УДК 342.5:340.114.3
Страницы в журнале: 72-76
А.В. МАЛЬКО,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН e-mail: igp@sgap.ru
А.Ф. ГАЛУЗИН,
кандидат юридических наук, профессор кафедры международного права и политологии Самарского государственного экономического университета e-mail: galyzin_af@mail.ru
В.В. ЛОШКАРЕВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Самарского государственного экономического университета
Рассматривается антинаркотическая политика в качестве важнейшего элемента антинаркотической функции современного российского государства и гражданского общества; предлагается система мер по оптимизации анализируемой политики.
Ключевые слова: наркотизм, наркотизация, антинаркотическая политика, антинаркотическая функция.
Non-narcotic policy as the major element of non-narcotic function of modern Russian state and civil society
Malko A., Galuzin A., Loshkarev V.
Non-narcotic policy as the major element of non-narcotic function of modern Russian state and civil society are described in the article; the complex of measures for optimization of this policy is suggested.
Keywords: narcotizm, narcotization, non-narcotic policy, non-narcotic function.
Среди основных вызовов и угроз XXI века все более громко заявляют о себе негативные проявления наркотизма — позитивно-негативного процесса открытия и использования (оборота) человечеством наркотиков. Наркотизм, как явление исторически изменчивое, относительно самостоятельное, сформировавшееся в систему международных и внутригосударственных экономических, социальных и правовых отношений, представляет собой совокупность наркоопасностей незаконного оборота наркотиков, наркобизнеса, наркотизации населения, заболеваний наркоманией, наркопреступности, наркоидеологии, наркокультуры, нарколоббизма и т. д.[2] Наркотизация —беспрепятственное или неограниченное адекватным противодействием вредоносное воздействие на человека, общество, государство наркоопасностей негативного наркотизма и трансформированных в наркоопасности позитивных проявлений наркотизма. Позитивное проявление наркотизма относительно: так, избыточность и бесконтрольность использования, например, легальных наркотиков (алкоголь, табак, лекарства) превращают его действие во вредоносное.
Наркотизация человечества — общемировая тенденция кризиса его жизнедеятельности. В условиях дальнейшей глобализации проблема наркотизации общества становится значимым элементом социальных, экономических, политических кризисов и фактором подрыва, необеспеченности безопасности человека. На адекватный уровень должна выйти и реакция здоровых сил обществ и государств для создания реальных механизмов обеспечения антинаркотической безопасности личности, прежде всего молодежи, сообществ и государств от негативных проявлений наркотизма.
Наркоопасности вызывают противодействие наркотизму и формирование организующей это противодействие антинаркотической политики, включающей в себя правовую политику, предметом которой является правовое регулирование отношений использования и удержания позитивного наркотизма в рамках социальной полезности, а также антинаркотизм — противодействие наркоопасностям. Предмет антинаркотической политики государства определяется угрожающими национальной безопасности факторами роста и масштабов выраженности медико-социальной вредоносности оборота запрещенных наркотиков, катализирующего вредоносность потенциала позитивных или условно позитивных проявлений наркотизма, что в последние годы в России и других странах приводит к системным и жестким ограничениям оборота табачной, алкогольной продукции, лекарств и т. д.
Содержание, суть антинаркотической правовой политики государства составляет антинаркотизм — основное направление деятельности (функция) и практическая деятельность, предметом которой являются наркоопасности негативного и позитивного наркотизма для личности, общества, государства. Антинаркотическая правовая политика — это часть правовой политики в структуре социальной, экономической, внутренней, внешней и прочей политики государства, определяющая правовое регулирование отношений сферы наркотизма.
Антинаркотизм в широком смысле — это теория, политика (правовая политика), функция и практика установления и реализации международным сообществом и каждым составляющим его государством системы предписаний, требований, ограничений и запретов антинаркотического законодательства, нормирующих и упорядочивающих социальные, экономические и иные отношения сфер легального и нелегального оборота наркотиков. Цель антинаркотизма — предупреждение и противодействие социальной, экономической и прочей вредоносности наркоопасностей посредством введения перечней запрещенных и разрешенных к обороту наркотиков и правил их легального оборота, а также противодействие незаконному обороту наркотиков, наркотизации населения и наркомании научными, политическими, организационными, воспитательными, медицинскими и правовыми антинаркотическими средствами уголовного, административного и иного законодательства.
