Статья

Борьба с терроризмом на основе реализации положений международного и российского права

Рассматриваются основные международные и российские нормативные правовые акты, направленные на борьбу с терроризмом.

УДК 343.9:341

Страницы в журнале: 116-119

 

Г.А. Майстренко,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России Россия, Москва g.maystrenko@yandex.ru

 

Рассматриваются основные международные и российские нормативные правовые акты,  направленные на борьбу с терроризмом.  Отмечается, что эффективное противодействие терроризму на международном и национальном уровне возможно только при условии совершенствования нормативной базы и тесного взаимодействия и координации  государств в этой сфере.

Ключевые слова: терроризм, государство, закон, общество, уголовная ответственность.

 

Террористические преступления направлены в целом на нарушение основных прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь, а также на подрыв демократических устоев общества и государства. Террор — это «способ управления социумом посредством превентивного устрашения» [6, с. 151].

М.П. Киреев отмечает, что «терроризм сегодня — это, бесспорно, форма насилия, рассчитанная на массовое восприятие» [2, с. 76].

Борьба с проявлениями терроризма была начата с его изучения в научном и идеологическом плане еще в начале прошлого века. Так, в 1930 году в Брюсселе состоялась III Международная конференция по унификации уголовного законодательства. В рамках этой конференции была дана характеристика терроризма как международного преступления и особенностей его проявления и развития. Эти положения были закреплены в ст. 1 проекта резолюции конференции; терроризм был определен как «умышленное употребление средств, способных породить общую опасность».

Такое размытое определение, конечно, не могло удовлетворить участников конференции. На последующих конференциях, которые проводились ежегодно, делались безуспешные попытки дать более четкое определение терроризма.

Убийство в Марселе короля Югославии Александра I и министра иностранных дел Франции Л. Барту 9 октября 1934 г. побудило Совет Лиги Наций заняться вопросом борьбы с терроризмом вплотную. Советом был образован комитет в составе представителей 11 государств, в который вошел и Советский Союз. Комитет разработал проект международной конвенции по борьбе с терроризмом, однако его подписали лишь несколько государств, поэтому он так и не вступил в силу. Определение понятия «терроризм» было в этом документе  также весьма расплывчатым.

К проблеме борьбы с терроризмом международное сообщество вернулось только после создания Организации Объединенных Наций. В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН организовала Комиссию международного права, которая приступила к разработке проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. В его основу легли Нюрнбергские принципы, разработанные для суда над фашистскими преступниками и закрепленные в Уставе международного военного трибунала. К преступлениям против мира и безопасности человечества, наряду с агрессией, Генеральная Ассамблея ООН отнесла ведение или поощрение властями какого-либо государства террористической деятельности в другом государстве или допущение организованной деятельности, рассчитанной на совершение террористических актов в другом государстве. Однако и этот проект остался нереализованным из-за разногласий, особенно после выступления премьер-министра Великобритании У. Черчилля. Наступила эпоха холодной войны.

Работа по противодействию терроризму на международном уровне возобновилась в 1960-х годах; во второй половине XX века и в начале текущего столетия был принят целый ряд конвенций и договоров, прямо или косвенно направленных на борьбу с терроризмом как комплексным криминальным и социальным явлением. Это Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года; Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1977 года, Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 года; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года; Конвенция о физической защите ядерного материала 1979 года; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года; Меры по борьбе с международным терроризмом (решение VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 1990 года); Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 года; Декларация ООН о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1994 года; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года;  Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 года; Межамериканская конвенция по борьбе с терроризмом 2002 года; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года; Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 года; Конвенция о взаимной правовой помощи и выдаче в целях борьбы с терроризмом 2008 года; Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации 2010 года и Протокол, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов и др.

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма провозглашает, что ее цель — «крепить международное сотрудничество между государствами в деле разработки и принятия эффективных мер по недопущению финансирования терроризма, а также борьбе с ним путем преследования и наказания совершающих его лиц» [4].

В рамках сотрудничества в области борьбы с актами международного терроризма государства — участники СНГ в 1999 году подписали в Минске Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом. Статья 1 данного Договора содержит развернутое определение понятия «терроризм»: это «противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющиеся в виде: насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц; уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающей опасность гибели людей; причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой; иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством Сторон, а также иными общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом» [1].

Члены Шанхайской организации сотрудничества также заключили Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств — членов Шанхайской организации сотрудничества лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности 2006 года и Конвенцию Шанхайской организации сотрудничества против терроризма 2009 года.

Таким образом, этот далеко не полный перечень международных нормативных актов, прямо или косвенно направленных на противодействие терроризму, свидетельствует о серьезном внимании международного сообщества к данной проблеме. При этом нельзя не отметить, что международное право играет в этой сфере в основном унифицирующую роль. Между тем в последнее десятилетие террористическая угроза во всем мире значительно усилилась, что определяет необходимость дальнейшего совершенствования международной и национальной системы противодействия терроризму.

В настоящее время терроризм угрожает целостности целого ряда стран и международной стабильности в целом. События последних лет свидетельствуют, что террористические посягательства являются преступлениями международного характера, направленными против гражданского населения многих стран. Широкое распространение терроризм получил в странах Ближнего Востока — Сирии, Ливии, Ираке. Масштабная террористическая деятельность организации «Исламское государство», запрещенной как в России, так и в ряде других стран, распространилась на территории стран Европы и Америки. При этом жестокость посягательств, а равно и направленность их на подрыв самих основ существования государств и народов вполне сопоставимы с преступлениями против мира и безопасности человечества. Возникновение на обширной территории Ближнего Востока самопровозглашенного «Исламского государства» привело к катастрофическим последствиям для государств региона: экономической разрухе, массовому обнищанию и гибели населения, огромному потоку беженцев, наводнивших приграничные государства и страны Европы.

