УДК 342.5:343.359.8
Страницы в журнале: 59-61
А.О. Далгатова,
кандидат юридических наук, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства, Россия, г. Махачкала dalgatova_aida@mail.ru
Рассматриваются правовые аспекты противодействия коррупции в частном секторе и недостатки деятельности государственных органов и иных организаций в области борьбы с коррупцией. Анализируются проблемные вопросы коррупции в России и за рубежом, предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями.
Fighting Corruption in the Private Sector
Aida O. Dalgatova,
Cand. in Law, head of Dept. of State and Legal Disciplines in Dagestan State Institute of National Economy, Russia, Makhachkala, dalgatova_aida@mail.ru
The article examines the legal aspects of combating corruption in the private sector and the drawbacks of the activities of government agencies and other organizations in the fight against corruption. The author discusses the problematic issues of corruption in Russia and abroad and suggests the ways to solve this problems.
Keywords: corruption, anti-corruption policy, commercial bribery, abuse of authority.
За последние десятилетия Россия осуществила переход от государственно-монополистической к многоукладно-рыночной экономике, в которой ведущую роль стал играть частный сектор. По своей природе предпринимательская деятельность нацелена главным образом на извлечение прибыли, в погоне за которой на второй план отступают подлинные ценности, укрепляющие социальный мир и составляющие основу благополучия всех членов общества.
Частный сектор играет важную роль, обеспечивая заинтересованность со стороны ключевых лиц в совершенствовании системы государственного управления, в то же время именно система государственного управления позволяет обеспечить равноправие всех представителей частного сектора перед законом.
Кроме того, частный сектор начинает играть все более и более важную роль в социально-экономическом развитии. В век глобализации частные компании, особенно транснациональные, приобретают все большее значение и получают все больше возможностей диктовать свои условия или максимально выгодно использовать свое положение при обсуждении с правительствами развивающихся стран или стран с переходным типом экономики вопросов социально-экономического развития [5]. И, конечно, в развитых странах, где, как мы видим, господство на рынках сбыта уже перешло от государства к частному сектору, надежды общества на частный сектор существенно возросли. Таким образом, можно сказать, что корпоративное управление усиливает то положительное влияние, которое может иметь от рационального государственного управления.
В современной России развивается и некоммерческая составляющая частного сектора, в которую входят организации, призванные удовлетворять потребности граждан в самоуправлении, защите законных прав и интересов, развитии досуга, спорта и т.п. Указанные организации — неотъемлемая часть формирующегося гражданского общества.
Серьезным препятствием на пути к полноценному развитию частного сектора является коррупция. При этом даже освобождение от коррупционной «дани» в пользу государственных и муниципальных чиновников не снимает с повестки дня проблему влияния коррупции на развитие частного сектора. Особую опасность представляет внутренняя коррупция, когда управленческие решения в организациях частного сектора принимаются по мотивам, которые не только противоречат интересам общества и государства, но и долгосрочным интересам самого предприятия и его работников [4, с.3].
Несмотря на очевидную опасность коррупции в частном секторе, российское антикоррупционное законодательство (за исключением уголовного) рассчитано на идентификацию и противодействие коррупции в сферах государственной и муниципальной службы и, по сути, игнорирует коррупцию в частной сфере.
Уголовный кодекс Российской Федерации включает в себя составы коррупционных преступлений (коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями), которые предусматривают ответственность за наиболее опасные виды коррупции в частном секторе. Однако широкой практики применения этих статей не имеется [3, с. 516], во-первых, в силу трудностей возбуждения уголовных дел (в большей степени потому, что для этого требуется заявление пострадавшей организации), во-вторых, в силу сложностей в расследовании соответствующей категории дел [1, с.130], в-третьих, в силу того, что часто сами организации либо не заинтересованы в уголовном преследовании (нет мотивации), либо используют более мягкие формы воздействия. Так, по указанному поводу О.Г. Карпович указывает, что судебное преследование мошенников часто даже и не начинается, так как организации проще уволить нечестных сотрудников, избавившись тем самым от самой проблемы. Реакции компаний на выявление случаев мошенничества выглядят следующим образом: 19% компаний отметили, что не предпринимают никаких действий в отношении сотрудников, уличенных в мошенничестве, 80% компаний переводят неблагонадежных сотрудников на другие места работы, 20% ограничиваются выговором и лишь 25% — увольнением. Осужден был только каждый десятый мошенник, причем меры наказания в отношении высшего руководства применяются реже. Чаще всего такие лица отделываются предупреждением или выговором [2, с. 31].
В данном случае следует согласиться с мнением Р. Стефанова, полагающего, что одним из ориентиров для успешного решения этой проблемы может стать международный опыт, представленный в международных актах, ратифицированных Российской Федерацией [5]. Так, во многих странах взят курс на криминализацию коррупции в частном секторе с введением самостоятельных статей в уголовных законах, например в Германии, США, Франции, Норвегии, Греции, Дании, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Эстонии и др. Например, Уголовный кодекс ФРГ (ст. 299) понимает под коррупцией в частном секторе дачу незаконного преимущества в бизнесе за счет получения в обмен на это материальных благ. Законодательство Франции, выделяя порядка 20 раз-личных составов коррупционных деяний, вводит такие квалифицирующие признаки, как предоставление необоснованных благ, неправомерное использование собственности либо доверия компании (статьи 425-4, 437-3, 460, 464 Закона о компаниях) и т.д.
