Статья

Административно-правовая организация механизма управления миграционными процессами

Е.Н. ЛИХОЛЕТ, старший преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Дальневосточного юридического института МВД России В условиях реформ политической, экономической и правовой систем российского общества особое значение приобретает организация управления единой миграционной политикой, в том числе административно-правовой аспект управления миграционными процессами. Содержание административно-правовой организации управления должно соответствовать общей концепции миграционной политики страны, которая при правильном выборе механизма, способного учесть объективные и субъективные условия функционирования, будет оказывать организующее воздействие на миграционные процессы.

Е.Н. ЛИХОЛЕТ,

старший преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД  Дальневосточного юридического института МВД России

 

В  условиях реформ политической, экономической и правовой систем российского общества особое значение приобретает организация управления единой миграционной политикой, в том числе административно-правовой аспект управления миграционными процессами. Содержание административно-правовой организации управления должно соответствовать общей концепции миграционной политики страны, которая при правильном выборе механизма, способного учесть объективные и субъективные условия функционирования, будет оказывать организующее воздействие на миграционные процессы.

Административно-правовая организация механизма управления миграционными процессами должна быть способной обеспечить социально-экономическое и демографическое развитие, национальную безопасность России, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, реализацию интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества.

В ходе совершенствования механизма управления миграционными процессами необходимо решать следующие чрезвычайно важные задачи:

· обеспечить защиту прав и интересов российских граждан, а также интересов России при разработке и реализации межгосударственных, межправительственных, межведомственных программ;

· исполнять гуманитарные и международные обязательства в сфере миграционной политики;

· создавать условия для экономического и социального развития государства;

· предупреждать возможные негативные последствия для собственной страны[1].

Новые юридические конструкции административно-правовой организации механизма управления миграционными процессами должны служить прежде всего целям повышения эффективности функционирования единого административно-политического комплекса. Вопросы правового регулирования отношений в области миграционной политики страны целесообразно исследовать многоаспектно, не допуская приоритета правового регулирования этих отношений нормами отдельных отраслей права. Комплексная функция должна осуществляться на системной основе права[2].

Административно-правовая организация механизма управления миграционными процессами не является только административно-правовой категорией, а опосредует институты комплексной науки государственного управления и других отраслей права, прежде всего государственного права, административного права и управления. Проблема интегративна и находится на стыке этих наук.

Административно-правовая организация механизма управления миграционными процессами — новое научное направление, предполагающее учет многогранности административно-политических процессов, сложность связей, порождающих специфические требования к системе управления, а также разграничение компетенции между субъектами управления в целях принятия научно обоснованных управленческих решений.

Современные миграционные процессы можно отнести к тем процессам, которым свойственно отклонение от общественно необходимых параметров. Воздействие на реально протекающие миграционные процессы с тем, чтобы придать им оптимальное с общественной точки зрения функционирование и развитие, и есть одна из основных функций управления.

Государственное управление миграционными процессами — вид социального управления, при котором субъектом управления выступает государство, представленное специальными административно-политическими институтами. Рационалистический идеал системы государственного управления миграционными процессами предполагает, что, получая на своем «входе» социальную информацию об изменениях в обществе, вызванных взаимодействиями в системе «государство — социум — расселение», органы управления, используя инструменты государства, подают на «выход» управленческие решения, адаптирующие социальные отношения к произошедшим изменениям. Регулирующее воздействие государства может быть подразделено на две составляющие — политическую и административную. В рамках первой решаются вопросы: что, зачем и почему? Вторая представляет собой более конкретное проявление собственно государственного управления, решающего вопросы: как и при помощи чего?

Исследуя проблему формирования и функционирования институтов государства по управлению миграционными процессами[3], необходимо выделить три ее структурных уровня:

1) институциональный, на котором определяются общая миграционная политика и главные задачи ее осуществления;

2) административный, где любое направление деятельности подвергается анализу и раскладывается на различные организационно-управленческие компоненты: планирование, организацию, руководство, контроль и т. д.;

3) технологический, на котором непосредственно удовлетворяются социальные потребности в услугах государственного управления, превращаемые в конкретные продукты (результаты), которыми пользуется общество, отдельные граждане или их организации.

