Статья

Арбитражный суд Чеченской Республики, его место и роль в возрожденной судебной системе Чеченской Республики

Д.Х. САЙДУМОВ, кандидат юридических наук, заведующий Сектором чеченской энциклопедии Академии наук Чеченской Республики, старший научный сотрудник Комплексного НИИ РАН Рассматриваются вопросы, связанные с функционированием арбитража в Чеченской Республике на различных этапах. Дается анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность арбитражных судов. Исследуется процесс возрождения арбитражного суда Чеченской Республики в рамках российского правового пространства.

УДК 347.91/.95 

Страницы в журнале: 98-100

 

Д.Х. САЙДУМОВ,

кандидат юридических наук, заведующий Сектором чеченской энциклопедии  Академии наук Чеченской Республики, старший научный сотрудник Комплексного НИИ РАН

 

Рассматриваются вопросы, связанные с функционированием арбитража в Чеченской Республике на различных этапах. Дается анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность  арбитражных судов. Исследуется процесс возрождения арбитражного суда  Чеченской Республики в рамках российского правового пространства.

Ключевые слова: арбитраж, арбитражный суд, Высший арбитражный суд РФ, Конституция Российской Федерации, Конституция Чеченской Республики.

 

Arbitration court of the Chechen Republic, its place and a role in the revived judicial system of the Chechen Republic

 

In article questions connected with arbitration functioning in the Chechen Republic at various stages are considered. The analysis is given to regulatory legal acts regulating activity of arbitration courts. Process of revival of arbitration court of the Chechen Republic within the limits of the Russian legal space is investigated.

Keywords: arbitration, Arbitration court, the Supreme Arbitration Court, the Constitution of the Russian Federation, the Constitution of the Chechen Republic.

 

Обращаясь к истории создания арбитражных судов в нашей стране, стоит вспомнить основные вехи становления данного судебного института, чтобы осмыслить, какой эволюционный путь прошел столь важный в жизни любого правового государства орган судебной власти.

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались (Декрет о суде от 15.02.1918 № 2).  Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления. С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В 1922 году с этой целью были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем — при совнаркомах автономных социалистических республик,  исполкомах областей и губерний.

В мае 1931 года в системе органов управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т. д.).

Последний этап развития госарбитража связан с тем, что в 1977 году, после принятия Конституции СССР, арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов госарбитража впервые определялись Законом СССР от 30.11.1979 «О государственном арбитраже в СССР». В Российской Федерации государственный  арбитраж руководствовался Положением об органах государственного арбитража в РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 05.12.1980 № 590.

Начиная с 1991 года в связи с переходом к рыночным отношениям в системе арбитража страны произошли изменения: был введен в действие Закон РСФСР от 04.07.1991 № 1543-1 «Об арбитражном суде».  В 1995 году был принят ныне действующий Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», а в 2002 году — Арбитражный процессуальный кодекс РФ. 

К сожалению, Чеченская Республика в силу известных событий того периода была далека от названных нововведений, однако обойти стороной эти непростые годы нельзя. После развала СССР постепенно сложилась ситуация, когда федеральное законодательство и преобразования, происходившие в стране в целом, не распространялись на Чеченскую Республику (тогда — Чечено-Ингушскую Республику).

При режиме Д. Дудаева на территории Чеченской Республики был образован и  действовал в соответствии со ст. 108 Конституции Чеченской Республики Ичкерия от 2 марта 1992 г. избранный первым Парламентом Чеченской Республики Арбитражный суд ЧР. Однако его существование было недолгим:  Указом Президента ЧРИ от 13.09.1993 № 116 «О ликвидации Арбитражного суда Чеченской Республики» он был упразднен. Рассмотрение хозяйственных споров было передано городским, районным (региональным) судам по территориальности.

После событий августа 1996 года (подписание Хасавюртовских соглашений) Указом Президента ЧРИ от 30.09.1996 № 138 «О создании Арбитражного Суда Чеченской Республики Ичкерия» в целях единообразного решения хозяйственных споров был создан Арбитражный суд ЧРИ с прямым подчинением Президенту ЧРИ.

16 декабря 1996 г. Указом Президента ЧРИ № 3246 «О Высшем Арбитражном Суде Чеченской Республики Ичкерия»  (с формулировкой) в связи с расширением экономического сотрудничества с другими государствами и учитывая статус данного органа он был переименован в Высший арбитражный суд Чеченской Республики Ичкерия.

Высший Арбитражный суд ЧРИ, являясь самостоятельным судебным органом, осуществлял судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции. Порядок судопроизводства в ВАС ЧРИ определялся Конституцией ЧР, Временным положением о Высшем Арбитражном Суде ЧРИ, законами ЧРИ и законами Российской Федерации в части, не противоречащей законным интересам Чеченской Республики.  Данное положение полностью соответствовало содержанию ст. 2 постановления Парламента Чеченской Республики от 12.03.1992 № 108  «О порядке вступления в силу Конституции Чеченской Республики», гласящей: «Законы СССР и РСФСР, РФ, а также другие нормативные акты продолжают действовать на территории Чеченской Республики постольку, поскольку они не противоречат Конституции Чеченской Республики».