Набирает силу тенденция активизации вмешательства государства в частную сферу. Так, в США и Великобритании законодательство предписывает коммерческим компаниям организацию надлежащего порядка их деятельности, не допускающего коррупционные практики. Речь идет о законах Великобритании Сарбанса-Оксли 2002 года (US Sarbanes — Oxley Act of 2002) и о взяточничестве 2010 года. Последний закон содержит норму об ответственности коммерческих организаций за ненадлежащую организацию своей деятельности, приведшую к взяточничеству [6, с. 737].
Большое разнообразие дает практика внутрикорпоративных мер, среди которых разработка корпоративных программ противодействия коррупции, создание структурных подразделений компаний, обеспечивающих взаимодействие с органами государства, развитие культуры компании, основанной на неприятии коррупционного поведения, осуществление независимого аудита эффективности противодействия коррупции в компании и т.д. Так, на наш взгляд, необходимо создать в организациях отдельные подразделения, которые осуществляли бы контрольные и надзорные функции, направленные на предупреждение появления условий, способствующих совершению преступлений лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо устранение или нейтрализацию данных условий.
Считаем необходимым использовать различные модели борьбы с коррупцией, используя зарубежный опыт применения таких мер. При этом следует учитывать то главное, что объединяет большинство государственных стратегий противодействия коррупции, а именно: единство рассматриваемой задачи обусловливает общие принципы ее решения как в публично-правовой, так и в частной сферах. Они включают прозрачность, подотчетность, добросовестность и ответственность. Эти принципы взаимосвязаны и действуют в совокупности. Нельзя ожидать от власти, которая ни перед кем не отвечает, соблюдения принципа гласности, как нельзя ожидать от частного сектора, который ни перед кем не отвечает, соблюдения принципа прозрачности. Эти принципы преобразуются в различные инструменты, которые должны быть разработаны частным сектором. Намного больше внимания уделяется правам собственности и владельцам собственности. В странах с развивающейся рыночной экономикой большинство рычагов контроля оказалось в руках управленцев, поскольку в результате приватизации лица, имевшие доступ к конфиденциальной информации и большие связи, получили возможность диктовать свои условия. Они сконцентрировали в своих руках намного больше рычагов управления, чем их коллеги в развитых странах. Это означает, что в этих странах резко возросла потребность в эффективных методах корпоративного управления частными предприятиями, резко возросла потребность защиты прав миноритарных акционеров, особенно в странах, где отсутствует культура корпоративного управления.
Весьма уместным представляется подход академика РАН Т.Я. Хабриевой в отношении данного вопроса, согласно которому необходимо продолжить развитие и внедрение в деловой обиход этических норм в целях создания атмосферы нетерпимости к коррупции. Наряду с этическими нормами могут быть использованы другие регуляторы, связанные с антикоррупционной стандартизацией. Структура антикоррупционных стандартов включает в себя следующие элементы: предмет и сфера действия, правовая основа, единая система запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, организационные требования по соблюдению антикоррупционных стандартов [6, с. 737].
В заключение можно сказать, что методы управления в частном секторе имеют столь же большое значение для борьбы с коррупцией, как и методы государственного управления, особенно в современном мире, где состояние экономики стран во многом определяется притоком частного капитала, а транснациональные компании играют все более заметную роль. Однако следует помнить, что в перспективе демократия и рыночная экономика могут успешно развиваться только на базе эффективной системы управления и устойчивого баланса, то есть когда по мере роста и развития рыночной экономики формируются сильные демократические институты, которые поддерживают рыночные механизмы не только в государственном, но и в частном секторе.
Список литературы
1. Далгатова А.О. Уголовно-правовые и криминологические проблемы злоупотребления полномочиями в коммерческой или иной организации (по материалам Республики Дагестан): дис. … канд. юрид. наук. — Махачкала, 2011.
2. Карпович О.Г. Некоторые вопросы корпоративного мошенничества // Юридический мир. 2010. № 9.
3. Коррупция: природа, проявления, противодействие / отв. ред. Т.Я. Хабриева. — М., 2012.
4. Красноусов С.Д. Коммерческий подкуп как форма коррупции в частном секторе: понятие и противодействие: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Владивосток, 2012.
5. Стефанов Р. Методы борьбы с коррупцией в частном секторе. URL: www.developmentinstitute. org
6. Хабриева Т.Я. Противодействие коррупции в публично-правовой и частной сферах: правовые принципы и механизмы // Государство в меняющемся мире: материалы междунар. школы-практикума молодых ученых-юристов /отв. ред. В.И. Лафитский. — М., 2012.