Статья

Взаимосвязь эффективности реализации принципов государственной гражданской службы и обеспечения конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации

Исследуется взаимосвязь эффективности реализации принципов государственной гражданской службы и обеспечения конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации.

УДК 342.9:342.7

Страницы в журнале: 31-34

 

 

А.И. Ястребова,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Российского государственного социального университета Россия, Москва ann-yastr@km.ru

 

Исследуется взаимосвязь эффективности реализации принципов государственной гражданской службы и обеспечения конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации. В качестве одного из важнейших рассматривается принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, гражданская служба, принципы государственной гражданской службы, эффективность, реализация, конституционные права человека и гражданина.

 

Государственная служба в России является важнейшим институтом современного общества. От того, насколько эффективно государственные служащие исполняют возложенные на них обязанности, зависит процветание государства, благополучие граждан, соблюдение их прав и свобод.

Основу правового регулирования государственной гражданской службы в России составляют Конституция Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ), Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон о системе государственной службы), Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о государственной гражданской службе). В ст. 32 Конституции РФ закреплено: граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. В данной статье также закреплено право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе. Вместе с тем смысл, сущность государственной службы, «как и любого правового и социального института, раскрывается через его принципы» [2]. Принципы права как правовое явление исследовались различными учеными. Так, С.С. Алексеев рассматривал принципы права как «выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни» [2].

Эти положения детализируются в федеральных законах. Так, в ст. 3 Закона о системе государственной службы закреплены следующие основные принципы построения и функционирования системы государственной службы:

— законность;

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

— федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— равный доступ граждан к государственной службе;

— единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

— взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

— открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

— профессионализм и компетентность государственных служащих;

— защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность со стороны как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

В соответствии со ст. 2 Закона о системе государственной службы, государственная служба подразделяется на следующие виды: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Под государственной гражданской службой в России понимается вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Принципы государственной гражданской службы закреплены в ст. 4 Закона о государственной гражданской службе:

— приоритет прав и свобод человека и гражданина;

— единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

— равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

— профессионализм и компетентность гражданских служащих;

— стабильность гражданской службы;

— доступность информации о гражданской службе;

— взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

— защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Одним из важнейших принципов регулирования гражданской службы является принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в ст. 4 Закона о государственной гражданской службе, а также ст. 3 Закона о системе государственной службы, где этот принцип дополнен указанием на «их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты». Данный принцип закреплен в целом ряде положений Конституции РФ, ведь от того, насколько этот принцип реализован в современном обществе, зависит благополучие человека. В ст. 2 Конституции РФ закреплено: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Кроме того, в ст. 17 Конституции РФ закреплено: «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». На реализацию этих прав и должна быть направлена профессиональная деятельность государственных служащих. По мнению Д.В. Ильякова, «именно государство является основным гарантом прав и свобод граждан, интересов общественных объединений граждан…» [4, с. 32]. Это положение нашло свое отражение в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, где закреплено: «государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется». Решения и действия органов государственной власти, их должностных лиц могут быть обжалованы в суд, а также государством гарантируется судебная защита прав и свобод каждого, как следует из ст. 46 Конституции РФ. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 45 Конституции РФ «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Согласно общепринятой классификации права и свободы человека и гражданина можно подразделить на личные (гражданские), политические, социальные, экономические, права и свободы в сфере культуры.

Личные (гражданские) права определяют основы правового положения человека в обществе. Нередко их еще называют естественными  правами. В соответствии с Конституцией РФ к ним можно отнести: право на жизнь (ст. 20), достоинство (ст. 21), свободу (ст. 22), личную неприкосновенность (статьи 23—24), неприкосновенность жилища (ст. 25), выбор места жительства и свободное передвижение (ст. 27), пользование родным языком и определение национальности (ст. 26), информацию и защиту информации (ст. 29), свободу совести (статьи 28—29), свободу мысли и слова (статьи 28—29), судебную защиту своих прав и юридическую помощь (статьи 46—54).

Политические права определяют правовое положение человека как участника политической общности, и ими обладают, как правило, граждане государства. К основным политическим правам человека можно отнести: право на объединение (статьи 15, 30), проведение собраний, митингов и демонстраций (ст. 31), участие в управлении государством (ст. 32), право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления (ст. 32), а также иные политические права.

Социальные, экономические и права в сфере культуры определяют правовое положение человека как члена гражданского общества, гражданина социального государства, субъекта трудовой деятельности, участника культурной жизни. Согласно Конституции РФ к числу таких прав можно отнести: право частной собственности (ст. 35), право на свободное предпринимательство (ст. 34), труд (ст. 37) и отдых (ст. 37), образование (ст. 43), забастовку (ст. 37), жилище (ст. 40), медицинское обслуживание (ст. 41), социальное обеспечение (ст. 39), поддержку в старости (ст. 39), участие в культурной жизни (ст. 44), свободу творчества (ст. 34). Перечень прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, не является исчерпывающим и не умаляет других прав, не указанных в Конституции РФ. Обеспечение всех этих прав и свобод предопределяет строгое и неуклонное соблюдение законности государственными гражданскими служащими.

