Статья

Административные права ребенка на государственное участие и защиту

Ю.А. ЧЕРЁМУХИНА, кандидат юридических наук, доцент Под административными правами в юридической литературе понимается признаваемая государством и закрепленная в административно-правовых нормах (актах) возможность гражданина действовать в определенных границах, требовать от обязанных субъектов (от других граждан, государственных органов и их должностных лиц) осуществления установленных действий, воздержания от действий в целях пользования социальными благами для достижения личных и общественных интересов, в том числе содействия по созданию оптимальных возможностей для их реализации[1].

Ю.А. ЧЕРЁМУХИНА,

кандидат юридических наук, доцент

 

Под административными правами в юридической литературе понимается признаваемая государством и закрепленная в административно-правовых нормах (актах) возможность гражданина действовать в определенных границах, требовать от обязанных субъектов (от других граждан, государственных органов и их должностных лиц) осуществления установленных действий, воздержания от действий в целях пользования социальными благами для достижения личных и общественных интересов, в том числе содействия по созданию оптимальных возможностей для их реализации[1].

Права и законные интересы физических лиц в административном праве опираются на их систему, закрепленную Конституцией РФ. Конституционные права и законные интересы, предполагая ту или иную степень участия административного права в правовом механизме их реализации, приобретают реальное значение и трансформируются в административно-правовые. В большинстве случаев необходимо привести в «движение» соответствующее звено аппарата государственного управления, так как именно оно наделено государственно-властными полномочиями по удовлетворению ходатайств (обращений) граждан по конкретному поводу.

Таким образом, права и свободы граждан реализуются либо в сфере деятельности аппарата государственного управления (органов исполнительной власти), либо органически связаны с практической деятельностью этого аппарата, с демократическими принципами, либо, будучи производными от конституционных, приобретаются в связи с их функционированием в сфере государственно-управленческой деятельности[2].

Законодательные гарантии прав ребенка согласно Федеральному закону от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» состоят в том, что ему от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами России, этим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

Несовершеннолетнему гражданину (ребенку) принадлежит группа субъективных прав, предоставляющих возможность требовать от публичной власти, государства и его органов позитивной деятельности по обеспечению признанных за личностью прав и свобод в двух основных направлениях: 1) право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций; 2) право на защиту от посягательств, перечисленных в статьях 16, 19, 32—34, 37 Конвенции ООН «О правах ребенка» 1998 года. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства—участники Конвенции ООН «О правах ребенка» должны обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Государство обеспечивает ребенку право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций.

Право на достойный уровень жизни. При знается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, достаточных для развития ребенка. Государство в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимает меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости предоставляет материальную помощь и поддерживает программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Право родителей на воспитание детей является наиболее важным среди родительских прав. Более того, в современных условиях усиления общемировой тенденции повышения требовательности к уровню образования и воспитания на родителей налагается все больше обязанностей и больше ответственности по отношению к детям. Закономерно провозглашение в России среди основных приоритетов демографического развития повышение именно воспитательного потенциала семьи[3].

Государства—участники Конвенции ООН «О правах ребенка» принимают все необходимые меры для обеспечения содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства-участника, так и из-за рубежа. В частности, если лицо, несущее финансовую ответственность за ребенка, и ребенок проживают в разных государствах, государства-участники способствуют присоединению к международным соглашениям или заключению таких соглашений, а также достижению других соответствующих договоренностей.

Право на образование, включая в себя профессиональную подготовку и оказание консультативных услуг. Признается право ребенка на образование на основе равных возможностей в рамках поощрения и развития международного сотрудничества.