В узком (прикладном) значении антинаркотизм — это правоохранительная и правозащитная правоприменительная антинаркотическая практика противодействия наркоопасностям, включающая деятельность органов государства, законные инициативы и практику гражданского общества.
В законодательстве антинаркотизм системно отражается закреплением правовых мер, средств, процедур противодействия всем негативным проявлениям наркотизма, основанным на узаконении понятий «наркотик», «наркотизм» и «антинаркотизм» в качестве категорий антинаркотического законодательства, определяющих системность видов (административное, уголовно-правовое, гражданско-правовое и т. д.) противодействия негативному наркотизму как системному источнику экономических, политических, демографических, социальных, правовых, юридических и иных наркоопасностей для личности, общества, государства или национальной безопасности.
Антинаркотическая безопасность как самостоятельный (обусловленный наличием совокупностей, отличающихся от иных наркоопасностей) вид национальной безопасности личности, общества, государства, на наш взгляд, должна обеспечиваться посредством антинаркотической политики, выраженной в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690[3], которая отражает наличие самостоятельной антинаркотической функции современного российского государства.
Верно в этой связи отмечает Е.Е. Тонков: «Учитывая кардинально изменившиеся обстоятельства и особую значимость проблемы противодействия наркотизации, прогрессирующие размеры наркомании, ставящие под сомнение возможность полноценного сохранения генофонда страны, мы полагаем возможным говорить о том, что сегодня противодействие наркотизации общества — это временная функция государства»[4], которая может быть комплексной, поскольку обнаруживается взаимосвязь и взаимодействие этой функции с другими функциями современного государства, и не только внутренними, но и имеющими международный контекст (например, функция противодействия наркотизации общества согласуется с функцией укрепления международного правопорядка)[5]. Отождествляя наркотизм с наркоманией (наркозависимостью), автор рассматривает государственно-правовую политику противодействия наркотизации общества как реализацию в рамках законодательно установленных правовых ограничений комплекса мер нормативно-правового, организационно-управленческого, психолого-педагогического, медицинского и социально-экономического характера, направленных на решение проблем, обусловленных незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ[6], ограничивая понятие наркотизма наркотизацией, а предмет политики — незаконным оборотом наркотиков. Однако противодействие наркотизму шире профилактики и борьбы с наркопреступностью, наркоманией, поскольку включает противодействие иным опасностям наркотизма, удерживает позитивный наркотизм от трансформаций в наркоопасности.
В силу дуализма природы наркотизма (позитивно-негативного явления), обусловливающей его противоречивость, государственная антинаркополитика с входящей в нее правовой антинаркополитикой должна иметь целью, с одной стороны, противодействие вредоносности негативных проявлений, с другой — обеспечение безопасного использования позитивных проявлений наркотизма сдерживанием их вредоносности; эта политика должна быть системной, научно обоснованной деятельностью, функцией государства, учитывающей правовой, экономический, политический, социальный, культурный, медицинский и иные аспекты наркотизма в жизнедеятельности личности, общества, государства. Считаем, что эффективная государственная антинаркополитика может строиться только на неукоснительном соблюдении принципа научной обоснованности антинаркотизма, а правовое регулирование антинаркотизма — на соблюдении принципов антинаркотического законодательства (запрета немедицинского потребления наркотиков, государственной монополии на основные виды оборота наркотиков, приоритета профилактики наркоопасностей и т. д.), принципа правовой определенности (безопасности) антинаркотического законодательства и его применения.
По нашему мнению, функцию противодействия как наркотизации населения, так и иным опасностям наркотизма точнее назвать антинаркотической и придать ей статус не временной, а постоянной, основной функции и не только современного российского государства, но и гражданского общества. Пришло время перевести антинаркотическую политику в новое качественное состояние, вовлекая в противодействие негативному наркотизму все имеющиеся силы и ресурсы — от соответствующих государственных органов (в первую очередь правоохранительных) до институтов гражданского общества и конкретного человека.
Антинаркотическая функция современного российского государства и гражданского общества включает в себя кроме антинаркотической политики еще и антинаркотическое законодательство, антинаркотическую практику и т. д. Формы осуществления подобной функции могут быть правовыми (правотворческая, правоприменительная и правоохранительная) и организационными (регламентирующая, хозяйственная, идеологическая). К методам осуществления антинаркотической функции можно отнести такие, как убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение и т. п.