Принцип законности утверждает всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов, которое распространяется на всех участников общественных отношений. В отношении государственных гражданских служащих принцип законности реализуется путем принятия нормативных правовых актов, которые устанавливают правовые, организационные, финансово-экономические основы государственной гражданской службы в России. Вместе с тем принцип законности, закрепленный в Законе о системе государственной службы, не поименован в Законе о государственной гражданской службе. По мнению А.П. Алехина, принцип законности является универсальной основой «функционирования государства и местного самоуправления, специфического характера осуществления государственного управления» [3, с. 202].

Отсутствие принципа законности в федеральном законе «ошибочно по существу» [3, с. 202], а также не учитывает требований ст. 15 Конституции РФ, закрепляющей, что все субъекты права — органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, — должны соблюдать Конституцию РФ и законы. Не в полной мере нашел свое отражение в Законе о государственной гражданской службе принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В ст. 4 Закона о государственной гражданской службе закреплен принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации. Аналогичный принцип закреплен в ст. 3  Закона о системе государственной службы. Вместе с тем «с развитием законодательства о государственной службе эти принципы постепенно оформились в виде правовых норм» [1, с. 89].

Принцип равного доступа граждан к государственной службе, закрепленный в ст. 3 Закона о системе государственной службы, детализирован в ст. 4 Закона о государственной гражданской службе, устанавливает равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе, а также равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Это обусловлено закрепленными в ст. 19 Конституции РФ положениями о гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина.

Рассматривая остальные принципы государственной гражданской службы, следует отметить, что в Законе о государственной гражданской службе закрепляется в основном тот же перечень принципов, что и в Законе о системе государственной службы. Так, принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих корреспондирует с принципом доступности информации о гражданской службе, а также принципом взаимодействия с общественными объединениями и гражданами. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность со стороны как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц уточнен в законодательстве о гражданской службе как защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. В данных законах полностью совпадает содержание принципа профессионализма и компетентности государственных служащих. Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, принцип законности не нашел своего закрепления в перечне принципов государственной гражданской службы. По мнению А.П. Алехина, логичен вывод о допустимости расширения перечня принципов, но не об их сужении, и Закон о государственной гражданской службе дополнен лишь принципом стабильности гражданской службы, которая «является одним из важнейших условий нормального и эффективного государственного управления» [3, с. 202].

Таким образом, необходимо отметить, что принципы как основные начала, руководящие идеи являются фундаментом общественных отношений, раскрывают их сущность. Принципы государственной службы и принципы государственной гражданской службы взаимосвязаны, во многом их положения совпадают. Одним из важнейших принципов является принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, поскольку, согласно ст. 2 Конституции РФ, права и свободы человека являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанность государства.

Список литературы

 

1. Административное право России: учебник для бакалавров / В.В. Альхименко, А.А. Выручаев, А.А. Гришковец [и др.]; отв. ред. Н.Ю. Хаманева. — М.: Проспект, 2013. С. 89.

2. Алексеев С.С. Проблемы теории права. — Свердловск, 1972. С. 102. Цит. по: Иоголевич Н.И., Сагандыков М.С. Принципы государственной гражданской службы: соотношение конституционного и административного законодательства // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 43. Серия «Право». Вып. 32. С. 85.

3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: учеб. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2013.

 

4. Ильяков Д.В. Понятие и конституционно-правовое содержание правоохранительной деятельности в России // Современное право. 2012. № 12. С. 32.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматривается институт административного принуждения. Важность категории «административное принуждение» предопределятся ее функциональностью при определении методов принудительного воздействия
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена анализу роли прокуратуры в системе финансовых правоотношений в Российской Федерации. Рассматриваются различные аспекты функционирования прокуратуры как надзорного органа и участника финансовых отношений, особенно в контексте бюджетного процесса
Добавлено: 31.08.2024
Рассматриваются важнейшие аспекты управления государственным имуществом. Анализируются правовые и организационные проблемы, связанные с управлением государственным имуществом, среди которых установление и передача права собственности, регулирование и контроль за использованием имущества, а также юридическая защита государственных активов
Добавлено: 04.03.2024
В статье рассматривается содержание понятия «коррупционное дисциплинарное правонарушение». Уяснение данного вопроса необходимо с точки зрения применения различных мер дисциплинарного воздействия и практики привлечения к ответственности
Добавлено: 28.12.2023
В статье рассматривается современный институт судебного контроля в досудебной стадии уголовного судопроизводства в Российской Федерации.
Добавлено: 07.10.2023