Статья

Актуальные вопросы охраны коммерческой тайны в отношениях с органами государства

Л.А. ЗАБЕГАЙЛО, доцент кафедры специальных правовых дисциплин факультета международных отношений и международного права Южного института менеджмента (Краснодар), И.А. НАЗАРОВА, доцент кафедры специальных правовых дисциплин факультета международных отношений и международного права Южного института менеджмента (Краснодар) Рассматриваются актуальные вопросы сохранения конфиденциальности коммерческой информации, предоставляемой уполномоченным органам государства, а также вопросы привлечения к ответственности субъектов предпринимательской деятельности и должностных лиц органов государства, допускающих нарушения Закона о коммерческой тайне.

УДК 347.71

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №7 2011 Страницы в журнале: 68-71 

 

Л.А. ЗАБЕГАЙЛО,

доцент кафедры специальных правовых дисциплин факультета международных отношений и международного права Южного института менеджмента (Краснодар),

 

И.А. НАЗАРОВА,

доцент кафедры специальных правовых дисциплин факультета международных отношений и международного права Южного института менеджмента (Краснодар)

 

Рассматриваются актуальные вопросы сохранения конфиденциальности коммерческой информации, предоставляемой уполномоченным органам государства, а также вопросы привлечения к ответственности субъектов предпринимательской деятельности и должностных лиц органов государства, допускающих нарушения Закона о коммерческой тайне.

Ключевые слова: коммерческая тайна; обладатель коммерческой тайны; государственный и муниципальный контроль; должностное лицо уполномоченного органа государства; дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная ответственность.

 

Urgent questions of protection of a commercial secret in relations with the state bodies

 

Zabegajlo L., Nazarova I.

 

The article studies some urgent questions of preserving confidentiality of commercial information provided by the authorized state bodies. The article also reviews some urgent questions of calling to account a subject of commercial activity and governmental bodies officials who allow any breach of a commercial secret law.

Keywords: commercial secret; possessor of a commercial secret; state and municipal control; governmental body authorized official; disciplinary, civil law, administrative, criminal responsibility.

 

В  демократическом государстве полноценное развитие общества невозможно без создания условий открытости информационных ресурсов — государственных, региональных, частных. Вместе с тем государство должно обеспечивать сохранность и защиту информации, несанкционированное распространение которой может нанести ущерб правам и интересам граждан и организаций.

Условия современного российского рынка давно требовали принятия комплексного законодательного акта, который определил бы сферу производственных и деловых секретов и позволил упорядочить деятельность по обороту коммерчески ценной информации. Таким актом стал Федеральный закон от 24.07.2007 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне). В данном законе дано легальное определение коммерческой тайны и информации, составляющей коммерческую тайну, разработаны правила обращения с подобной информацией, определена ответственность за ее разглашение и несанкционированное использование.

Следует обратить внимание на то, что с 01.01.2008 в Закон о коммерческой тайне внесены существенные изменения в связи с вступлением в силу части четвертой ГК РФ, содержащей главу 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)».

В Российской Федерации вопрос об охране коммерческой тайны в отношениях с органами государства достаточно актуален. Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут по многим каналам стать достоянием недобросовестных чиновников. Нередки случаи, когда проверки организуются со специальной целью — завладеть конфиденциальной информацией фирмы по поручению и в интересах ее конкурента. В последнее время разглашение коммерчески ценной информации стало довольно прибыльным бизнесом для некоторых представителей власти. Усугубляет положение низкая культура обращения должностных лиц с такой информацией, о чем свидетельствуют нашумевшие случаи утечки закрытой информации из Центрального банка РФ, а также сведений по базам данных абонентов сотовых сетей «МТС» и «БиЛайн», которые впоследствии стали доступны широкой общественности[1].

Защита от подобных действий, порождающих коррупцию и злоупотребления, решается на законодательном уровне двумя путями:

— информация, определяемая собственниками как коммерческая тайна, имеет ограниченный доступ и предоставляется уполномоченным органам государства лишь в случаях, предусмотренных законодательством;

— в соответствии со ст. 13 Закона о коммерческой тайне на должностных лиц и служащих уполномоченных органов государства возлагается обязанность по неразглашению сведений, составляющих коммерческую тайну юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Информация, составляющая коммерческую тайну, должна предоставляться в соответствии с положениями ст. 6 Закона о коммерческой тайне. В частности, на предоставляемых документах должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя по правилам ч. 4 данной статьи.

