Статья

Взаимодействие полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах с управлениями Минюста России по федеральным округам

Как известно, в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» институт полномочных представителей Президента РФ в регионах Российской Федерации преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (далее — полномочные представители) и учреждено семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

К.В. ЧЕРКАСОВ,
кандидат юридических наук
 
Как известно, в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» институт полномочных представителей Президента РФ в регионах Российской Федерации преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (далее — полномочные представители) и учреждено семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. На основании приказа Минюста России от 27.10.2006 № 321 «Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам» на уровне федерального округа созданы управления Минюста России по федеральным округам (далее — управления).
 
Реализация задач и функции управлений осуществляются в тесном взаимодействии с аппаратами полномочных представителей, что имеет большое значение не только само по себе, но и в силу того, что управления выступают координационными и контрольными органами по отношению к подведомственным Минюсту России территориальным органам федеральных служб: Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов.
Наблюдающаяся сегодня тенденция постепенного расширения компетенции Минюста России, меняющиеся приоритеты государственной политики не позволяют установить точный и исчерпывающий перечень вопросов взаимодействия полномочных представителей и управлений. В то же время можно выделить следующие основные направления такого взаимодействия: обеспечение единого правового пространства; борьба с терроризмом и экстремизмом; кадровое обеспечение управлений; контроль за деятельностью управлений; координация работы управлений с деятельностью иных органов публичной власти; реализация приоритетных национальных проектов; совместное решение иных задач[1].
Можно определенно говорить, что в последнее время функции полномочных представителей в области их взаимодействия с управлениями в значительной степени расширены. Это обстоятельство в основном обусловлено усилением президентского контроля за работой всех органов исполнительной власти в стране. В соответствии с федеральным законодательством деятельностью органов юстиции руководит Президент России, однако и Правительство РФ наделено достаточно широкими полномочиями по координации этой деятельности с работой иных федеральных органов исполнительной власти.
Основные формы взаимодействия Минюста России с полномочными представителями определены постановлением Правительства РФ от 12.08.2000 № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». Механизмы взаимодействия полномочных представителей с управлениями закреплены в приказе Минюста России от 06.06.2005 № 75 «Об организации взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации и подведомственных ему федеральных служб с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах».
Особое значение в налаживании устойчивого взаимодействия полномочных представителей и управлений имеет деятельность совещательных и консультативных органов при них. Согласно приказу Минюста России от 30.05.2005 № 72 «Об утверждении Положения о Координационном совете при главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу» при управлениях образованы постоянно действующие совещательные органы — координационные советы, главное назначение которых — обеспечение согласованных действий между управлениями, территориальными органами федеральных служб и учреждениями Минюста России, рассмотрение вопросов и подготовка предложений, направленных на решение задач в установленной сфере деятельности.
Координационные советы способны оказать весомое содействие в осуществлении взаимодействия управлений, территориальных органов федеральных служб и учреждений, подведомственных Минюсту России, с аппаратами полномочных представителей. Полномочные представители и сотрудники их аппаратов не входят в состав координационных советов, но могут принимать активное участие в их заседаниях в качестве приглашенных лиц. При этом они обладают правом совещательного голоса. Усилить степень взаимодействия полномочных представителей и управлений можно путем включения в состав координационного совета должности заместителя полномочного представителя. Представляется целесообразным наделить этих заместителей правом решающего голоса — это позволит не только действенно влиять на решения координационных советов, но и усилить взаимодействие полномочных представителей с иными органами публичной власти и общественными организациями, представленными в этих органах.
Иными заслуживающими внимания консультативными органами являются учрежденные в соответствии с Указом Президента РФ от 24.03.2005 № 337 «О Советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах» одноименные органы при полномочных представителях (далее — советы). Исключение составляет Южный федеральный округ, где создание такого органа не предусмотрено. Думается, существенно повысить интенсивность взаимодействия полномочных представителей с управлениями, поднять его на качественно новый уровень позволит включение руководителей последних в составы советов.
