УДК 343.211(477)
Страницы в журнале: 126-130
В.В. ШАБЛИСТЫЙ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии bДнепропетровского государственного университета внутренних дел vo-1_shablisty@ukr.nete-mail
Анализируются положения Конституции Украины, российского и ряда зарубежных уголовных законов на предмет установления норм, которые направлены на защиту безопасности человека; акцентируется внимание на важности проведения исследования именно уголовно-правовой охраны безопасности человека.
Ключевые слова: преступление, состав преступления, наказание, безопасность, уголовно-правовая охрана.
Measuring the safety of domestic Criminal code of Ukraine
Shablisty V.
Provisions of the Constitution of Ukraine, Russian and a number of foreign criminal laws about setting standards which are directed on protection of safety of the person are analyzed; the attention is focused on importance of carrying out research of criminal legal protection of safety of the person.
Keywords: crime, corpus delict, punishment, security, criminal and legal protection.
Конституция Украины 1996 года относит безопасность человека к одной из самых высоких социальных ценностей в государстве (ст. 3). Это означает, что безопасность человека должна обеспечиваться различными средствами на одинаковом, по крайней мере не менее значимом уровне с жизнью, здоровьем, честью, достоинством и неприкосновенностью личности. Вместе с тем Основной закон, провозгласив человека высшей ценностью, о его безопасности прямо больше не вспоминает.
Подробный анализ Конституции Украины показал, что в этом нормативном правовом акте высшей силы речь идет о других видах безопасности, от надлежащего обеспечения которых напрямую зависит безопасность человека.
Так, в статьях 16, 50, 92, 116 Конституции Украины идет речь об экологической безопасности, в ст. 17 — об экономической, информационной и государственной безопасности, в статьях 18, 32, 34, 36, 38, 39, 44, 92, 116 — о национальной безопасности, в статьях 43, 106 — о безопасности труда, в статьях 92, 126 — о личной безопасности судей, в ст. 138 — об общественной безопасности.
Именно поэтому следует отметить, что целью нашего исследования в рамках научной статьи является акцентирование внимания на важности проведения исследования именно уголовно-правовой охраны безопасности человека путем анализа положений Конституции Украины, отечественного и ряда зарубежных уголовных законов на предмет установления норм, которые направлены на защиту безопасности человека в различных ее сферах.
Обращает на себя внимание тот факт, что ст. 92 Конституции Украины среди прочего устанавливает исчерпывающий перечень видов безопасности, которые определяются исключительно законами Украины. К ним относятся экологическая, национальная безопасность и личная безопасность судей. Возникает сразу вопрос: почему в этой норме нет провозглашенных в ст. 3 высших социальных ценностей?
Ответ на этот вопрос находим в Уголовном кодексе Украины 2001 года (далее — УК Украины), структурное построение которого сохранило достаточное количество пережитков советского законодательства, которому, по мнению О.И. Чистякова, был присущ безусловный приоритет государства над интересами личности [1, с. 48].
Считаем, что провозглашенный тезис подтверждается как минимум двумя обстоятельствами.
Первое заключается в том, что название раздела I «Преступления против основ национальной безопасности Украины» Особенной части УК Украины противоречит Конституции Украины, так как УК Украины призван охранять основы национальной безопасности страны, а не жизнь и здоровье человека. По этому поводу интересны точки зрения выдающихся ученых современности.
Так, В.Я. Таций отмечает, что преступления против основ национальной безопасности Украины являются наиболее опасными посягательствами на общественные отношения, обеспечивающие государственную безопасность, обороноспособность, независимость страны, ее конституционный строй. Без надлежащей уголовно-правовой охраны этих социальных ценностей невозможно нормальное функционирование государства и соответствующих ее институтов. Без стабильности в обществе не будет и эффективной борьбы с преступностью, в том числе и с такими опасными преступлениями, как убийства, изнасилования, разбои. Поэтому и в УК Украины статьи об ответственности за преступления против основ национальной безопасности представлены в разделе I Особенной части [2, с. 18].
Аналогична точка зрения В.А. Навроцкого, который говорит о том, что подрыв суверенитета, независимости, демократии в Украине, действия, направленные против Украины как социального и правового государства, могут нанести значительный ущерб конституционному строю и другим составляющим национальной безопасности, отдалять государство от достижения современных идеалов общества, а потому посягательство на эти блага являются наиболее опасными как для самого государства, так и для общества и каждого его члена. Именно благодаря своему особому значению преступления против основ национальной безопасности Украины и размещены в разделе I Особенной части УК Украины [3, с. 25].