Временное положение о Высшем Арбитражном Суде  ЧРИ было утверждено Президентом ЧРИ  2 января 1997 г.  Согласно данному Положению  деятельность ВАС ЧРИ строилась на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дела.  Основными задачами ВАС ЧРИ при рассмотрении споров являлись: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций  и граждан в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; содействие в укреплении законности и предупреждении правонарушений в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Структура ВАС  ЧРИ:

— Президиум ВАС ЧРИ — кассационная инстанция;

— судебный состав по пересмотру дел в апелляционной инстанции;

— судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

— судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правонарушений.

Особое положение в структуре ВАС ЧРИ занимал Председатель ВАС ЧРИ. Он являлся  судьей и выполнял следующие полномочия:

— организацию деятельности  ВАС ЧРИ;

— созыв Президиума  ВАС ЧРИ и председательствование на его заседаниях, а также вынесение на рассмотрение Президиума вопросов, отнесенных к его ведению;

— осуществление общего руководства аппаратом ВАС ЧРИ, назначение на должность и освобождение от должности работников аппарата ВАС ЧРИ;

— распределение обязанностей между заместителями Председателя ВАС ЧРИ[1].

 В целом рассмотренный период был трагичным в жизни Чеченской Республики, в том числе и для судебной системы.

Официальной датой возрождения арбитражного  суда в соответствии с российским законодательством  принято считать 10 июня  2003 г., когда на территории Чеченской Республики  возобновил свою работу Арбитражный суд Чеченской Республики.

Арбитражный суд Чеченской Республики относится к первому уровню системы арбитражных судов. Данный суд в соответствии со ст. 36 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции ВАС РФ; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику.

Президиум Арбитражного суда ЧР действует в составе председателя  суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей; утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает вопросы судебной практики и организации работы суда.

Арбитражный суд ЧР входит в состав Северо-Кавказского арбитражного округа (центр округа — г. Краснодар) и имеет порядковый номер 11. В данном арбитражном округе функционируют 15-й арбитражный апелляционный суд (г. Ростов-на-Дону) и 16-й арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки).

В Арбитражный суд ЧР входят коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции ВАС РФ, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов. В судебных коллегиях образованы четыре судебных состава, которые специализируются на рассмотрении дел определенных категорий по первой инстанции. Судебные составы возглавляют председатели[2].

К сожалению, наряду с общей позитивной оценкой тенденции функционирования арбитражного суда Чеченской Республики есть отдельные эпизоды, которые позволяют негативно оценивать эту деятельность. В частности, согласно данным интернет-портала pravo.ru, в июне 2010 года  в результате анализа сайтов всех арбитражных судов Российской Федерации с помощью единой методики, в основе которой лежат требования Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», был создан рейтинг арбитражных судов Российской Федерации. Первое место в этом рейтинге занял Арбитражный суд Вологодской области, который практически полностью удовлетворяет требованиям указанного закона. На последнем месте оказался Арбитражный суд ЧР.

При оценке сайтов обращалось внимание на их удобство для пользователя, актуальность подачи информации, а также на наличие ссылок на сайты других госорганов, фоторепортажей, аудио- и видеоинформации, англоязычной версии и т. д.  По тому или иному показателю суду присваивалось определенное количество баллов (от 0 до 5 или от 0 до 10). Сумма полученных по всем пунктам баллов отражалась в рейтинге: чем выше сумма набранных судом баллов, тем выше его позиция в рейтинге. Дополнительные баллы были выставлены за дизайн сайта[3].

Возрождение деятельности Арбитражного суда ЧР в рамках российского правового пространства является позитивным  фактором, свидетельствующим о возрождении в республике судебной системы как таковой. Арбитражным судом ЧР за первый год своей деятельности  было разрешено 149 дел; в 2007 году их количество достигло 1456. За 5 месяцев 2008 года было разрешено 597 дел, т. е. почти столько же, сколько за весь 2006 год. Лишь за период с 2003 по 2005 год было разрешено более 4500 дел[4].

 

Библиография

1 См.: Гумашвили Л.Э. Судебная власть и система органов, осуществляющих ее в Чеченской Республике. — Грозный, 1998.С. 159.

2 Гумашвили Л.Э. Указ. раб.

3  http://altapress.ru/story/53360

4 По материалам: http://regions.ru/news/location01789/2148376 (опубликовано 11 июня 2008 г.).

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Авторы приводят конкретные примеры процессуальных рисков и дают практические советы по их минимизации при рассмотрении дел в суде первой инстанции, а также делают вывод о возможности управлении рисками в процессе
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматривается проблема определения статуса прокурора в арбитражном процессе по делам об административных правонарушениях. Проблема заключается в том, что законодатель не регламентирует возможность подачи прокурором заявления об административных правонарушениях в арбитражный суд...
Добавлено: 06.10.2024
Рассматривается роль прокурора в арбитражном судопроизводстве. Законодатель наделил прокурора полномочиями, связанными с обращением с исковым заявлением в арбитражный суд для защиты публичных интересов или путем опротестования судебных актов в рамках надзорного производства
Добавлено: 31.08.2024
Статья посвящена рассмотрению вопроса о предварительных обеспечительных мерах в арбитражном судопроизводстве. Обеспечительные меры являются одним из важнейших механизмов защиты нарушенных прав, и их применение при рассмотрении спора должно иметь достаточную обоснованность и доказанность
Добавлено: 02.08.2024
Рассматриваются нормы федерального законодательства, связанные с обеспечением добросовестной конкуренции при проведении электронных торгов, отмечается тенденция роста числа участников электронных торговых площадок при контрактации продукции.
Добавлено: 09.06.2024