В.А. ПОНИКАРОВ,
кандидат юридических наук, доцент, докторант Академии права и управления ФСИН России
Элементом механизма реализации административно-юрисдикционной деятельности в уголовно-исполнительной системе (УИС) являются акты реализации субъективных прав и обязанностей. Это главный элемент третьей, заключительной стадии — этапа реализации субъективных прав и обязанностей участников административно-юрисдикционного процесса в УИС. К ним относятся акты соблюдения, исполнения, использования, а также применения.
Акты реализации субъективных прав и обязанностей можно классифицировать по нескольким основаниям. Научные критерии возьмем с учетом положений теории права и управления, а также законодательства, регулирующего административно-юрисдикционную деятельность в УИС.
Классификация по форме реализации — акты соблюдения, исполнения, использования и применения.
Классификация по видам административно-юрисдикционного производства — акты реализации:
· в сфере производства по делам об административных правонарушениях;
· в области дисциплинарного производства;
· в диапазоне производства по жалобам;
· в деятельности согласительного производства.
Классификация по субъектам реализации:
· акты соблюдения, исполнения и использования — реализуются гражданами и иными лицами;
· акты применения — реализуются исключительно судьями, должностными лицами УИС и прокурорами.
Классификация по форме документирования:
· акты соблюдения, исполнения и использования — любые акты (кроме актов применения), направленные на реализацию положений административной юрисдикции в УИС;
· акты применения: приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки; различные виды протоколов, постановлений и определений; решение суда, например по жалобе; формы реагирования прокурора на нарушение законности (протест, постановление, предостережение, представление).
Классификация по организационно-функциональной направленности — внутриорганизационные и внешние акты.
В актах соблюдения, исполнения, использования и применения реализуются правовые запреты, обязанности и дозволения в административно-юрисдикционной сфере общественных отношений.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, учреждения и органы ФСИН России и их должностные лица, а также граждане обязаны соблюдать законы, которые в той или иной степени регламентируют административно-юрисдикционный процесс в УИС. Эти законы надо рассматривать как специфические акты соблюдения.
Кроме того, существуют и подзаконные нормативные акты, регламентирующие административно-юрисдикционную деятельность в УИС. Так, нормативно прописанные условия содержания лиц, задержанных за правонарушение, нормативно обозначенные нормы их питания (см. Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 № 627) надлежит рассматривать в качестве актов соблюдения. Они обязательны для реализации должностными лицами УИС при проведении ими административно-юрисдикционной деятельности.
Соблюдение должностными лицами УИС правовых запретов при осуществлении ими административно-юрисдикционной деятельности обеспечивает реализацию некоторых административно-правовых норм, устанавливающих акты соблюдения. Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Это положение распространяется и на должностных лиц УИС, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Исполнение норм права отдельными участниками административной юрисдикции реализуется ими в виде конкретных обязанностей. Например, свидетель обязан явиться по вызову должностного лица УИС, в производстве которого находится дело об административном правонарушении (ч. 2 ст. 25.6 КоАП РФ). Он должен дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
Граждане и иные лица реализуют свои обязанности в виде конкретного исполнения. Причем исполнение подтверждается соответствующим документом. Так, нарушитель обязан уплатить административный штраф, наложенный за совершение административного правонарушения (ст. 32.2 КоАП РФ). Естественно, исполнение осуществляется с помощью акта — акта исполнения. К нему можно отнести копию документа (например, в виде квитанции), свидетельствующего об уплате административного штрафа (ч. 4 ст. 32.2). Копия документа подтверждает реализацию обязанности правонарушителя в форме акта исполнения.
К акту исполнения следует причислить свидетельские показания лица по делу об административном правонарушении, если таковые собственноручно написаны свидетелем на обыкновенном листке бумаги. Ведь ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ не запрещает такую форму показаний.
Использование норм права в административно-юрисдикционной сфере общественных отношений требует от субъектов определенных активных действий. Причем применительно к исследованию механизма реализации в этой сфере для нас важны не сами действия, а правовые формы их выражения, т. е. акты использования.
С помощью каких же актов осуществляется использование гражданами и иными лицами правовых норм, регламентирующих административно-юрисдикционную деятельность в УИС? Так, письменные сообщения (заявления) граждан и иных лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, следует рассматривать в виде актов использования. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» физическое лицо вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что действия и решения, например должностного лица УИС, нарушают его права и свободы. Гражданин может обжаловать постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.1 КоАП РФ), а сотрудник УИС — дисциплинарное взыскание, наложенное на него при проведении соответствующего вида административно-юрисдикционного производства (см., например, п. 13.8 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах УИС, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 № 76). Сама жалоба в письменной форме может рассматриваться как акт использования гражданином и иным лицом своего законного права.
Использование реализуется в форме дозволения. Например, защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют законные представители. Ими могут быть родители, усыновители, опекуны или попечители, которые подтверждают свой статус соответствующими документами (части 1—3 ст. 25.3 КоАП РФ). Документы (свидетельство, паспорт, удостоверение) следует рассматривать в качестве актов использования в административно-юрисдикционной сфере общественных отношений. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ). Ордер надлежит отнести к акту использования.
Различного рода документы, связанные с возмещением расходов потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому (ст. 25.14 КоАП РФ), — акты использования. Например, свидетель по делу приехал на процесс из другого города. Его проездной билет, финансовая квитанция (счет) на проживание в гостинице и иные документы, дающие право на реализацию по возмещению расходов, признаются актами использования.
Акты применения норм административного права включаются в механизм административно-правового регулирования как средство индивидуализации прав, обязанностей и мер юридической ответственности[1]. Как справедливо отмечает Г.И. Петров, «акт применения норм административного права имеет юридическую природу, он обладает государственно-властным характером и обязателен для всех, кому адресован»[2].
Граждане не издают акты применения, так как не считаются субъектом применения правовых норм, регламентирующих административно-юрисдикционную деятельность в УИС. Применение осуществляется исключительно судьями, а также государственными учреждениями и органами УИС в лице их должностных лиц. Следовательно, только уполномоченные лица имеют право оформлять эти акты. Так, судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении, возбужденное должностным лицом УИС по ст. 19.12 КоАП РФ. Уполномоченные лица УИС в сфере административной юрисдикции также наделяются правом рассмотрения такого рода дел, отнесенных исключительно к их компетенции (ст. 23.4).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченные должностные лица (судья, сотрудники УИС) вправе вынести такие акты применения, как постановления о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Составление должностным лицом УИС протокола, например о доставлении, об административном задержании, о возбуждении дела об административном правонарушении, необходимо рассматривать в качестве акта применения. Решение по жалобе судьи или должностного лица УИС на постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.7 КоАП РФ), а также протест прокурора (ст. 30.10) на такое же постановление — акт применения.
Применение неразрывно связано с другими актами реализации, например в форме дозволения. Так, споры о возмещении имущественного ущерба, а также морального вреда, причиненного административным правонарушением, разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства (ст. 4.7 КоАП РФ). Только судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного спора. При определенных обстоятельствах законодательство позволяет исключительно судье, а не должностным лицам УИС, применять дозволительные нормы в административно-юрисдикционной сфере общественных отношений.
Таким образом, в актах применения должностные лица реализуют соответствующие нормы права, регламентирующие административно-юрисдикционную деятельность в УИС России.
Библиография
1 См.: Коренев А.П. Административное право. Общая и Особенная части: Учеб. — М., 1986. С. 23.
2 Петров Г.И. Советское административное право. Часть общая. — Л., 1970. С. 74.