УДК 347.471:351.74:342.7
Рецензия на: Киричёк Е.В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 537 с.
А.Г. Залужный,
доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра экспертных исследований факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Россия, Москва zaluzhniy@mail.ru
Анализируются положительные и спорные положения докторской диссертации Е.В. Киричёка «Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации» (М., 2014. 537 с.). Отмечается, что автору в целом удалось решить поставленные в диссертационном исследовании задачи. Заслугой признается авторская попытка создания современной научной концепции организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, особое место в котором занимает полиция, сотрудники которой осуществляют охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: конституционные права и свободы человека и гражданина, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, взаимодействие полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации.
Диссертация Е.В. Киричёка «Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации» (М., 2014. 537 с.). подготовлена на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России и успешно защищена в диссертационном совете.
Несмотря на то что многие аспекты темы диссертации уже были предметом исследований ученых различных отраслей права, проблемы, решаемые на страницах рецензируемого диссертационного исследования, являются актуальными, не утратили своей теоретической и практической значимости и останутся перспективным направлением развития юридической науки.
Необходимость разработки организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина обусловлена тем, что его элементы пронизывают содержание в той или иной мере всех правовых институтов. Какую бы сферу функционирования государства и общества мы ни взяли, она непременно обнаружит свою связь — большую или меньшую — с вопросом о правах и свободах человека и гражданина. Такой подход со всей очевидностью продемонстрирован и в Конституции РФ, которая впервые за всю историю российской государственности провозгласила приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими ценностями государства и общества: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). Вместе с тем, к сожалению, государство пока не в состоянии обеспечить полноценную реализацию данной обязанности, что влечет за собой многочисленные нарушения конституционных личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных прав и свобод. Сложившаяся ситуация требует принятия мер правового, организационного и иного характера, в том числе и проведения соответствующих научных разработок.
В рецензируемой работе предпринята попытка создания современной научной концепции организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, особое место в нем занимает полиция, сотрудники которой осуществляют охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина. Проблемы формирования зрелого гражданского общества и цивилизованных взаимоотношений в системе «полиция — гражданское общество» определяют необходимость теоретико-методологического осмысления состояния и перспектив развития взаимодействия полиции и институтов гражданского общества. Характерной особенностью сегодняшнего дня является формирование современной модели участия гражданского общества в делах полиции, которая ориентирована на активность, взаимопомощь, доверие, толерантность, компромисс, гласность и в которой определяющими параметрами становятся договор и согласительные процедуры.
В этой связи исследование Е.В. Киричёка имеет ярко выраженную социальную ценность, способствуя решению многих вышеназванных и других проблем.
Представленная диссертация отличается значительной степенью научной новизны, которая выражена в авторском подходе к интерпретации ряда понятий: «конституционные права и свободы человека и гражданина», «гражданское общество», «институты гражданского общества», «полиция», «взаимодействие», «международное полицейское взаимодействие», к определению их сущностных признаков, элементного состава, классификациям, целям, принципам, формам и методам, а также этапам становления и развития гражданского общества; в предложенной автором для использования в научном обороте новой терминологии: «организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации», «герменевтика организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации», «конвергенция организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации», «дивергенция организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации». Отличается новизной обоснованная автором необходимость модернизации организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выделения в его структуре обеспечительного процесса, а также совершенствования законодательства в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина; оживят научную дискуссию разработанные автором доктринальные модели взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации, а также основные направления совершенствования деятельности полиции, в том числе по взаимодействию с институтами гражданского общества, при обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
К числу достоинств работы относится изложение материала на базе системы философских знаний и современного зарубежного опыта с использованием различных методов: диалектического метода познания, позволяющего изучить комплекс общественных явлений и процессов (в том числе взглядов, теорий, концепций) в их историческом развитии и во взаимосвязи, взаимообусловленности с точки зрения связи теории и практики, истории и современности, соотношения федеральных, региональных и местных особенностей, процесса развития российской государственности; общетеоретических и специальных методов: анализа, синтеза, дедукции, индукции, исторического, сравнительно-правового, социологического, формально-логического, системно-структурного, статистического; методов толкования правовых норм и экспертных оценок, позволивших провести сопоставление объектов, выявить характерные тенденции, обобщить эмпирический материал, сделать необходимые выводы и сформулировать практические рекомендации.
