О.В. ДАМАСКИН
доктор юридических наук, главный научный сотрудник НИИ Генеральной прокуратуры РФ,
Н.В. ГЕНРИХ,
кандидат юридических наук, доцент Краснодарской академии МВД России
Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 18.04.2005 (Российская газета. 2005. 26 апр.) назвал три направления развития России: развитие эффективного государства; укрепление силы закона и развитие политической системы, повышение эффективности системы правосудия; развитие личности и гражданского общества. «Прежде всего Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией. Выстраданные и завоеванные европейской культурой идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии в течение многих веков являлись для нашего общества определяющим ценностным ориентиром». Это касается и свободы слова, равного доступа к средствам массовой информации различных политических сил, за которым будет следить Общественная палата, а также к законодательному оформлению парламентского расследования.
Впервые в качестве угрозы основной цели — развитию эффективного государства В.В. Путин назвал бюрократию как класс. «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».
Современное состояние общественного развития в условиях глобализации предопределяют важность защиты человека, государства и общества от внутренних и внешних угроз, решение проблем безопасности государственного строительства. В действующей Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10.01.2000 № 24 (далее — Концепция), выделяются две тенденции динамичной трансформации системы международных отношений:
· укрепление экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений при совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами на основе экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных факторов;
· создание структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых стран при лидерстве США.
Развитие международных отношений сопровождается острой конкуренцией в целях обеспечения экономических преимуществ в использовании природных, технологических и информационных ресурсов и за рынки сбыта и вложения капитала.
Актуальными функциями государства в политике обеспечения национальной безопасности страны в условиях глобализации являются:
· практическая реализация стратегии и текущих программ экономического развития, анализ и оценка достигаемых результатов, корректировка осуществляемых мер и действий в зависимости от складывающихся условий;
· правовая и политическая защита суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами;
· системное распределение прав, функций и ответственности, взаимодействие органов и должностных лиц, позволяющее компетентно реагировать на проблемные ситуации в обществе.
Реализация этих функций должна способствовать противодействию источникам и носителям правонарушений и экспертизе проектов законов, нормативных актов, управленческих решений на предмет их соответствия требованиям национальной безопасности. Важной проблемой политики обеспечения национальной безопасности является формирование патриотизма и государственности в сознании российских граждан, и особенно молодежи, олицетворяющей будущее нашей страны.
На современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, безопасности, повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.
Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России.
Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства[1].
Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре.
Содержание этого процесса нуждается в адекватной юридической форме, а также в специальных правовых средствах защиты, обеспечиваемых государством в интересах личности и общества. Конституция РФ провозглашает целостность государства и исключает какую-либо возможность выхода из ее состава любого субъекта Федерации или его части. Однако распад СССР, Югославии свидетельствует о реальности таких процессов при наличии совокупности соответствующих причин и способствующих условий.
На основе анализа действующего законодательства, правоприменительной практики, внутренних и внешних угроз экономической безопасности хотелось бы высказать ряд концептуальных положений и внести определенные предложения по формированию комплекса мероприятий по осуществлению федеральной региональной политики укрепления единства экономического и правового пространства, обеспечения безопасности Российской Федерации.
Практика заключавшихся договоров о разграничении прав и полномочий федеральной власти на уровне субъектов Федерации показывает, что такие решения лишь временно позволяют избегать эскалации конфронтации и конфликтности между субъектами Федерации и федеральной властью.
Усилия органов прокуратуры Российской Федерации в последние годы способствовали устранению противоречий названных договоров Конституции РФ, однако эта работа требует активного продолжения. Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Представляется, что конструктивное взаимодействие полномочных представителей Президента Российской Федерации с прокурорами является важным направлением обеспечения национальной безопасности в федеральных округах.
Для выработки комплекса мер по противодействию угрозам с позиций обеспечения национальной безопасности требуется разработка соответствующей законодательной базы. Поэтому планы законодательной работы должны быть системно увязаны с планами экономических, социально-культурных преобразований, проводимых в субъектах Федерации.
Попытки согласования планов законотворчества в регионах с реальными планами их развития показали, что действуют и в обозримой перспективе останутся активными следующие факторы внешнего и внутреннего порядка, способствующие формированию угроз социально-экономической безопасности и устойчивому развитию регионов[2]:
· низкая управляемость экономическими процессами в целом и непосредственно производством из-за резкого увеличения количества и структурного изменения качественного содержания коммерческих организаций;
· наличие задолженности бюджета перед населением,
· лжепредпринимательство и лжебанкротство;
· пробелы и противоречия правового регулирования в правовом пространстве субъектов Федерации;
· недостаточная согласованность и скоординированность работы представительной, исполнительной и судебной властей с органами власти федерального уровня;
· нерешенность проблем закрепления полноценных источников финансирования бюджетов субъектов Федерации, ведущая к нарушению прав человека и товаропроизводителей в регионе.
Укрепление институтов государственной власти и управления предполагает прежде всего преодоление управленческого кризиса, в частности, кардинальное изменение стереотипа управленческого государственного мышления, обновление массива знаний и технологий принятия управленческих решений, развитие в целом кадрового потенциала в сфере государственного управления.
Это актуализирует задачу проведения административной реформы, определенной в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина ФС РФ от 18.04.2005 «Особенностью последнего времени стало то, что наша недобросовестная часть бюрократии (как федеральной, так и местной) научилась потреблять достигнутую стабильность в своих корыстных интересах... При этом потенциал гражданского общества останется невостребованным, а коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно нарастать, возвращая нас на путь деградации экономического и интеллектуального потенциала нации и все большего отрыва власти от интересов общества, нежелания госаппарата слышать запросы людей»[3].
