О.В. СИРОТА,
адъюнкт Академии права и управления ФСИН России
В 1946 году в уголовно-исполнительной системе (далее — УИС) ФСИН России была создана юридическая служба. Сегодня в ней работают свыше 1000 сотрудников. Ее структура представлена тремя звеньями: первое — Правовое управление ФСИН России; второе — юридические службы территориальных органов ФСИН России как самостоятельные отделы или в составе отделов со штатной численностью до 3 сотрудников; третье — юрисконсульты учреждений и предприятий УИС.
Основные направления деятельности юридической службы:
· договорная и претензионная работа;
· участие в подготовке проектов нормативных правовых актов;
· осуществление информационно-правового обеспечения органов и учреждений УИС;
· организация приема обращений сотрудников по вопросам, касающимся деятельности УИС;
· правовая защита интересов как УИС, так и сотрудников, работников и членов их семей.
Во всех территориальных органах УИС созданы юридические службы, которые функционируют в составе организационных подразделений, а также на правах самостоятельных отделов. Статус юридических служб установлен приказом ФСИН России от 18.08.2005 № 718 «О правовом обеспечении деятельности ФСИН России»[1].
В условиях реформирования УИС существует потребность в совершенствовании структуры, оптимизации функций и определении первоочередных задач ведомственной юридической службы. В решении сложных задач, стоящих перед УИС, важная роль принадлежит праву, дисциплине, законности. На повышение трудовой, производственной дисциплины, укрепление законности и перестройку хозяйственного механизма направлена правовая работа, реализуемая в деятельности юридической службы. Ее задача заключается в том, чтобы правовыми средствами и методами способствовать осуществлению социально-экономических, правовых, организационно-управленческих процессов, взаимосвязанных и взаимообусловленных. Это приводит к усложнению управления в УИС и требует поиска новых путей ее совершенствования. Для успешного решения поставленных задач необходимы глубокие научно-практические исследования, изучение и обобщение опыта управления.
В процессе проводимых реформ необходимо создать стройную систему правового обеспечения деятельности органов и учреждений УИС, направленную на достижение возложенных на нее задач, а также на реформирование УИС в целях повышения социальной эффективности ее деятельности. Следствием является проведение комплекса мероприятий по совершенствованию законодательной базы деятельности УИС.
Требует своего развития производственный сектор УИС, эффективная работа которого могла бы дать дополнительные средства для финансирования неотложных нужд системы и существенно снизить нагрузку на федеральный бюджет. Число убыточных предприятий территориальных органов ФСИН России снизилось, однако сумма убытков выросла в 2,6 раза, с 68,4 млн до 178,6 млн руб.[2] Сотрудников юридических служб предприятий и учреждений недостаточно привлекают к разработке и осуществлению мер, направленных на соблюдение экономической и договорной дисциплины, организацию работы по предотвращению и профилактике недостач, предотвращение выпуска недоброкачественной продукции, предупреждение случаев нарушения трудового, административного и жилищного законодательства. Эту проблему решают правильная организация договорной работы, защита имущественных и неимущественных интересов органов и учреждений УИС в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Остается без ответа вопрос о самостоятельности юридической службы в системе управления предприятием. Самостоятельность юридической службы выражена в том, что она не входит в состав какого-либо структурного подразделения и подчиняется непосредственно его руководителю. Организационная независимость юридической службы от других управленческих подразделений обусловлена комплексным характером работы юрисконсульта, ее направленностью на защиту прав и законных интересов предприятия. Случаи включения юридической службы в коммерческие подразделения, бухгалтерию, финансовый отдел предприятия редко встречаются на практике и должны расцениваться как нарушение законодательства об организации юридической службы.
Организационная самостоятельность не предполагает изоляцию юридической службы (подразделения) в системе управления. Эффективность правовой работы возрастет в связи с укреплением отношений юрисконсульта с другими подразделениями (отделами, службами) учреждений и предприятий. Юридическая служба не может работать вне контактов с другими структурными подразделениями — бухгалтерией, финансово-экономическими отделами, отделами снабжения и маркетинга и др.
Общее методическое руководство правовой работой юридических служб территориальных органов УИС осуществляет Правовое управление ФСИН России. В качестве одной из эффективных форм методического руководства могло бы стать проведение семинаров работников юридических служб (подразделений) учреждений и предприятий УИС по обмену опытом организации правовой работы. Совершенствуя формы и методы руководства правовой работой, намечая и разрабатывая пути улучшения организации этой деятельности в учреждениях и предприятиях, юридической службе удастся добиться повышения общего уровня правовой работы, создать механизм, нацеленный на исключение случаев нарушения законности.
В исследовании механизма правового регулирования деятельности учреждений и предприятий УИС основное внимание уделяется нормативной основе. Не следует забывать и о том, что всякое нормативное регулирование имеет смысл и оправдывает свое назначение тогда, когда закон действует в повседневной практике. Но, чтобы он действовал, даже если это целесообразный, своевременный, отвечающий характеру регулируемых отношений закон, необходимо обеспечить его исполнение. В сфере хозяйствования, публично-правовых отношений, где фигурируют преимущественно коллективные субъекты, правовые нормы реализуются совместной деятельностью многих исполнителей.
Организующая деятельность по обеспечению надлежащей реализации правовых норм этих отношений, охватываемая понятием правовой работы в УИС, пока остается без научного внимания. Далеко не всегда отдает ей должное и практика. Именно этот блок в механизме правового регулирования отношений нуждается в укреплении.
Одна из причин правоисполнительства в деятельности юридических служб — недостаток квалифицированных юристов. Кроме того, уровень их подготовки зачастую не соответствует предъявляемым требованиям.
При проведении реформирования УИС необходимо повышать роль юридической службы как организатора, так и ведущего исполнителя правовой работы.
Библиография
1 Ведомости УИС. 2006. № 2.
2 Впереди предстоит большая работа: Материалы совещания руководителей территориальных органов УИС и образовательных учреждений ФСИН России / Ведомости УИС. 2006. № 4. С. 6.