Система государственного управления складывается под влиянием многих факторов. Понятие системы управления включает в себя систему и структуру субъектов государственно-управленческой деятельности, их функции и полномочия, подчиненность друг другу и взаимосвязи, порядок создания и кадрового обеспечения, формы и методы их работы, другие элементы, характеризующие механизм исполнительной власти[4], в том числе в сфере управления миграционными процессами.

Административно-правовая организация управления миграционными процессами предполагает также дифференциацию функций управления как по горизонтали, так и по вертикали. Административно-правовая организация механизма управления миграционными процессами дает ответ о критериях надежности функционирования управляющих и управляемых систем в административно-политической сфере, а также обосновывает свою принадлежность к административно-правовой охране отношений, возникающих в сфере миграционных процессов. Теория административно-правовой организации управления миграционными процессами возникла как ответ на объективную потребность совершенствования миграционных правоотношений, так как недопустимы ни излишняя либеральность, ни «идеология огульного запретительства».

Практическая значимость теории административно-правовой организации управления миграционными процессами предполагает совершенствование организации управления, повышение дисциплины и ответственности должностных лиц и исполнителей за выполнение функциональных обязанностей, совершенствование механизма управления, так как дисциплина и ответственность являются регулятором стимулирования и контроля, направленного на поддержание организованности во всех областях экономической, социальной и политической жизни, а тем самым — на развитие, обеспечение и охрану отношений в сфере миграционной политики. Юридическая ответственность представляет собой оптимальный вариант управляющего воздействия на миграционные процессы со стороны государственного механизма управления.

Управляющее воздействие правоохранительных органов на объекты социальной деформации в сфере миграционной политики осуществляется посредством административного и уголовного законодательства[5]. Таким образом, административно-правовая организация механизма управления миграционными процессами предполагает оказание влияния не только на механизм торможения, но и на все явления и тенденции, которые сдерживают полноценное развитие экономической, политической и социальной основ нашей страны. Повышение роли административно-правовой организации управления в сфере миграционных процессов выступает как новая познанная закономерность с праксиологической направленностью.

Юридический аспект организации управления миграционными процессами предполагает системный подход, сущность которого заключается в том, чтобы, определяя организационно-правовую сторону развития миграционной политики, не упустить из виду ни одной из управленческих задач. Без их решения нельзя достичь главных целей, невозможно выявить и всю систему функций, прав и ответственности по вертикали и по горизонтали управления, т. е. по координации деятельности различных звеньев, занятых выполнением общих текущих задач, реализацией комплексных программ и т. д.

Регулируемая миграционная политика — одна из форм реализации научно обоснованного содержания административно-правовой организации управления миграционными процессами в России.

 

Библиография

1 См.: Атаманчук Г.В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. — М.: Юрид. лит., 1975.

2 См.: Буренко В.И. Социальное регулирование политической власти: история идей и современные подходы. — М., 2001. С. 35.

3 См.: Гаврилова И.М. Миграционная политика в России //Россия и мусульманский мир. 1995.

4 См.: Лончаков А.П. Административно-правовая организация механизма управления собственностью в сфере экономики. — Хабаровск, 1999.

5 См.: Тихомиров Ю.А. Управление делами общества. — М., 1984; Якуба О.М. Административно-правовая охрана общественного порядка. — Л., 1973.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматриваются вопросы о применении негаторно-правовой защиты в спорах о признании недействительными результатов кадастровых работ и установления местоположения границ земельных участков
Добавлено: 03.11.2024
Рецензия посвящена монографическому исследованию видного азербайджанского ученого и известного общественного деятеля, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Азербайджанской Республики, иностранного члена Российской академии наук Ильгама Мамедгасан оглы Рагимова...
Добавлено: 03.11.2024
В статье подробно анализируются последние прогрессивные изменения в уголовном законодательстве Китая. В качестве объекта анализа взяты последние поправки к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики: поправка (XI) и поправка (XII).
Добавлено: 03.11.2024
В статье исследуется дискуссионный в теории и судебной практике вопрос о целях допроса в судебном следствии эксперта, давшего заключение в досудебном производстве
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются некоторые аспекты обеспечения правового положения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Добавлено: 03.11.2024