносы на содержание Совета Бюро. Ни на какие другие цели средства депозита расходоваться не могут. По мере использования средства фонда должны быть восстановлены соответствующим национальным страховым бюро. Если наши страховщики решатся на быстрое вступление, то у российского национального страхового бюро (то есть РСА) возникнет обязанность осуществлять и координировать организационно-оперативную деятельность по широкому спектру вопросов, в том числе: выпуск и передача страховым компаниям на реализацию страховых сертификатов — «Зеленых карт»; организация процесса и/или непосредственное урегулирование претензий потерпевших в своей стране; взаимодействие с зарубежными национальными страховыми бюро для урегулирования страховых претензий, возникших в их странах по вине российских страхователей; сотрудничество с Советом Бюро; организация совместного перестрахования портфеля системы «Зеленая карта»; формирование фондов (вступительного, текущего) и т.д.

Де-юре «Зеленая карта» — это международный сертификат страхования гражданской ответственности владельцев средств автотранспорта в любой из форм, одобренной Советом Бюро, де-факто это страховой полис (бланк которого напечатан на бумаге зеленого цвета), который после надлежащего заполнения и оформления подтверждает наличие обязательного страхования автогражданской ответственности на территории всех стран, входящих в систему «Зеленая карта».

С юридической точки зрения, в настоящее время Российская Федерация не входит ни в одну международную систему обязательного страхования транспортных средств. Действующим законодательством нашей страны не определена категория лиц, имеющих льготы по обязательному государственному страхованию транспортных средств.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на обязательный характер страхования транспортных средств, данные действия регулируются Гражданским кодексом РФ, а следовательно, соответствующие отношения возникают, регулируются и прекращаются на договорной основе (с исключениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации). Это значит, что рассмотрение вопроса о размере взимаемых страхователями денежных средств не входит в компетенцию таможенных органов Российской Федерации.

 

Библиография

1 Утв. Приказом ГТК России от 02.03.95 г. № 137.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024