С целью содействовать ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения предпринимаются следующие шаги:

· вводится бесплатное и обязательное начальное образование;

· поощряется развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивается его доступность для всех детей и принимаются такие меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

· обеспечивается доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью необходимых средств;

· обеспечивается доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей, например право пользоваться библиотеками;

· принимаются меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

По данным на 1 сентября 2002 года, выявлено немногим более 26 тыс. детей и подростков от 7 до 15 лет, не посещающих образовательные учреждения, но за год до того их было свыше 40 тыс.[4]

В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т. е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (пункты 3—4 ст. 19 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»). Государство гарантирует гражданам право на образование, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Государства—участники Конвенции ООН «О правах ребенка» принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка (ст. 28). В ст. 26 Конституции РФ гарантируется право на свободный выбор языка воспитания, обучения и творчества, которое, по мнению В.С. Нерсесянца, входит в число личных (индивидуально-человеческих) прав и свобод, т. е. «прав и свобод, признающих и защищающих человека как отдельное природное и духовное существо, как свободную личность»[5].

Несмотря на возвышенность вышеперечисленных установок, в России идет процесс коммерциализации образования. В бесплатных образовательных учреждениях зачастую не хватает преподавателей. Отсутствует существовавшая десятилетия практика, когда проводились дополнительные бесплатные занятия для отстающих, занятия на дому с больными детьми. Все больше детей не ходят в школу, автоматически попадая в группу социального риска.

Существенным нарушением закрепленного в ст. 43 Конституции РФ и ст. 29 Конвенции ООН «О правах ребенка» права на образование Уполномоченный по правам человека в РФ считает сокращение логопедической службы в отдельных регионах России. В результате дети с речевыми расстройствами, лишенные своевременной логопедической помощи, будут испытывать затруднения как в общении, так и в дальнейшем полноценном обучении.

В жалобе, адресованной Уполномоченному по правам человека в РФ, коллективом учителей-логопедов школ Кировского района Свердловской области была выражена озабоченность сокращением их преподавательских ставок. После обращения Уполномоченного органы исполнительной власти Свердловской области взяли решение этого вопроса под свой контроль. В 2004 году были выделены дополнительные средства для оказания учащимся логопедической помощи.

Право на доступность информации и содействие в трудоустройстве для всех несовершеннолетних (от 14 до 18 лет) благодаря созданию молодежных служб занятости.

Государство принимает законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление этого права, а именно:

· устанавливает минимальный возраст для приема на работу;

· определяет необходимые требования к продолжительности рабочего дня и условиям труда;

· предусматривает соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления регламентируемой административной опеки.

Право на охрану здоровья и услуги в области здравоохранения. Признается право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

Государства—участники Конвенции ООН «О правах ребенка» стремятся, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (ст. 24). В целях полного осуществления этого права должны приниматься любые эффективные и необходимые меры для упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей. Должны предприниматься следующие шаги:

· снижение уровня смертности младенцев и детской смертности;

· предоставление необходимой медицинской помощи и обеспечение охраны здоровья всех детей при условии первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;

· борьба с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;

· предоставление матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;

· обеспечение осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступ к образованию и их поддержка в использовании таких знаний;

· развитие просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи.

Семейная политика государства строится сквозь призму поощрения международного сотрудничества и его развития с целью постепенного достижения полного осуществления прав ребенка.

Право на социальное обеспечение и помощь служб и учреждений по уходу за детьми. Государством признается за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование. Оно принимает меры для достижения полного осуществления права на социальное обеспечение и помощь служб и учреждений по уходу за детьми. Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка, а также любых соображений, связанных с получением благ ребенком или от его имени.

В целях гарантии и содействия осуществлению прав ребенка государство оказывает родителям и законным опекунам и попечителям надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивает развитие сети детских учреждений. Для этого принимаются все необходимые меры для того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми (пункты 2, 3 ст. 18 Конвенции ООН «О правах ребенка»). Государством признается право неполноценного ребенка на особую заботу.

Государства—участники Конвенции ООН «О правах ребенка» способствуют в духе международного сотрудничества обмену соответствующей информацией в области профилактического здравоохранения и медицинского, психологического и функционального лечения неполноценных детей, включая в себя распространение информации о методах реабилитации, общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также доступу к этой информации, с тем чтобы позволить государствам-участникам улучшить свои возможности и знания и расширить свой опыт в этой области. Поощряется и обеспечивается предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о нем.

