УДК 347.774
Страницы в журнале: 73-77
Л.А. ЗАБЕГАЙЛО,
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Южного института менеджмента, преподаватель курса «Интеллектуальная собственность»,
И.А. НАЗАРОВА,
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Южного института менеджмента
Рассматриваются новеллы отечественного законодательства о фирменном наименовании юридического лица; дается сравнительный анализ фирменных наименований коммерческих и некоммерческих организаций; особое внимание уделено современным законным и подзаконным актам относительно использования в составе фирменных наименований юридических лиц официального наименования «Россия», «Российская Федерация» и слов, производных от них.
Ключевые слова: юридическое лицо, коммерческая организация, фирменное наименование, наименование некоммерческой организации, правообладатель, исключительное право, гражданско-правовая ответственность.
Topical law enforcement matters of an incorporated person’s brand name
Zabegajlo L., Nazarova I.
The article examines some novelties of Russian legislation concerning brand names of an incorporated person and presents a comparative analysis of brand names of commercial organizations and names of noncommercial organizations. The article pays a lot of attention to the modern lawful and by-law acts in regard to the use of the official names «Russia», «Russian Federation» and their derivatives in brand names of incorporated persons.
Keywords: an incorporated person, a commercial organization, a brand name, the name of a noncommercial organization, eligibility, exclusive right, civil liability.
С 1 января 2008 г. вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), посвященная правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
До принятия части четвертой ГК РФ правовой режим фирменного наименования регулировался только ст. 54 части первой ГК РФ и Положением о фирме (утв. постановлением ЦИК Союза ССР и СНК Союза ССР от 22.06.1927).
В части четвертой ГК РФ прямо указано, что фирменное наименование является средством индивидуализации, охраняемым законом (подп. 13 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Более того, впервые праву на фирменное наименование посвящены отдельные статьи, включенные в § 1 главы 76 ГК РФ.
К сожалению, как и ранее действовавшее законодательство, часть четвертая ГК РФ не дает легального определения фирменного наименования, однако, в отличие от прежних норм, точно указывает значение и содержание фирменного наименования. Так, п. 1 ст. 1473 ГК РФ прямо утверждает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое устанавливается в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Под этим наименованием юридические лица приобретают и осуществляют свои права и обязанности, ведут основанную на законе деятельность, выступают истцом и ответчиком в суде.
Следует обратить внимание, что к фирменным наименованиям в смысле положений ГК РФ не относятся наименования объединений юридических лиц, не приобретающих статуса юридических лиц. Данное разъяснение содержится в п. 58.2 совместного постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»[1] (далее — Постановление № 5/29). В качестве примера можно привести объединение юридических лиц в простое товарищество, которое в силу ст. 1041 ГК РФ действует без образования юридического лица.
В правовой литературе неоднократно поднимался вопрос о том, могут ли иметь фирменное наименование некоммерческие организации, которые в соответствии с их уставными документами вправе осуществлять предпринимательскую деятельность при соблюдении общих положений ст. 50 ГК РФ.
При обсуждении столь актуального вопроса правоприменительной практики особый интерес представляет позиция судов. Обратимся к материалам судебного дела, изложенным в специальной литературе[2]. Фонд развития медицинских и биологических технологий «МеДиКлон» обратился в Палату по патентным спорам Роспатента (далее — ППС) с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку «Медиклон», принадлежащему другому участнику гражданского оборота. Доводы фонда сводились к следующему: оспариваемый товарный знак тождествен оригинальной части его фирменного наименования, при этом фонд согласия на его использование в товарном знаке не давал.
ППС отказала в удовлетворении возражения на том основании, что фонд «МеДиКлон», являясь некоммерческой организацией, не может иметь фирменного наименования. Впоследствии дело рассматривалось в Арбитражном суде г. Москвы. Вынесенным судебным актом решение ППС оставлено в силе. При этом суд указал следующее. Довод заявителя, что Фонд развития медицинских и биологических технологий «МеДиКлон» является фирменным наименованием, необоснован. ППС правомерно сделала вывод: оспариваемый товарный знак не может быть тождествен части фирменного наименования заявителя, поскольку заявитель не имеет фирменного наименования. В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) не предусматривает возможность некоммерческих организаций обладать фирменным наименованием. Таким образом, законом установлено, что фирменное наименование может быть только у коммерческой организации, каковой заявитель не является (решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2008 по делу № А40-55653/07-133-374).
При дальнейшем рассмотрении дела Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.05.2008 оставил вышеуказанное решение в силе.