Мы согласны с приведенными аргументами в той их части, которая касается важности уголовно-правовой охраны основ национальной безопасности Украины, но не места и порядкового номера раздела и Особенной части УК Украины. И это не просто слова, ведь вся политологическая наука до ХХ века включительно считала центральным элементом политической системы общества государство, тогда как XXI век ознаменовался признанием человека как биосоциального существа началом всех начал [4, с. 281].
Второе обстоятельство заключается в том, что в ч. 1 ст. 1 УК Украины указано его первейшей задачей правовое обеспечение охраны прав и свобод человека и гражданина. Напомним: безопасность человека является одной из самых высоких социальных ценностей в государстве, однако сравнение этого положения Конституции Украины с УК Украины демонстрирует несколько иную картину.
Так, УК Украины только в ст. 259 прямо указывает на охрану безопасности граждан, притом что родовым объектом раздела ІХ Особенной части является общественная безопасность. Поэтому далее предлагаем обратить внимание на те положения уголовного закона, в которых говорится об иных видах безопасности людей.
В части 1 ст. 1, ч. 5 ст. 49, ч. 6 ст. 80, названии раздела ХХ «Преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка» Особенной части УК Украины акцентируется внимание на безопасности человечества; в ч. 1 ст. 111 — на информационной безопасности; в ст. 236 — на экологической безопасности; в ч. 1 ст. 1, названии раздела IX «Преступления против гражданской безопасности», ч. 1 ст. 258 — на общественной безопасности; в статьях 267-1, 274 — на радиационной безопасности; в ст. 274 — на ядерной безопасности; в ст. 270 — на пожарной безопасности; названии раздела Х «Преступления против безопасности производства» — на безопасности производства; в статьях 272, 273 — на правилах безопасности; в названии раздела XI «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», статьях 276, 281, 286 — на безопасности движения и эксплуатации транспорта; в статьях 380, 381 — на безопасности работников суда, правоохранительных органов или лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и их близких родственников; в ст. 420 — на безопасности Украины.
Конституция Украины принята 28 июня 1996 г., во время, когда продолжал действовать УК Украины 1960 года (еще почти 5 лет страна жила с новым Основным законом и старым самым действенным средством защиты провозглашенных в нем ценностей), в результате чего, по нашему мнению, задекларированные в ней идеалы не нашли своего полного воплощения в УК Украины.
Более того, имея в своей структуре целые разделы по охране определенных видов безопасности, УК Украины не может похвастаться наличием хотя бы одной статьи (не говоря уже о разделе), название которой прямо указывало бы на уголовно-правовую охрану личной безопасности человека.
Ж.-Ж. Руссо отмечал, что подданные предпочитают спокойствие в обществе, граждане — свободу частных лиц: одни из них мечтают о безопасности владений, другие — о личной безопасности [5].
А.А. Тер-Акопов — основоположник исследований в области безопасности человека — указывает на следующие виды безопасности человека: 1) репродуктивную; 2) духовную; 3) психологическую; 4) безопасность военной службы; 5) юридическую безопасность; 6) информационную; 7) историческую; 8) экологическую [6].
Отражением видов безопасности человека выступает ст. 1 Закона Украины от 19.06.2003 № 964-IV «Об основах национальной безопасности» (далее — Закон № 964-IV) , определяющая, что «национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, в соответствии с которой обеспечиваются стабильное развитие общества, своевременное выявление, предупреждение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам в сферах правоохранительной деятельности, борьбы с коррупцией, пограничной деятельности и обороны, миграционной политики, здравоохранения, образования и науки, научно-технической и инновационной политики, культурного развития населения, обеспечения свободы слова и информационной безопасности, социальной политики и пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, рынка финансовых услуг, защиты прав собственности, фондовых рынков и обращения ценных бумаг, налогово-бюджетной и таможенной политики, торговли и предпринимательской деятельности, рынка банковских услуг, инвестиционной политики, ревизионной деятельности, монетарной и валютной политики, защиты информации, лицензирования, промышленности и сельского хозяйства, транспорта и связи, информационных технологий, энергетики и энергосбережения, функционирования естественных монополий, использования недр, земельных и водных ресурсов, полезных ископаемых, защиты экологии и окружающей природной среды и других сферах государственного управления при возникновении негативных тенденций к созданию потенциальных или реальных угроз национальным интересам» [7].
