Статья

Акты арбитражных судов как средство судебно-правовой политики

С.А. СЕМИКИНА, ассистент кафедры гражданского права и процесса СГУ им. Н.Г. Чернышевского Статья посвящена судебно-правовой политике, актам арбитражных судов, которые ее формируют. Судебно-правовая политика, реализуемая вышестоящими судами, в первую очередь судом надзорной инстанции — Президиумом ВАС РФ, направлена на обеспечение единообразия судебной практики и процесса применения права всеми арбитражными судами на территории Российской Федерации.

С.А. СЕМИКИНА,

 ассистент кафедры гражданского права и процесса СГУ им. Н.Г. Чернышевского

 

Статья посвящена судебно-правовой политике, актам арбитражных судов, которые ее формируют. Судебно-правовая политика, реализуемая вышестоящими судами, в первую очередь судом надзорной инстанции — Президиумом ВАС РФ, направлена на обеспечение единообразия судебной практики и процесса применения права всеми арбитражными судами на территории Российской Федерации. Акты арбитражных судов играют существенную роль в осуществлении судебно-правовой политики, давая определенные разъяснения по поводу применения законодательства, а кроме того, они носят обязательный характер при применении судами того или иного положения законодательства.

 

Построение в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия. Повышение его эффективности — одно из основных требований развития общества. Именно поэтому стоит обратить внимание на сущность судебно-правовой политики, на роль актов арбитражных судов в ее формировании и осуществлении.

Выделение судебно-правовой политики как самостоятельного феномена обусловлено отделением судебной власти от власти законодательной и исполнительной (ст. 10 Конституции  РФ), т. е. состоявшимся процессом легализации судебной власти в российском правосудии на конституционном уровне (глава 7 «Судебная власть» Конституции РФ ).

Судебно-правовая политика в сфере арбитражного судопроизводства — это строго регламентированная законом процессуальная деятельность арбитражных судов по рассмотрению и разрешению споров и иных дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, реализуемая посредством арбитражного судопроизводства, направленная на защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов и лиц, а также общества и права в целом[1].

В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами к субъектам, реализующим судебно-правовую политику в сфере арбитражного судопроизводства, можно отнести суды различных уровней (звеньев) судебной системы.

Следовательно, судебную власть в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности реализуют Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов).

Судебно-правовая политика, реализуемая вышестоящими судами, в первую очередь судом надзорной инстанции — Президиумом ВАС РФ, направлена на обеспечение единообразия судебной практики и процесса применения права всеми арбитражными судами на территории Российской Федерации.

Пленум ВАС РФ — это орган, направляющий и корректирующий судебно-правовую политику для обеспечения ее точного соответствия закону. Основное полномочие высших судебных инстанций — давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими гражданских, уголовных, административных и иных подсудных этим судам дел (ст. 126 Конституции РФ).

Постановления Пленума ВАС РФ, равно как и постановления, изданные совместно с Пленумом ВС РФ, основываются на обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и актов судов.

До принятия постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»(далее — Постановление № 36) таким постановлениям придавался рекомендательный характер, суды не обязаны были применять их при вынесении решений по аналогичным или сходным с указанными в постановлениях делам. На практике все же судьи иногда использовали некоторые постановления ВАС РФ, принимая судебные акты.

Однако в настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 304 АПК РФ ВАС РФ отменяет или изменяет судебный акт, если он нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. В соответствии с  Постановлением № 36 и постановлением Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 № 17 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам» (далее — Постановление № 17) Пленум ВАС РФ предлагает судам апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении соответственно апелляционных и кассационных жалоб на судебный акт, основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена ВАС РФ, учитывать правовую позицию суда при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Так, в п. 41 Постановления № 36 говорится: «...арбитражным судам надлежит исходить из разъяснений, данных в настоящем Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации».

Российская правовая доктрина не дает точного ответа на вопрос, являются ли постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ источниками права либо относятся к актам толкования, разъяснения права. С одной стороны, такие постановления никем не признаются, но, с другой стороны, никем и не игнорируются, поскольку синтезируют правоприменительную практику, т. е. выступают элементом прецедентной практики[2].