При отказе заявителю в праве на защиту его наименования «МеДиКлон» ППС и суды ссылались на п. 8 ст. 1483 ГК РФ, в котором прямо указано, что в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с фирменными наименованиями, охраняемыми на территории Российской Федерации.
Такая позиция ППС и судов подтверждена высшими судебными инстанциями Российской Федерации в п. 58.2 Постановления № 5/29, в котором даны следующие разъяснения. В силу п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 1473 ГК РФ право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, и на них не распространяется правовая охрана, установленная § 1 главы 76 ГК РФ. Ввиду этого на некоммерческие организации не распространяются правила, предусмотренные ст. 1473 ГК РФ, в том числе запреты, содержащиеся в п. 4 этой статьи.
Вместе с тем, возвращаясь к судебным актам, принятым по итогам рассмотрения дела о столкновении прав на товарный знак «Медиклон» и наименование некоммерческой организации «МеДиКлон», нельзя не указать следующее. Согласно ст. 4 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. В этой связи полагаем, что необходимо внести изменения в п. 8 ст. 1483 ГК РФ, направленные на обеспечение равной защиты фирменных наименований коммерческих и некоммерческих организаций. Это позволило бы учитывать интересы некоммерческих организаций, которым действующее законодательство Российской Федерации не запрещает производить товары и оказывать услуги.
Следует обратить внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 311-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коммерческим и некоммерческим организациям предоставлены равные возможности относительно применения олимпийской и (или) паралимпийской символики; в случае использования в наименовании, фирменном наименовании юридического лица олимпийской и (или) паралимпийской символики при государственной регистрации такого лица должен быть представлен соответствующий договор с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.
Структурно фирменное наименование включает два компонента. В соответствии с п. 2 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество) и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (например, машиностроительный завод, кондитерская фабрика). Собственно наименование юридического лица и является средством индивидуализации, позволяющим отличать данное юридическое лицо от других участников рынка. В качестве такого наименования могут быть использованы различные слова или словосочетания, например, «Магнолия», «Нева», «Русский стандарт», «Южная звезда». Именно последняя отличительная часть фирменного наименования несет в себе основную индивидуализирующую функцию.
В специально предусмотренных законом случаях в качестве дополнительной части фирменного наименования указывается характер деятельности юридического лица или собственник его имущества. Так, фирменное наименование кредитной организации помимо прочих слов должно включать в себя слова «банк» или «небанковская кредитная организация», а фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества, например, «муниципальное унитарное предприятие».
В соответствии с п. 3 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Если юридическое лицо при регистрации не указало свое сокращенное фирменное наименование, данное наименование не может указываться ни в каких официальных документах организации. Так, если юридическое лицо зарегистрировано как общество с ограниченной ответственностью «Агентство интеллектуальной собственности «Корифей», оно не имеет права указывать в своих документах, в том числе в договорах, сокращенное фирменное наименование — ООО «АИС «Корифей».
С 1 января 2008 г. в соответствии с первоначальной редакцией п. 4 ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могли включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Следует уточнить, что в п. 58.4 Постановления № 5/29 содержится разъяснение по применению подп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ, согласно которому в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные наименования межгосударственных союзов (например: Содружество Независимых Государств, СНГ).
Запреты, установленные с 1 января 2008 г., не распространяются на государственные унитарные предприятия, фирменные наименования которых содержат указание на принадлежность таких предприятий Российской Федерации или субъекту Российской Федерации. Кроме того, официальное наименование Российской Федерации, а также слова, производные от этого наименования, допускалось включать по разрешению Правительства РФ в фирменные наименования акционерных обществ, причем тех, у которых более 75% акций приходится на долю Российской Федерации.
Указанные запреты, введенные п. 4 ст. 1473 ГК РФ, встретили непонимание участников предпринимательской деятельности. Наиболее острой критике новые правила подверглись со стороны учредителей тех коммерческих организаций, фирменные наименования которых содержат слова «Россия», «Российская Федерация» и слова, производные от них.
В этой связи Федеральным законом от 08.11.2008 № 201-ФЗ «О внесении изменений в статью 1473 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» были представлены следующие изменения в п. 4:
1) в подп. 1 исключено упоминание о словах «Российская Федерация», что означает возможность использования данных слов, а также производных от них слов в фирменном наименовании юридических лиц;
2) абзац восьмой п. 4 ст. 1473 ГК РФ изложен в следующей редакции: «Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Таким образом, законодатель предоставил всем юридическим лицам право использовать вышеуказанные слова в составе своих фирменных наименований, отказавшись от предоставления данного права лишь государственным унитарным предприятиям и определенным акционерным обществам;
3) абзац девятый п. 4 ст. 1473 ГК РФ изложен в следующей редакции: «В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы». Таким образом, текст абзаца девятого приведен в полное соответствие с новым текстом абзаца восьмого п. 4 ст. 1473 ГК РФ.