Исследование подкупает использованием автором при изложении материала функционального подхода к изучению организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Это позволило трактовать его с позиции не только статической научной абстракции, но и динамической составляющей (обеспечительного процесса), наполненной деятельностью различных субъектов организационно-правового механизма, в том числе полиции.
Вызывают интерес приложения к диссертации, где представлены проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о стратегическом планировании» и «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”».
Заслуживающими научного осмысления являются суждения автора о признаках исследуемого механизма, которые Е.В. Киричёк по причине многозначности изучаемого понятия делит на две группы: методологические признаки, характеризующие сущностную характеристику механизма, и признаки функционирования и развития, связанные с его функционированием и развитием, а потому являющиеся одновременно критериями эффективности данного механизма.
Объем эмпирических данных был предопределен целью и задачами диссертации, которые обеспечили репрезентативность результатов исследования, а также являются основанием для вывода об их обоснованности и достоверности. В эмпирическую базу исследования вошли решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, иных судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, Европейского суда по правам человека, сборники нормативных документов и аналитических материалов, статистические данные, результаты социологических исследований, материалы практики деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, электронных и печатных средств массовой информации, парламентских слушаний, официальных интернет-сайтов органов власти, международных органов и организаций, научных и научно-практических конференций, форумов, семинаров и круглых столов, юридической практики зарубежных государств.
Правильно выбранные система, методика и методология исследования позволили автору охватить комплекс проблем, связанных с функционированием организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Рос-сийской Федерации, взаимодействием полиции и институтов гражданского общества, и предложить пути их разрешения.
Диссертация Е.В. Киричёка вносит значимый вклад в развитие науки конституционного и муниципального права, правозащитной и правоохранительной деятельности, так как в данном исследовании представлены концептуальные основы и юридически значимые параметры организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, который включает в свое содержание множество важнейших элементов (статических и динамических). Е.В. Киричёк, как представляется, сформулировал заслуживающие внимания концептуальные выводы, предложения и рекомендации, реализация которых позволит повысить эффективность организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Вместе с тем наряду с общей положительной оценкой диссертации можно указать на ряд имеющихся в ней спорных или недостаточно обоснованных положений.
В положении 1, выносимом на защиту, сформулировано определение организационно-правового механизма, под которым автор понимает сложную, целостную, многостороннюю и многоуровневую систему статических и динамических элементов (организационно-правовых средств), каждый их которых имеет свое функциональное предназначение, с помощью которых осуществляется целенаправленное, результативное воздействие на общественные отношения в сфере реализации (охраны и защиты) конституционных прав и свобод человека и гражданина, посредством взаимообусловленного, сбалансированного их функционирования (в том числе взаимодействия) с целью создания оптимальных политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных условий для наиболее полного пользования человеком и гражданином социальными благами (эффективного обеспечения прав и свобод).
Отмечая важность авторского подхода к пониманию организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, представляется необходимым указать на отдельные моменты, представляющиеся нам спорными.
На наш взгляд, результативность не может выступать сущностной характеристикой механизма, так как он в нашем случае представляет собой только сложный процесс воздействия на общественные отношения, а результат такого воздействия имеет лишь опосредованное отношение к самому механизму и не может отражать его сущность.
В положении 13, выносимом на защиту, автор дает определение гражданского общества, под которым он понимает самоорганизующуюся и саморазвивающуюся (самобытную) социальную форму, регламентированную морально-нравственными, религиозными, корпоративными и другими правилами и установками, а в некоторых случаях правовыми нормами, специфическое содержание которых детерминируется историческим опытом, национальными традициями и обычаями, представляющую собой систему независимых от государства общественных институтов, обеспечивающих индивидам и их коллективам высокий уровень жизнедеятельности в экономической, политической, социальной, культурно-духовной и информационной сферах, в том числе охрану и защиту их прав, свобод и законных интересов, и выступающих в роли стабилизатора общественных отношений, ограничивающего чрезмерное влияние государства.