При предоставлении информации необходимо учитывать, что положения Закона о коммерческой тайне распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована (ч. 2 ст. 1).

К сожалению, действующий Закон о коммерческой тайне не конкретизирует органы власти, которым предоставлено право истребовать информацию, составляющую коммерческую тайну. Вместе с тем практика показывает, что в Российской Федерации правом получения информации конфиденциального характера обладает большое количество органов: правоохранительные, судебные, органы прокуратуры; фискальные и контрольные (налоговые, таможенные, антимонопольные и т. д.); надзорные (госпожнадзор, госсанэпиднадзор, госгортехнадзор и т. д.); органы лицензирования и учета.

Указанные органы позволяют государству контролировать деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в интересах борьбы с преступностью, осуществления правосудия, соблюдения налогового, таможенного, антимонопольного и иного законодательства, действующего в сфере бизнеса. Данные органы в строго определенных законом случаях имеют право на получение информации о финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей, в том числе и информации, составляющей их коммерческую тайну.

В соответствии со ст. 6 Закона о коммерческой тайне требование органа государственной власти, иного государственного органа и органа местного самоуправления должно быть мотивированным. Иными словами, в нем должны быть указаны цель и правовое основание затребования информации со ссылкой на конкретную норму закона. Записи типа «в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации» недопустимы. Так, при проведении выездной налоговой проверки должна быть сделана ссылка на ст. 89 Налогового кодекса РФ. В официальном документе должен быть указан срок предоставления нужной информации, если иное не установлено федеральными законами. Кроме того, документ должен быть подписан уполномоченным должностным лицом (руководителем налогового органа или его заместителем).

Обладатель запрашиваемой информации вправе не выполнять требование уполномоченного должностного лица, переданное лично в устной форме или по телефону, со ссылкой на ст. 6 Закона о коммерческой тайне. Подобное требование должно быть оформлено на официальном бланке соответствующего органа с проставлением всех необходимых реквизитов.

В правовой литературе справедливо поднят вопрос о возможности применения самозащиты в отношениях обладателя коммерческой тайны с представителями проверяющих органов. Примером такой самозащиты может служить отказ обладателя коммерческой тайны допустить должностных лиц государственных органов (органов местного самоуправления) к проведению проверки, если их полномочия надлежащим образом не оформлены[2].

Часть 2 ст. 45 Конституции РФ допускает защиту прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом. Самозащита рассматривается в статьях 12 и 14 ГК РФ как один из законных способов защиты нарушенных гражданских прав. Этот способ не связан с обращением пострадавшей стороны во властные структуры, но допускается при условии, что он не превращается в самоуправство.

Информация, составляющая коммерческую тайну, предоставляется государственным органам (органам местного самоуправления) на безвозмездной основе, т. е. обладатель информации не вправе требовать с указанных органов оплаты услуг по предоставлению информации и выплаты какого-либо иного вознаграждения.

Органы дознания и предварительного следствия имеют право получать информацию, составляющую коммерческую тайну, только по делам, находящимся в их производстве, и только с санкции прокурора. Это правило исключает возможности предоставления информации до возбуждения уголовного дела.

На практике нередко возникает вопрос: кто конкретно должен предоставлять конфиденциальную информацию по требованию уполномоченных органов государства? В соответствии с Законом о коммерческой тайне подобное требование оформляется на имя обладателя коммерческой тайны. Если таковым является юридическое лицо, принять решение о предоставлении информации может только орган юридического лица, уполномоченный на это учредительными документами или иными локальными актами. Следовательно, если требования о раскрытии коммерческой тайны предъявляются работнику, он не может и не должен предоставлять такую информацию без разрешения ее обладателя. В подобных случаях Закон о коммерческой тайне не освобождает работника от ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну работодателя, даже по требованию государственных органов и органов местного самоуправления.

За разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну участников предпринимательской деятельности, виновные должностные лица и служащие уполномоченных органов государства несут ответственность, установленную законодательством (ч. 3 ст. 13 Закона о коммерческой тайне). Так, за совершение дисциплинарного проступка, т. е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей, в том числе обязанности по неразглашению охраняемой законом коммерческой тайны третьих лиц, могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы. Указанный перечень дисциплинарных взысканий предусмотрен в ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о коммерческой тайне за неправомерные действия своих должностных лиц или служащих органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления несут перед обладателем коммерческой тайны гражданско-правовую ответственность, предполагающую в том числе и возмещение убытков по правилам статьи 15 ГК РФ. Кроме того, в соответствии с УК РФ должностные лица и служащие указанных органов могут привлекаться к уголовной ответственности за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну третьих лиц, если эти сведения стали им известны по службе. Совершение таких деяний наказывается штрафом в размере до 125 тыс. руб.  или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет (ч. 2 ст. 183 УК РФ).

В правовой литературе справедливо обращается внимание на такой актуальный вопрос, как возможность предоставления обладателю коммерческой тайны по его запросу необходимой информации о должностных лицах, допущенных к работе с его документами по поручению руководителя проверяющего органа. Если обладатель коммерчески ценных сведений обоснованно не согласен с решением руководства, у него есть возможность обжаловать это решение. Также предлагается на законодательном уровне закрепить повышенную ответственность должностного лица, в том числе руководителя уполномоченного государственного органа, не только за разглашение чужой коммерческой тайны, но и за установление более низкого уровня конфиденциальности, чем тот, которого требуют полученные сведения[3]. Полагаем, что принятие подобных мер, безусловно, стимулировало бы усилия органов власти по сохранению в тайне конфиденциальных сведений, полученных при проведении любых проверок.

С 01.05.2009 вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (за исключением отдельных положений, для которых были предусмотрены свои сроки). По сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» были существенно ужесточены требования к проведению плановых и особенно внеплановых проверок, значительно усилена защита прав участников предпринимательской деятельности при проведении любых мероприятий по контролю (надзору).

В целях защиты своих прав на конфиденциальную информацию участники предпринимательской деятельности ведут журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля. В частности, в городе Краснодаре такой журнал можно приобрести в Торгово-промышленной палате Краснодарского края. Кроме того, по всем фактам административных ограничений и нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе при проведении различных проверок) субъекты предпринимательской деятельности вправе обращаться в ТПП Краснодарского края по телефону горячей линии и в прокуратуру Краснодарского края по телефону доверия. На официальном сайте прокуратуры Краснодарского края размещена специальная страница, посвященная вопросам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности с использованием возможностей обратной связи.

При проведении любых проверок обладатели коммерческой тайны не должны забывать о том, что согласно ст. 15 Закона о коммерческой тайне они могут быть привлечены к ответственности за невыполнение законных требований уполномоченных органов государства о предо-

ставлении информации и (или) за воспрепятствование ее получению. Так, за непредоставление информации по законному требованию государственного органа (должностного лица) предусмотрена административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ — наложение административного штрафа в следующих размерах: на граждан — от 100 до 300 руб., на должностных лиц — от 300 до 500 руб., на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели без образования юридического лица несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела по данному административному правонарушению рассматриваются в судебном порядке.

При отказе в предоставлении требуемой информации Федеральному собранию РФ или Счет-ной палате РФ возможно наступление и уголовной ответственности с применением санкций, установленных ст. 287 УК РФ.

Ответственность субъектов предпринимательской деятельности может наступать лишь при условии, что предъявляемые требования (следовательно, и действия должностных лиц) являются законными, т. е. аргументированными и обоснованными. Если обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, считает требования уполномоченных органов государства необоснованными, он вправе отказаться от предоставления информации.

В случае такого отказа проверяющий орган, скорее всего, воспользуется своим правом затребовать информацию в судебном порядке (согласно ч. 2 ст. 6 Закона о коммерческой тайне). Однако и в данной ситуации нельзя делать однозначный вывод о полной беззащитности перед государством обладателя коммерческой тайны. Судебный спор предоставляет обеим сторонам конфликта равные процессуальные возможности для отстаивания своей позиции.

 

Библиография

1  См.: Колебошин Г. Проблемы сохранения конфиденциальности коммерческой информации, переданной в порядке предоставления органам власти // Хозяйство и право. 2008. № 1. С. 98.

2 См.: Курбатов А. Защита прав предпринимателей в отношениях с государством // Там же. 2005. № 9. С. 103.

3 См.: Колебошин Г. Указ. раб. С. 99—100.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024