Разъяснения законодательства, содержащиеся в постановлениях высших судебных органов, представляют собой своеобразную форму судебного прецедента и являются ориентиром для всех нижестоящих судов.

Так, А.А. Арифулин, проанализировав тенденции надзорной деятельности ВАС РФ в первые годы применения п. 1 ст. 304 АПК РФ, указывает: «С учетом доводов заявителей надзорная инстанция все активнее выявляет неполноту исследования фактических обстоятельств нижестоящими судами, неверную оценку имеющихся доказательств, делая вывод о нарушении единообразия в толковании и применении норм права»[3].

Одно из основных направлений судебно-правовой политики в сфере арбитражного судопроизводства — содействие формированию права. Как определяется Пленумом или Президиумом ВАС РФ практика применения положений законодательства? В соответствии с положениями абзацев  третьего и четвертого п. 5.1 Постановления № 17 под такой практикой понимается «формирование ВАС РФ правовой позиции» по вопросу применения положений законодательства. Цель разъяснений ВАС РФ по вопросам судебной практики — выработка единых подходов в правоприменительной практике.

Судебно-правовая политика — это, с одной стороны, структурно сложное, системное и многоуровневое явление, а с другой — многогранный процесс. Как заметил Н.И. Матузов, надо говорить о ней в «ее статическом и динамическом состояниях, которые вовсе не исключают, а дополняют друг друга»[4].

Сущность судебно-правовой политики в области  арбитражного судопроизводства предопределена целевыми установками правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Судебно-правовая политика в этой области направлена на создание эффективного механизма правового регулирования и разрешения возникающих в обществе юридических конфликтов в сфере предпринимательских отношений[5].

На наш взгляд, сущность судебно-правовой политики в арбитражном судопроизводстве заключается в повышении эффективности правосудия, совершенствовании законодательства  Российской Федерации.

Таким образом, повышение эффективности  правосудия — одно из основных условий демократического развития общества, снятия общественного напряжения. Правосудие должно стать средством защиты гражданина, его интересов, прав и свобод. Для этого необходимо прежде всего обеспечить соблюдение лежащих в его основе принципов самостоятельности и независимости судебной власти, доступности и качества правосудия, доверия общества к судебной власти. Не менее важно наличие необходимого финансирования, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения[6].

Итак, по нашему мнению, судебно-правовую политику в сфере арбитражного процесса можно определить как целенаправленную, системную деятельность арбитражных судов, связанную с обеспечением, восстановлением и защитой законных прав, свобод субъектов  экономического спора по делам в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Акты арбитражных судов (постановления ВАС РФ и др.) формируют направление развития судебной системы России в частности и судебно-правовой политики в целом.

Акты арбитражных судов играют существенную роль в осуществлении судебно-правовой политики, давая определенные разъяснения по поводу применения гражданского, налогового и других законодательств, а кроме того, обязательны при применении судами того или иного положения законодательства.

На наш взгляд, данное положение очень важно в настоящее время, так как в ВАС РФ вырабатываются определенные позиции по поводу применения того или иного положения закона на основе анализа судебной практики.

Без судебно-правовой политики не будет работать судебная система (арбитражные суды), а значит, судьи арбитражных судов не будут принимать справедливые, законные, обоснованные, мотивированные акты, не будет должным образом осуществлена защита нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

Библиография

1 См.: Российская правовая политика / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М., 2003.  С. 466.

2 См.: Викут М.А., Зайцев И.М. Гражданский процесс России. — М., 1999. С. 330—331.

3 Арифулин А.А. Надзорное производство — важнейший инструмент обеспечения единства судебной практики // Хозяйство и право. 2005. № 1. С. 67.

4 Матузов Н.И. Правовая политика как важнейшая проблема российской юридической науки // Правовая политика: от концепции к реальности / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М., 2004. С. 14.

5 См.: Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М., 2003. С. 471—472.

6 См.: Правосудие нуждается  в поддержке // Парламентская газета. 2005. 21 окт.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024