В основу разработки целей и механизмов экономического, социального и технологического развития регионов могут и должны быть положены стратегические экономические интересы и приоритеты личности, общества и государства. Однако без устойчивой продуктивной связи между управленческой, экономической и правовой наукой и социальной практикой эти интересы и приоритеты развития не могут быть идентифицированы.
Правовое обеспечение национальной безопасности в условиях глобализации призвано обеспечивать стратегию устойчивого развития России в интересах законопослушных граждан, общества и государства. В настоящее время в основном создана правовая основа для обеспечения национальной безопасности: федеральные конституционные законы, регулирующие режим чрезвычайного и военного положения; федеральные законы, регламентирующие военную службу, деятельность специальных служб, правоохранительных органов в современных условиях; федеральные законы о борьбе с терроризмом, экстремизмом, легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем. Вместе с тем надзорной прокурорской практикой и научным исследованием действующего в этой сфере законодательства выявлены его фрагментарность и пробельность.
Отдельные законы декларативны и противоречивы, что не позволяет эффективно их исполнять. Действующие нормативные правовые акты в области национальной безопасности в основном концептуально касаются частных угроз.
Законотворческий процесс в области национальной безопасности развивался в условиях, когда не в полной мере учитывались основные положения Концепции. Поскольку Концепция не содержит требования о законодательном оформлении нормативных правовых актов, регулирующих основные сферы деятельности государства по обеспечению национальной безопасности (международной, внутриполитической, экономической, социальной, военной, пограничной, информационной, духовной, экологической), стали появляться ведомственные концепции, доктрины и другие служебные документы. Согласованность этих документов недостаточна, поскольку их разрабатывали различные министерства и ведомства, что привело к разному толкованию терминов, формулировок, неоправданным повторам и противоречиям.
Современное положение России ставит перед государством и обществом важные задачи по совершенствованию существующего и разработке нового законодательства в интересах укрепления национальной безопасности. Основополагающей среди этих задач представляется законодательное закрепление положений Концепции пакетом нормативных правовых актов, конкретизирующих и развивающих положения Концепции во всех сферах деятельности государства.
Действующий Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» до настоящего времени не приведен в соответствие с Конституцией РФ и не отражает актуальных задач национальной безопасности, определенных в Концепции. Поэтому системообразующим законом мог бы стать новый федеральный закон «Об основах национальной безопасности», закрепляющий принципиальные положения Концепции и основы стратегии ее реализации.
Актуализируется проблема разработки правовых основ государственной политики в области борьбы с терроризмом, обеспечивающей единство стратегии и действий всех ветвей государственной власти, вовлечение в борьбу с преступностью законопослушного потенциала гражданского общества.
На основе Постановления Государственной думы РФ от 22.11.2004 № 955-1У ГД «О первоочередных задачах по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации в условиях активизации деятельности международного терроризма на территории Российской Федерации» необходимо комплексное нормотворчество, ориентированное на обеспечение целей и задач, определенных Президентом России. Программу и механизмы реализации этой политики целесообразно внести в действующие законодательные акты, определить приоритетные направления правоохранительной деятельности в области борьбы с терроризмом, подлежащие финансированию с учетом возможностей федерального бюджета.
Необходимо разработать методику определения приоритетов законодательного обеспечения проблем национальной безопасности, которые в зависимости от ситуации могут меняться. Это позволит указать перспективы развития законотворчества и обеспечить его системный характер на основе мониторинга законодательства и правоприменительной практики.
Чтобы охватить весь спектр современных проблем, связанных с национальной безопасностью, нужно разработать концептуальную базу федерального закона «Об основах национальной безопасности», включающую понятийный аппарат, соответствующий национальным интересам и современным реалиям нашей страны; правовую ответственность органов, обеспечивающих национальную безопасность страны с учетом глобальных угроз и направлений противодействия внутренним и внешним угрозам. Такой подход нуждается в квалифицированном научном обеспечении под руководством Совета Безопасности РФ.
Террористические акты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, 23 октября 2002 г. в Москве, 1 сентября 2004 г. в Беслане беспощадно продемонстрировали уязвимость существующих систем общественной безопасности. Масштаб насилия, разветвленные структуры террористов и их стратегия, выходящие за рамки государственных границ, требуют разработки новых законодательных норм. При этом на первый план выходит защита граждан и демократических ценностей.
В.В. Путин на расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 г. заметил, что обеспечение национальной безопасности России не может быть достигнуто без регулирующего конструктивного воздействия государственной власти и поддержки ее законопослушным большинством граждан нашего общества. «Следует отметить, что коррумпированность чиновничества и рост преступности тоже являются одним из следствий дефицита доверия и моральной силы в нашем обществе» [4].
Обновленная концепция национальной безопасности должна стать инструментом консолидации всех ветвей государственной власти в работе по строительству эффективного государства, обеспечивающего достойное место России в современном мире.
Библиография
1 Национальная безопасность: концептуальные и практические аспекты // Материалы семинара «Стратегия развития». — М., 2002.
2 Под социально-экономической безопасностью региона понимается способность его экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, максимально обеспечивать приемлемые условия жизни и развития личности для большинства населения, а также способность экономики региона противостоять влиянию внешних и внутренних угроз.
3 Российская газета. 2005. 26 апр.
4 Российская газета. 2004. 14 сент.