В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь предоставляется, по возможности, бесплатно, с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о нем. Помощь оказывается с целью обеспечить неполноценному ребенку эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая в себя культурное и духовное развитие ребенка.

Несовершеннолетнему гражданину (ребенку) принадлежит право на защиту от следующих посягательств:

· произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство;

· всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

· экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

· незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

· всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;

· бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

· всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Меры охраны ребенка от этих угроз и посягательств могут включать в себя как разработку социальных программ с целью предоставить необходимую поддержку ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также реализовать другие формы предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и др. (статьи 4, 19, 33 Конвенции ООН «О правах ребенка»).

Россия государственные мероприятия (организационные, социальные, правовые) по охране прав ребенка в соответствии с требованиями Конвенции ООН «О правах ребенка» осуществляет, как правило, на основе специальных нормативных правовых актов. С принятием Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» законодательно определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере.

Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей. Они включают в себя законодательное обеспечение прав ребенка, государственную поддержку семьи в целях защиты прав детей, ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Специальные меры защиты предусмотрены законодательством для детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях или принадлежащих к меньшинству или группе коренного народа. К категории детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях, отнесены дети-беженцы и дети, находящиеся в зоне вооруженных конфликтов.

Государством должны приниматься меры, с тем чтобы обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем в соответствии с применимым международным или внутренним правом и процедурами, как сопровождаемому, так и не сопровождаемому его родителями или любым другим лицом, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании неотъемлемыми правами. С этой целью государства—участники Конвенции ООН «О правах ребенка» оказывают содействие любым усилиям ООН и других компетентных межправительственных или неправительственных организаций, сотрудничающих с ООН, по защите такого ребенка и оказанию ему помощи и поиску родителей или других членов семьи любого ребенка-беженца, с тем чтобы получить информацию, необходимую для его воссоединения со своей семьей.

В тех случаях, когда родители или другие члены семьи не могут быть найдены, ребенку предоставляется такая же защита, как и любому другому ребенку, по какой-либо причине постоянно или временно лишенному своего семейного окружения.

Государство обязано уважать нормы международного гуманитарного права, применимые к детям, находящимся в зоне вооруженных конфликтов. Оно обеспечивает их соблюдение, а также принимает все возможные меры для того, чтобы лица, не достигшие 15 лет, не участвовали в военных действиях.

Государства—участники Конвенции ООН «О правах ребенка» воздерживаются от призыва любого лица, не достигшего 15 лет, на службу в свои вооруженные силы. При вербовке лиц в возрасте 15—18 лет государства-участники стремятся отдавать предпочтение лицам более старшего возраста.

Согласно своим обязательствам по международному гуманитарному праву, связанным с защитой гражданского населения во время вооруженных конфликтов, государства-участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечить защиту детей в зоне  вооруженных конфликтов и уход за ними.

Детям, принадлежащим к меньшинству или группе коренного народа, обеспечивается право совместно с другими членами группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком (ст. 30 Конвенции ООН «О правах ребенка»).

Таким образом, современный государственный механизм в соответствии с задачами, которые ставит перед ним социум, вынужден оказывать комплексную помощь несовершеннолетним гражданам для достижения максимально возможной социализации и предотвращения угрожающих своим масштабом процессов беспризорности и безнадзорности (маргинализации населения). Государственное управление связано с созданием нормативной базы, регламентирующей социальную политику государства и административную правосубъектность несовершеннолетних граждан, а также инфраструктуру учреждений, осуществляющих поддержку детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

 

Библиография

1 См.: Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. — Саратов, 1976. С. 97; Он же. Теоретические проблемы развития административно-правового положения граждан СССР в современных условиях. — Саратов, 1981 С. 53; Хаманева Н.Ю. Защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1997. С. 26.

2 См.: Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе / Под ред.  Л.Д. Воеводина. — М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 69.

3 См. Концепцию демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренную распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 № 1270-р // СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873.

4 См.: Терехина В. Позитивные сдвиги // Социономия: приложение к журналу «Социальная защита». 2003. № 5. С. 4.

5 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учеб. — М., 1999. С. 336—337.

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024