УДК 343.9.024:336.7
Страницы в журнале: 97-101
Е.О. Бондарь,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России Россия, Москва bondar_elena@mail.ru
С.В. Изутина,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России Россия, Москва lana.2029@mail.ru
Рассматривается развитие законодательства о противодействии легализации преступных доходов. Проводится подробный анализ законодательных мер по противодействию легализации преступных доходов на современном этапе. Подводятся итоги реформирования антиотмывочного законодательства как в Российской Федерации, так и за рубежом. Описываются проблемы и недостатки обеспечения безопасности современной отечественной экономики, в частности проблемы, с которыми сталкиваются международные структуры в процессе взаимодействия и борьбы с отмыванием преступных доходов. Рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Определяются дальнейшие пути развития комплекса действий и мер, направленных на обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации и усиление мер ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Ключевые слова: легализация преступных доходов, финансирование терроризма, законодательство.
Проблема правовой оценки такого негативного явления, как отмывание преступных денежных средств, является сегодня одной из наиболее актуальных как для России, так и многих зарубежных стран, что обусловлено рядом причин:
— во-первых, при совершении данного преступления происходит нарушение сложившихся экономических отношений и создание новых, которые строятся уже на противозаконной основе — использовании средств или имущества, полученных преступным путем. В результате наносится ущерб не только интересам отдельных субъектов предпринимательской деятельности, но и стратегическим интересам государства, разрушаются основы его финансовой системы, что способствует росту инфляции, создает неблагоприятные условия для развития инвестиционных процессов, приводит к торможению экономического, технического и научного развития страны;
— во-вторых, общественная опасность легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, заключается в том, что в результате происходит нарушение и ограничение основополагающих конституционных принципов, устанавливающих единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свободу экономической деятельности и т.д.;
— в-третьих, отмывание денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, способствует дальнейшему росту преступности не только экономической направленности, но и иной, в том числе организованной. Отмывание доходов, приобретенных незаконным путем, является составляющим элементом организованной преступной деятельности, позволяет завуалировать, скрыть истинное происхождение имущественных ценностей, выступает финансовой основой террористической деятельности, облегчает совершение преступными группировками новых общественно опасных деяний;
— в-четвертых, наблюдается рост общего количества различных финансовых центров, которые позволяют в течение короткого времени осуществить финансовые операции, направленные на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Легализация доходов, имеющих незаконное происхождение, переросла сегодня в международный криминальный бизнес.
Международная финансовая система активно развивается и совершенствуется. За этим, безусловно, следует развитие быстрых и достаточно эффективных способов декриминализации преступных доходов. Так, по словам президента Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) (далее — ФАТФ) Владимира Нечаева, актуальным является все, что в данный момент связано с интернетом и электронными кошельками. «Онлайновые платежные системы особенно уязвимы для их использования террористическими организациями. Интернет-казино, интернет-банкинг, теневая банковская деятельность тоже находятся в поле зрения. Киберпреступность, для которой не существует границ, возможно, сегодня является весьма доходным сектором «грязных» денег. Появилась и новая тема — предоплаченные карты, через которые идут обезличенные денежные переводы, платежи. Эти карты предлагаются на глобальном рынке в качестве новой финансовой услуги и пока недостаточно охвачены надзором» [2].
В 2012 году были приняты новые стандарты ФАТФ. Один из них предполагает, что каждая страна разработает и утвердит национальную оценку рисков. Это поможет многим финансовым организациям предлагать легальные финансовые продукты на приемлемых для ФАТФ требованиях к проблемным клиентам.
2013 год был ознаменован важными событиями в области регулирования офшорного сектора, так называемого пристанища «беглых денег»1. Проблема заключается в том, что деньги переводятся в разные концы света моментально, а практика международных запросов, оперативной работы требует соблюдения формальностей: языкового перевода, доказательств и дополнительных материалов. То есть «немедленно» не получается: проблема наличия границ непреодолима на нынешнем этапе, поэтому упрощение процедур обмена информацией между всеми антиотмывочными структурами является первоочередной задачей.
26 марта 2014 года Советом Федерации Федерального Собрания РФ было принято Постановление № 101-СФ «О вопросах противодействия на современном этапе легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и деофшоризации российской экономики», по которому устанавливается обязанность организаций, действующих на территории России, получать, хранить и предоставлять уполномоченным государственным органам информацию о своих бенефициарных владельцах и о структуре собственности. Предусматривается обязанность по раскрытию информации о бенефициарных владельцах компаний, являющихся поставщиками по государственным и муниципальным контрактам, а также получающих меры государственной поддержки. Закрепляется отказ в государственной поддержке организациям, бенефициарными и промежуточными владельцами которых являются офшорные компании. Запрещается участие государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием в офшорных схемах. В этой связи изменениям подверглись Бюджетный кодекс Российской Федерации 1998 года, Налоговый кодекс Российской Федерации 1998 года (далее — НК РФ), Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года (далее — УК РФ), Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ О банке развития», Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [8].
Знаковым также можно считать Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Федеральный закон № 134-ФЗ), который, в большей своей части, отражает общемировые тенденции усиления контроля над финансовыми потоками и ужесточения мер, направленных на повышение прозрачности финансовых операций и усиления налогового контроля [5].
