Е.О. ТУЗЕЛЬБАЕВ,
начальник Шымкентского юридического колледжа Министерства внутренних дел Республики Казахстан имени Б. Момышулы, полковник полиции
Динамика объемов ежегодно изымаемых наркотиков свидетельствует о насыщенности этого рынка. Речь идет о внутреннем незаконном обороте наркотиков и транзитном их перемещении через территорию Казахстана.
Одно из многочисленных проявлений наркотизации общества, характеризующей особенности нынешнего момента, — появление на отечественном нелегальном рынке амфетаминов героина, кокаина и других прежде нетрадиционных для Казахстана наркотиков, что влечет за собой формирование новых типов наркоманов — героиноманов, кокаиноманов и прочих, определяющих спрос на конкретные виды наркотиков.
На проблему незаконного оборота наркотиков можно посмотреть и под другим углом зрения, оценивая в качестве ее составляющих внутреннее культивирование, производство и реализацию наркотиков и их контрабанду (экспорт, импорт). В любом случае следует учитывать, что наркобизнес, его наиболее организованная часть, превращается в реальную основу незаконного оборота наркотиков.
Существование большого количества лиц, злоупотребляющих наркотиками, — достаточно сильный фактор, который, думается, уже набрал определенную критическую массу и потому превращает такое злоупотребление в движущую силу наркотизма как явления.
Основные задачи контроля разрешительной системы за хранилищами, складами и другими охраняемыми, изолированными и специально оборудованными (в том числе и внутрибольничными) помещениями аптечных и лечебно-профилактических организаций — предупреждение и пресечение нарушений правил ввоза, вывоза, приобретения, сбыта, хранения, учета, использования и перевозки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также условий, способствующих кражам и утечкам по незаконным каналам наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Административная ответственность за неприменение мер к обеспечению охраны наркосодержащих посевов предусматривается ст. 319 КоАП Республики Казахстан (далее — КРКоАП). Для нужд лекарственной и пищевой промышленности в республике ежегодно высевались разные виды конопли и мака. Охрана этих плантаций сложна и дорогостояща. Помимо сторожей, на поля с маком и коноплей вынуждены были выезжать работники криминальной полиции (9 подразделений). Для охраны сотрудников патрульной полиции привлекали кинологов с собаками, но хищения наркосодержащих растений продолжались. Учитывая это, с 1974 года прекращены посевы опийного, а с 1988 года — и масличного мака[1]. Для нужд лекарственной промышленности и в былые годы значительная часть потребляемого мака приобреталась за рубежом, в дальнейшем предполагалось покрывать потребность в нем только за счет импорта. Обыкновенная конопля до сих пор еще необходима для нужд текстильной промышленности, возрождение и развитие которой планируется в Республике Казахстан.
Согласно законодательству Республики Казахстан должностные и юридические лица, не принявшие меры к обеспечению установленного режима охраны наркосодержащих посевов, мест хранения и переработки урожая, а также к уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические вещества, подлежат административной ответственности: на должностных лиц налагается штраф в размере до 100, а на юридических лиц — до 200 минимальных расчетных показателей. Кроме того, деятельность юридических лиц, согласно ч. 2 ст. 45 «Виды административных взысканий» КРКоАП, может быть приостановлена или запрещена.
Посевы масличного мака и обыкновенной конопли на приусадебных участках, в городах, садах или в иных местах запрещены.
Необходимо отметить, что высевание масличного мака как цветка было широко распространено в южных областях Казахстана, и некоторые «плантаторы» продавали головки мака — исходное сырье для изготовления наркотических средств. Имеется множество случаев, когда лиц, находящихся в наркозависимости, задерживали за несанкционированный сбор мака или конопли. На основании этого Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 31.12.1986 впервые была введена административная ответственность за непринятие мер к уничтожению дикорастущей конопли. При выявлении случаев незаконного посева и культивирования сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, предусмотрена ответственность по УК РК.
В диспозиции ст. 318 КРКоАП оговорено, что ответственность за непринятие мер к уничтожению дикорастущей конопли «на землях государственного лесного и водного фондов, государственного запаса и закрепленных за организациями наступает после предписания».
В связи с тем, что на выполнение предписания законом отводится определенное время, к сожалению позволяющее наркодельцам воспользоваться урожаем, на наш взгляд, в указанной статье целесообразно обозначить конкретные сроки для исполнения вынесенного предписания.
За незаконное обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами без цели сбыта на физических и юридических лиц налагается административный штраф. До принятия КРКоАП за приобретение или хранение наркотических средств без цели сбыта в небольших размерах предусматривался административный арест на срок до 15 суток[2]. При наличии признаков правонарушения, предусмотренных ст. 320 КРКоАП, в случаях, когда вес наркотического вещества достаточно велик, возможна уголовная ответственность. Для возбуждения уголовного дела необходимо проведение химической экспертизы в целях определения принадлежности изъятого вещества к наркотикам. На проведение таких мероприятий требуется определенное время, что дает возможность подозреваемому лицу уйти от уголовного преследования. Если подозреваемый — иностранный гражданин, следующий транзитом, то привлечь его к уголовной ответственности очень трудно.
В этой связи, полагаем, необходимо восстановить в КРКоАП санкцию административного ареста сроком на 15 суток для физических лиц, что позволит продлить сроки административного задержания от 3 до 48 часов. Согласно ч. 3 ст. 622 КРКоАП, «лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного взыскания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию до рассмотрения дела об административном правонарушении, но не более чем на сорок восемь часов».
Статья 320 КРКоАП имеет примечание, в котором сказано, что лицо, добровольно сдавшее имевшееся у него наркотическое средство, психотропное вещество или прекурсор, которое оно изготовило, переработало, приобрело, хранило, перевезло и переслало без цели сбыта, освобождается от ответственности. Это примечание сыграло положительную практическую роль: дело в том, что в прошлом многие наркоманы боялись обращаться в лечебные учреждения, чтобы им помогли избавиться от наркозависимости, так как они не освобождались от ответственности за употребление наркотических средств. Следует и далее совершенствовать законодательство и налаживать координацию по предупреждению и пресечению каналов трансграничного движения наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров.
Ситуация в Республике Казахстан в сфере преступности и злоупотребления наркотиками имеет тенденцию к нормализации, и у государства есть достаточно возможностей для снижения существующих масштабов злоупотребления наркотиками и деятельности наркодельцов.
Необходимо продолжать анализ правоприменительной деятельности правоохранительных органов и по его результатам вносить изменения и дополнения в УК РК и КРКоАП, направленные на усиление ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а именно:
· за непринятие мер к уничтожению наркосодержащих растений привлекать к ответственности физических и юридических лиц без предварительного предписания;
· за незаконное хранение, перевозку, пересылку, приобретение и переработку наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров ужесточить санкцию административного наказания до административного ареста сроком на 15 суток;
· проводить регулярные (плановые) комплексные проверки объектов, причастных к сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в целях снижения уровня латентных преступлений и правонарушений.
Библиография
1 Ткачевский Ю.М. Административная ответственность за неприменение мер к обеспечению охраны наркотикосодержащих посевов. — М., 1990. С. 59.
2 КоАП КазССР, ст. 44.