Вместе с тем А.А. Тер-Акопов в своих трудах говорит о безопасности человека, а Закон № 964-IV — о национальной безопасности, в состав которой входит безопасность человека в различных ее сферах. Также это положение не может быть оправданием несоответствия структуры Особенной части УК Украины нормам Конституции Украины, поскольку Закон № 964-IV принят только в 2003 году, т. е. после двух лет действия УК Украины.
О неподобающем отношении законодателя к уголовно-правовой охране безопасности человека свидетельствует также отсутствие в УК Украины четкой системы собственных отраслевых принципов, наличие которых как делало бы невозможным большинство современных дискуссий по этому поводу, так и способствовало бы повышению уровня защиты человека и его прав и свобод. Ведь, по нашему убеждению, мало кому известен факт, что принцип гуманизма уголовного права в первую очередь заключается в обеспечении безопасности человека, а не в возвеличивании лица, совершившего преступление.
Принцип гуманизма закреплен, например, в ст. 7 «Принцип гуманизма» УК РФ: «1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. 2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства»; в ст. 9 «Принцип гуманизма» Уголовного кодекса Азербайджанской Республики 1999 года: «9.1. Уголовный кодекс обеспечивает безопасность человека. 9.2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства». Более конкретизированной является ст. 11 «Принцип гуманизма» Уголовного кодекса Республики Армения 2003 года: «1. Уголовный кодекс Республики Армения служит обеспечению физической, психической, материальной, экологической и иной безопасности человека. 2. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию».
Следует отметить: в большинстве стран мира принципы прямо не закреплены в уголовном законодательстве, они просматриваются в контексте конкретных норм. Считаем, что это связано с особенностями правовых систем. Более того, изменения в уголовных кодексах разных стран не проходят под лозунгом гуманизации уголовной ответственности в определенной сфере, чего, к сожалению, нельзя сказать об УК Украины: за десять лет его существования было принято более десяти законопроектов, направленных на гуманизацию принципов уголовного законодательства.
По нашему мнению, проблемы уголовно-правовой охраны безопасности человека, во всяком случае в Украине, или не исследованы на должном уровне, или просто не входят в сферу научных интересов ученых. Проведение такой работы как минимум должно способствовать тому, чтобы не только де-юре, но и де-факто каждый человек стал жить в по-настоящему безопасном обществе, имея четкое представление о своем значении и месте в нем. Такое состояние защищенности станет реальностью только в случае его надлежащего правового обеспечения, первым этапом которого безусловно должно быть законодательное закрепление принципов уголовного закона.
Итак, мы попытались акцентировать внимание на важности проведения исследования уголовно-правовой охраны безопасности человека путем анализа положений Конституции Украины, УК Украины и некоторых зарубежных уголовных законов на предмет установления норм, которые направлены на защиту безопасности человека в различных ее сферах. Насколько это удалось сделать — покажет время и интерес со стороны научной общественности. Однако с уверенностью можно констатировать, что вскоре безопасность человека найдет свое достаточное отражение в отечественной уголовно-правовой науке.
Литература
1. Чистяков О.И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917—
1991 гг. — М., 1997. 745 с.
2. Кримінальне право України: Особлива частина: підруч. для студ. вищ. навч. закл. освіти / М.І. Бажанов, В.Я. Тацій, В.В. Сташис, І.О. Зін-
ченко та ін.; за заг. ред. професорів М.І. Бажа-
нова, В.В. Сташиса, В.Я. Тація. — К.; Х., 2001. 496 с.
3. Кримінальне право України. Особлива частина / Ю.В. Александров, О.О. Дудоров, В.А. Клименко та ін.; за ред. М.І. Мельника, В.А. Клименко. — К., 2004. 656 с.
4. Тургаев А.С. Политология: учеб. для ву-
зов. — СПб., 2005. 561 с.
5. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. URL: http:// www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/russo/ob_dog.php
6. Тер-Акопов А.А. Безопасность человека: социальные и правовые основы. — М., 2005. 272 c.
7. Закон України «Про основи національної безпеки» від 19.06.2003 р. // Відомості Верховної Ради України. 2003. № 39. Ст. 351.