Таким образом, терроризм превратился в одну из самых опасных проблем человечества. Российская Федерация — не исключение. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма, правовой нигилизм отдельных граждан увеличивают степень воздействия этой угрозы в государстве.

По информации Федеральной службы безопасности (далее — ФСБ России) и Национального антитеррористического комитета (далее — НАК России), на территории страны ежегодно предотвращается не один десяток террористических преступлений. Так, в первом квартале 2018 года на стадии приготовления предотвращено шесть терактов, пресечена деятельность 12 законспирированных террористических ячеек. Всего с начала года задержано 189 и нейтрализовано 15 бандитов и их пособников1. В результате принятых ФСБ России и НАК России мер удалось сохранить тенденцию сокращения общего числа совершенных и подготавливаемых в стране преступлений террористической направленности.

Как отмечают эксперты, без эффективного противодействия непосредственно преступным сообществам борьба с терроризмом не будет результативной, так как корни наиболее опасных проявлений терроризма следует искать в криминализированных организациях, часто имеющих транснациональный характер. Преступные группировки устанавливают обширные международные связи с целью получения финансовой и материально-технической поддержки из-за рубежа. Эффективное противодействие распространению терроризма может быть осуществлено только при условии организации четкого взаимодействия ряда государственных структур. Основой для него призвана стать система нормативных актов, включающая в себя документы, принятые на федеральном, региональном и ведомственном уровне.

В нашей стране правовую основу борьбы с терроризмом, помимо Конституции РФ [3] и Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее — Закон о противодействии терроризму) [7], образуют Уголовный кодекс РФ [8], Уголовно-процессуальный кодекс РФ, федеральные законы от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», а также отдельные указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Понятие терроризма закреплено в ст. 3 Закона о противодействии терроризму: это «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». В научной юридической литературе встречаются другие определения этого понятия, их довольно много и, к сожалению, единого определения пока не существует.

Для борьбы с терроризмом и иными преступлениями с признаками терроризма необходим эффективный уголовно-правовой механизм. В УК РФ содержится ряд правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления террористической направленности, в частности положения статей 205, 205.1—205.6 УК РФ. Федеральным законом от 06.07.2016 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» [5] внесен ряд изменений и дополнений в УК РФ в целях усиления уголовной ответственности за данные преступления. Изменения коснулись следующих положений УК РФ: ст. 205.1 «Содействие террористической деятельности» (статья достаточно широко охватывает понятие содействия террористической деятельности, в том числе и финансирование терроризма); ст. 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»; ст. 205.3 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», ст. 205.4 «Организация террористического сообщества и участие в нем»; ст. 205.5 «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации». Введены новые статьи  205.6 «Несообщение о преступлении» и  361 «Акт международного терроризма».

В заключение следует отметить, что основными направлениями борьбы с терроризмом на национальном уровне являются проведение разъяснительной работы в обществе, совершенствование правовой базы, укрепление правоохранительной системы и вооруженных сил страны. В то же время, как представляется, международное право в новых условиях могло бы играть более важную роль, в частности в координации усилий различных государств в борьбе с терроризмом и даже в установлении международно-правовой ответственности тех государств, которые своим финансовым или иным участием в терроризме могут воздействовать на политику других государств.

 

Список литературы

 

1. Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом: подписан в г. Минске 04.06.1999 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Киреев М.П. Криминологические и социально-психологические причины возникновения терроризма на воздушном транспорте // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью: мат-лы науч.-практ. конф. Калининград, 1997. С. 76.

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

4. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма: принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1999. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/terfin

5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности: федер. закон от 06.07.2016 № 375-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Одесский М., Фельдман Д. Террор как идеологема (к истории развития) // Общественные  науки и современность. 1994. № 6. С. 151—156.

7. О противодействии терроризму: федер. закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье анализируются особенности правового регулирования международного сотрудничества в сфере ядерной энергетики, исследуется его современное состояние и рассматриваются перспективы развития
Добавлено: 01.12.2024
Актуализация законодательной регламентации и правильное применение на практике отсрочки отбывания наказания невозможны без четкого понимания того, что собой представляет исследуемая уголовно-правовая категория
Добавлено: 01.12.2024
Распространенное, но не урегулированное законодательством применение арбитражными судами понятия «экономическая целесообразность», способное предрешить результат спора, обусловило актуальность исследования
Добавлено: 01.12.2024
В статье обосновывается тезис о том, что интерес истца в досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования не может считаться законным (а истец, соответственно, не может быть признан заинтересованным лицом по смыслу статьи 1486 ГК РФ) в отношении товаров(услуг)...
Добавлено: 01.12.2024
В статье рассматриваются положения ряда федеральных законов, принятых в преддверии 30-летнего юбилея части первой Гражданского кодекса РФ. На основе проведенного анализа формулируется вывод о том, что эти законы призваны стать важными вехами на пути развития законодательного признания личностных прав и их обеспечения
Добавлено: 01.12.2024