Высоко оценивая авторский подход к пониманию исследуемого вопроса, следует отметить, что, по нашему мнению, требует пояснения, в какой степени общественные институты могут быть независимы от государства и почему гражданское общество должно ограничивать только чрезмерное влияние государства?
На с. 253 диссертации автор справедливо отмечает, что место полиции в организационно-правовом механизме определяется его статической стороной (т. е. полиция есть субъект механизма), а роль полиции в этом механизме характеризуется динамической стороной посредством раскрытия содержания различных видов ее деятельности.
Вместе с тем, как представляется, упоминаемые на с. 296 диссертации формы деятельности полиции (правоприменительная, организационная, воспитательная, правоохранительная), являющиеся функциями полиции, отнесены к организационно-правовому механизму обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина несколько искусственно и нуждаются в дополнительной научной разработке.
На с. 368 диссертации автор справедливо отмечает, что важным и неотъемлемым элементом гражданского общества является развитая система его институтов, с помощью которых составляющие их индивиды могут совместно решать возникшие проблемы, удовлетворять свои потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества, а также защищать свои права и свободы.
Однако последующее изложение материала ставит вопрос: являются ли тождественными для автора все объединения, созданные гражданами, и институты гражданского общества?
Этот вопрос, на наш взгляд, нуждается в дополнительном пояснении. На с. 389—391 диссертации автор перечисляет и кратко характеризует принципы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, относя к ним целесообразность; рациональность и эффективность; законность; согласованность действий; деловое сотрудничество; форсайтинг; наличие единой информационной базы и единого центра управления; оперативность и непрерывность; четкое разграничение полномочий между полицией и институтами гражданского общества путем установления в процессе взаимодействия полномочий полиции, полномочий институтов гражданского общества, а также их совместных полномочий; обеспечение взаимной заинтересованности взаимодействующих субъектов; обеспечение контроля за процессом взаимодействия (определение порядка и формы контроля); ответственность субъектов взаимодействия за организацию, точное выполнение совместных мероприятий и за предоставление некачественной информации.
Поскольку все они имеют отношение к организационно-правовому механизму обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, полагаем, что было бы также полезно показать их роль в повышении эффективности исследуемого механизма.
Высказанные замечания носят дискуссионный характер и не влияют на общую положительную оценку диссертации Е.В. Киричёка, которая представляет собой самостоятельное исследование, обладающее несомненной научной и практической ценностью.
Работа имеет стройную логическую структуру, что позволило автору последовательно раскрыть содержание темы. Нельзя также не отметить системность подхода автора к объекту исследования, что, конечно, усиливает обоснованность его теоретических положений, практических выводов и рекомендаций. Диссертация написана ясным и четким языком. Положения, выносимые автором на защиту, конкретны и имеют характер новизны.
Наиболее значимые результаты исследования нашли отражение в 99 опубликованных работах общим объемом 184,98 п.л., в том числе в 5 монографиях и 33 статьях, опубликованных в изданиях, включенных в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. Основные положения, выводы и рекомендации проведенного исследования изложены в выступлениях более чем на 60 научных и научно-практических конференциях, форумах, семинарах, «круглых столах», внедрены в учебный процесс, научно-исследовательскую и практическую деятельность.
Учитывая сложность, многогранность темы и комплексность рассматриваемых проблем, затрагивающих различные аспекты правозащитной и правоохранительной деятельности, положения конституционного и муниципального права, диссертация имеет характер междисциплинарного исследования. Поэтому совершенно оправданным является то, что данная работа была защищена по двум специальностям: 12.00.11 — судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность, 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право.
Таким образом, полагаем, что по своей актуальности, новизне, теоретической и практической значимости, научной обоснованности и достоверности результатов диссертация Е.В. Киричёка является самостоятельной, законченной, комплексной научно-квалификационной работой, посвященной изучению содержания, основных направлений совершенствования, теоретико-методологических и практических проблем организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации, где на основании выполненных автором исследований высказаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как решение существенной научной задачи, имеющей также и важное социально-политическое значение.