Новая редакция ст. 1473 ГК РФ вступила в силу с 11 ноября 2008 г. Вполне объяснимо, что такое решение законодателя с одобрением воспринято участниками предпринимательской деятельности России.
Как уже отмечалось, порядок включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, устанавливается Правительством РФ. В этой связи особый интерес представляют новые Правила включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования (утв. постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 № 52; далее — Правила).
Согласно Правилам разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица вышеуказанных наименований выдается Министерством юстиции РФ в случае, если:
— юридическое лицо имеет филиалы и (или) представительства на территории более чем половины субъектов Российской Федерации, либо
— юридическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к крупнейшему налогоплательщику, либо
— юридическое лицо включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара,
— а также в случае, если более 25% голосующих акций акционерного общества или более 25% уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации.
В Правилах регламентированы также процедурные вопросы издания Министерством юстиции РФ распоряжений о включении в фирменное наименование юридического лица вышеуказанных наименований и об отзыве ранее выданного разрешения на использование таких наименований.
Следует обратить внимание, что при любых редакциях законных и подзаконных актов относительно фирменного наименования юридического лица одним из актуальных остается вопрос об определении степени производности слов от полных или сокращенных наименований «Россия» и «Российская Федерация», используемых в составе фирменного наименования юридического лица. Нередки случаи, когда компании, отстаивающие свое право на сохранение фирменного наименования, прибегают к весьма любопытным аргументам.
Один из таких примеров приведен в правовой литературе. Общество с ограниченной ответственностью «Ространс» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Речь шла о неуплате государственной пошлины за право использования в фирменном наименовании организации наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний (ст. 333.34 НК РФ).
Заявитель указал, что название «Ространс» не является производным от слова «Россия». По утверждению заявителя, данное название образовано от латинского слова «ростра», которое означает «нос корабля», и символа НС, который в международной терминологии признан как сокращение физической величины единицы измерения импульса силы.
Суд, однако, учел то обстоятельство, что среди основных направлений работы общества присутствуют виды деятельности, связанные со сферой транспорта (оказание транспортных услуг, ремонт и обслуживание автотранспортной техники, оформление продажи автотранспортных средств, разработка и проведение мероприятий по организации перевозок всеми видами транспорта).
Кроме того, суд указал: в уставе общества с ограниченной ответственностью «Ространс» не приведено полное фирменное наименование общества, состоящее из слов «ростра» и «НС», из которых, как указано в заявлении, образовано спорное наименование «Ространс». Суд указал также, что слово «ространс» не существует как самостоятельное слово русского языка и является сложносокращенным словом, состоящим из корней «рос» и «транс». При этом корень «рос» несет общепринятую смысловую нагрузку, ассоциируясь со словом «Россия».
С учетом всех обстоятельств дела суд признал: общество «Ространс» правомерно привлечено к ответственности за нарушение положений НК РФ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.05.2004 № Ф04/2772-239/А81-2004)[3].
Следует отметить: первые разъяснения относительно подобных ситуаций уже сделаны. Так, в п. 58.3 Постановления № 5/29 указано, что под словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», следует понимать в том числе слово «российский» (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово «русский» (и производные от него).
Полагаем, что в Постановлении № 5/29 следовало бы разъяснить и вопросы, связанные с определением степени производности слов от названий иностранных государств. Так, допустимо ли использование в качестве производных слов любых транслитераций с иностранных языков (например, «Дойче», «Франс»), имеющих отношение к официальным наименованиям иностранных государств.
В практике применения ст. 1473 ГК РФ и § 1 главы 76 ГК РФ, безусловно, возникнут и другие вопросы, решение которых поможет скорректировать положения отечественного законодательства в части использования фирменного наименования юридического лица.
Библиография
1 Российская газета. 2009. 22 апр. № 70(4894).
2 См.: Робинов А.А. Столкновение исключительных прав на товарные знаки и фирменные наименования // Патенты и лицензии. 2008. № 11. С. 34.
3 См.: Коробкова К. Защита фирменного наименования юридического лица // Корпоративные споры. 2008. № 5. С. 38.