НК РФ претерпел изменения в области расширения полномочий налоговых органов в ходе проведения камеральных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль. Безусловно, важными можно считать и изменения, внесенные в УК РФ. Федеральный закон № 134-ФЗ конкретизировал основания уголовной ответственности за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, трансграничное перемещение валютных средств на основании подложных документов, а равно уклонение от возврата валютной выручки из-за рубежа. Была введена уголовная ответственность за незаконное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу в рамках Евразийского экономического сообщества.
Стоит подчеркнуть, что основные положения Федерального закона № 134-ФЗ вступают в силу со дня его официального опубликования (опубликован 30 июня 2013 года), однако некоторые положения — по истечении определенного периода со дня официального опубликования, вплоть до 1 января 2015 года.
В 2014 году Банк России обобщил практику применения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, издав Информационное письмо от 28.03.2014 № 23 «Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”», в котором он разъясняет, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны обновить информацию о своих клиентах, находившихся у них на обслуживании на день вступления в силу Федерального закона № 134-ФЗ, не позднее 30 июня 2014 года. Сообщается, что кредитные организации не обязаны сообщать в Росфинмониторинг обо всех случаях расторжения по своей инициативе договоров с клиентами. Информация должна представляться только в случае, если договор был расторгнут кредитной организацией по основаниям, предусмотренным п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Однако, несмотря на позитивные тенденции развития законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, так до сих пор и не приняты нормы закона об усилении уголовной ответственности за предоставление недостоверной финансовой отчетности кредитно-финансовых организаций, на что обратил внимание Президент РФ В.В. Путин, когда посетил Федеральную службу по финансовому мониторингу, где провел совещание по вопросам противодействия незаконным финансовым операциям в банковской сфере. Президент намерен ужесточить уголовную ответственность банкиров за незаконные финансовые операции. Совершенствовать придется и Федеральный закон № 134-ФЗ, который расширил полномочия надзорных органов и одновременно усилил их ответственность. Однако этого недостаточно, считает Путин. «По данным правоохранительных органов, в отечественной кредитно-финансовой сфере было совершено 42,5 тыс. преступлений, из них почти 16 тыс. — в крупном и особо крупном размере. Ущерб только от выявленных преступлений составил свыше 20 млрд руб.», — сообщил Путин [4].
На наш взгляд, за последние несколько лет Россия укрепила свои позиции одной из ведущих стран, поддерживающих и соблюдающих требования ФАТФ. Безусловно, нельзя отрицать, что темпы развития теневой экономики в значительной степени возросли, однако законодатели стараются разработать максимально эффективные механизмы борьбы и пресекать этот рост. Мировое сообщество неустанно отслеживает новые формы и способы отмывания денежных средств. Самыми популярными на сегодняшний день являются принципиально новые формы отмывания денег, связанные с широкомасштабным использованием современных коммуникационных технологий — платежных карт, переводов посредством Международной межбанковской электронной системы платежей SWIFT, вкладов или снятий со счетов, покупки различных видов денежных инструментов (дорожных, банковских чеков, платежных поручений) и т.д.
Перечисленные способы легализации преступных доходов не представляют собой исчерпывающий перечень, а имеют лишь ориентирующее значение. Иными словами, зная способ совершения преступления, можно быстро раскрыть преступные схемы и привлечь виновных к ответственности.
Однако самый эффективный путь профилактики отмывания преступных доходов — четко функционирующая система противодействия легализации преступных доходов, основанная на бескомпромиссных нормах закона.
В заключение отметим, что на сегодняшний момент актуальна разработка законодательства, регулирующего работу финансовой системы Республики Крым и Севастополя, вошедших в состав Российской Федерации.
Список литературы
1. Депутаты ужесточат антитеррористическое законодательство // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2014/01/15/koshelki-site.html (дата обращения 17.07.2014).
2. Зыкова Т. Пятно на платье от купюр: интернет становится доходным сектором для «грязных» денег // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/ 2013/07/30/nechaev.html (дата обращения 17.07.2014).
3. Королев И. Депутаты запретили анонимные переводы электронных денег // CNews. URL: http://www.cnews.ru/top/2014/04/21/deputaty_zapretili_anonimnye_perevody_elektronnyh_deneg_569060 (дата обращения 17.07.2014).
4. Президент РФ В.В. Путин провел в Росфинмониторинге совещание по вопросам противодействия незаконным финансовым операциям. URL: http://fedsfm.ru/releases/993 (дата обращения 17.07.2014).
5. Публичный отчет о работе Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2013 году. URL: http://fedsfm.ru/content/files/activity/annualreports/публичный отчет_2013.pdf (дата обращения 17.07.2014).
6. Родичев М.Л. Появление и развитие законодательства о противодействии легализации преступных доходов // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 1. С. 41—46.
7. Соболь Е., Мокроусова И., Казьмин Д. Деофшоризацию российской экономики начнут с «Домодедово» // Ведомости. Власть. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/9937721/znakomstvo_s_ofshoraminachnut_s_domodedovo (дата обращения 17.07.2014).
8. СФ принял Постановление о деофшоризации экономики и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. URL: http://council.gov.ru/press-center/news/40792/ (дата обращения 17.07.2014).