DOI 10.25799/NI.2021.43.88.018
УДК 342.4(1–6)СНГ
Международное и зарубежное право
Здесь представлены только метаданные статьи
О.А. Мандрыченко,
аспирант кафедры конституционного и международного права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала РАНХиГС при Президенте РФ Россия, Саратов low777@list.ru
В статье приводится общий анализ конституционного реформирования в странах Содружества Независимых Государств. Выделены блоки основных поправок в конституции стран СНГ и дан их сравнительно-правовой анализ, определены пути конституционного реформирования стран СНГ, представлен прогноз дальнейшего развития конституций. Автор отмечает, что изменение конституции — не только правовой, но и политический процесс, инициаторы изменений всегда преследуют собственные интересы: личные, улучшая свое положение, или политические, меняя правила общественных правоотношений и модель политической власти. Меняющиеся политические силы или их нестабильное положение требуют изменения конституционных норм, но эти изменения не всегда это оправданы, и стабильность конституции в таком случае зависит от способа принятия поправок и наличия конституционного контроля.
Ключевые слова: конституционное реформирование, страны СНГ, конституции стран СНГ, президентская республика, смешанная (полупрезидентская) республика, парламентская республика, модель избирательной системы, конституционное правосудие, орган конституционного контроля.
Analysis of Constitutional Reform in the Countries of the Commonwealth of Independent States (CIS)
Mandrychenko O.A..,
Postgraduate Student of Dept. of Constitutional and International Law at Stolypin Volga Region Institute of Management — Branch of Institute of Public Administration and Management of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Russia, Saratov low777@list.ru
The article provides a general analysis of constitutional reform separately for the CIS countries, highlights the blocks of the main amendments to the constitutions of the CIS countries and their comparative legal analysis, defines the ways and forecast of constitutional reform of the CIS countries. The author notes that constitutional change is not only a legal, but also a political process, the initiators of change always pursue their own interests: personal, improving their situation; or political, changing the rules of public legal relations and the model of political power. Changing political forces or their precarious situation require a change in constitutional norms, this is not always justified, and the stability of the constitution in this case depends on the way amendments are adopted and the existence of constitutional control.
Keywords: constitutional reform, CIS countries, CIS constitutions, presidential republic, mixed (semi-presidential) republic, parliamentary republic, electoral system model, constitutional justice, constitutional control body.