В частности, в рамках правотворческой формы реализации антинаркотической функции можно говорить об ужесточении в законодательстве административной ответственности за незаконное потребление наркотиков, уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, в том числе за сбыт наркотиков в исправительных учреждениях, в местах, используемых для проведения учебных, спортивных, культурных, развлекательных и иных публичных мероприятий, а также о создании более гибкой системы административной ответственности и уголовных наказаний, учитывающей динамику и системность наркоправонарушений как основной формы существования и развития наркотизма и наркоопасностей.
Наступает момент реализации предложений о кодификации антинаркотического законодательства: системы (совокупности) норм административного, гражданского, семейного, трудового, уголовного и иного законодательства, имеющей самостоятельный предмет регулирования — общественные отношения наркотизма и антинаркотизма, противодействующего негативным проявлениям наркотизма. Формируется комплексная отрасль законодательства, систематизирующей основой которой является Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[7]. Формой кодификации может быть кодекс Российской Федерации «Об антинаркотической безопасности», который станет законодательной основой практического антинаркотизма — противодействия наркоопасностям,— включающей положения Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», административного, уголовного и иного законодательства, учитывающей предложения о необходимости разработки специального федерального закона о профилактике распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации[8] и предусматривающей меры борьбы с иными наркоопасностями.
Идею кодификации антинаркотического законодательства разделяют практические работники. На пленарном заседании Совета Федерации ФС РФ 8 июня 2011 г. директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, председатель Государственного антинаркотического комитета В.П. Иванов сказал: «Возможно, имело бы смысл выйти на разработку единого системного закона в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, на создание своего рода антинаркотического кодекса Российской Федерации».
В рамках правоприменительной и правоохранительной форм осуществления антинаркотической функции важно наладить четкую работу по эффективной реализации кодифицированного антинаркотического законодательства, созданию государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации[9], координации противодействия негативному наркотизму правоохранительными органами и органами федеральной и региональной исполнительной власти для наиболее плодотворного взаимодействия иных государственных, муниципальных структур и институтов гражданского общества.
Особое внимание необходимо уделять не только ограничивающим средствам (например, ужесточению юридической ответственности), но и стимулирующим методам осуществления обозначенной антинаркотической фунции. В частности, поддерживаем предложения, высказанные в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, касающиеся стимулирующих методов. Например, вполне обоснованно рекомендуется принять меры, направленные на стимулирование социальной активности по информированию органов государственной власти, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, о фактах их незаконного оборота; деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании; развития международно-правовой базы сотрудничества, совершенствования и гармонизации национальных законодательств государств — участников антинаркотической деятельности и т. д.
В целом же, как верно подмечено Н.А. Фроловой, «от выполнения государством функции противодействия наркоагрессии во взаимодействии со структурами гражданского общества зависит социально-правовое положение личности, создание безопасных условий жизни граждан, обеспечение общественного благополучия, укрепление внутреннего и международного правопорядка»[10].
Таким образом, сложившаяся ситуация с наркотизацией общества, отсутствие полноценной и последовательной политики противодействия системной вредоносности наркоопасностей придает антинаркотической деятельности общегосударственное значение, что требует ее перевода на уровень антинаркотической функции современного российского государства и гражданского общества.
Библиография
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Антинаркотическая политика в современной России: цели, средства, результаты» (проект № 11-03-00209а).
2 См.: Галузин А.Ф. Новое направление прокурорского надзора // Законность. 1999. № 4. С. 9; Лошкарев В.В. Антинаркотизм в России: теоретический и историко-правовой анализ: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2009 и др.
3 СЗ РФ. 2010. № 24. Ст. 3015.
4 Тонков Е.Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. — СПб., 2004. С. 49.
5 Там же. С. 48.
6 См.: Тонков Е.Е. Указ. соч. С. 45.
7 См.: Галузин А.Ф. Указ. соч.
8 См. подробнее: Фролова Н.А. Правовая политика Российской Федерации в сфере социальной безопасности (на опыте борьбы с наркотиками): автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2009. С. 14.
9 В настоящее время регионы инициируют и проводят необходимые для практики антинаркотизма исследования. — См., например: Мониторинг наркотической ситуации в Самарской области. — Самара, 2007.
10 Фролова Н.А. Правовая политика Российского государства в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками: вопросы теории и практики. — М., 2008. С. 284.