Вследствие напряженной общественно-политической ситуации в Южном федеральном округе первоначально признавалось оптимальной и достаточной деятельность возглавляемой полномочным представителем Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, созданной в соответствии с утратившим сегодня юридическую силу распоряжением Президента РФ от 13.09.2004 № 421-рп «Об образовании Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе». В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму» Комиссия по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе преобразована в Комиссию по вопросам улучшения социально-экономического положения в Южном федеральном округе.
Важно отметить, что согласно Указу Президента РФ от 25.05.1998 № 586 «О региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти» при полномочных представителях Президента РФ в регионах Российской Федерации были учреждены одноименные совещательные органы (далее — коллегии) с включением в их составы руководителей территориальных органов юстиции. Данный нормативный правовой акт до сих пор является действующим. Таким образом, в настоящее время федеральное законодательство предусматривает обязательное функционирование при полномочных представителях одновременно двух дублирующих совещательных органов — советов и коллегий.
В этой связи целесообразно ликвидировать коллегии и признать утратившим юридическую силу правовой акт, регламентирующий их деятельность. Наряду с этим в составы советов в обязательном порядке дополнительно следует включить руководителей всех окружных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в том числе и управлений), руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей муниципальных образований (предположительно по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации с последующей периодической ротацией), а также представителей региональных общественных объединений, учебных заведений и научно-исследовательских центров. В этом качестве советы смогут существенно усилить степень взаимодействия между органами разных уровней публичной власти и позволят учесть их взаимные интересы, а также консультативно обеспечат деятельность Президента России и полномочных представителей по максимально широкому кругу вопросов.
Фиксация правового статуса предлагаемого обновленного совета в специальном нормативном правовом акте (так, как это сделано сейчас) представляется излишней. Логичным видится закрепление порядка формирования, задач и основных направлений деятельности, а также организации работы совета непосредственно в положении о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе и регламенте совета, утверждаемых, как и персональный состав совета, руководителем Администрации Президента РФ.
Сомнительна целесообразность функционирования коллегий и при главных федеральных инспекторах, федеральных инспекторах аппаратов полномочных представителей. Об этом позволяет судить изменение порядка наделения полномочиями, а также существенное расширение полномочий высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации и территориальных органов федеральных органов государственной власти[2]. К числу последних относятся и территориальные органы федеральных служб, подведомственных Минюсту России.
В заключение укажем на необходимость определенной кодификации нормативных правовых актов, так или иначе регламентирующих деятельность полномочных представителей, окружных подразделений федеральных органов исполнительной государственной власти (в том числе управлений) и консультативных, совещательных органов при них, результатом которой должна стать унифицированная и непротиворечивая основа функционирования этих органов. Создать на региональном уровне эффективную систему государственного управления, раскрыть правовой статус полномочных представителей, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, образованных по надсубъектному принципу, позволит принятие федерального закона «Об административно-территориальных округах Российской Федерации».
 
Библиография
1 См.: Гулягин Ю.А. О роли главного управления Минюста России по Дальневосточному федеральному округу // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2005. № 4. С. 49—51; Долгова Е.Б. Участие управления Министерства юстиции Российской Федерации в Сибирском федеральном округе в правовом обеспечении реализации приоритетных национальных проектов в субъектах Российской Федерации // Юстиция. 2007. № 1. С. 102—109; Сергун П.П., Черкасов К.В. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе и главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу: вопросы взаимодействия // Юстиция. 2007. № 3. С. 24—29; Проценко Н.А. О результатах работы главного управления Минюста России по Сибирскому федеральному округу и задачах в сфере регистрации уставов // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2006. № 8. С. 36—42.
2 Федеральный закон от 11.12.2004 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”» // СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 4950; Федеральный закон от 19.12.2005 № 202-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и в Федеральный закон “О политических партиях”» // СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 13; Указ Президента РФ от 02.07.2005 № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 27. Ст. 2730; Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 50. Ст. 5311.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024