С.Л. ПАНОВ,
кандидат юридических наук (Омская академия МВД России)
Ситуация, сложившаяся на потребительском рынке страны в связи с массовым распространением контрафактной и фальсифицированной продукции, вызывает тревогу не только у миллионов россиян — потребителей товаров и услуг, но и у всех добросовестных российских и зарубежных предпринимателей и заслуживает самого серьезного внимания со стороны государственной власти[1].
Товарный рынок переполнен подделками: в каждом ларьке можно найти сумки Dior или Gucci турецкого производства, одежду под любого знаменитого итальянского или французского дизайнера, сшитую в Китае, иные изделия под маркой известнейших брендов, но неизвестного происхождения. Около 20 лет тому назад отечественные покупатели жаловались на недостаток продукции, а теперь, отправляясь на рынок, заваленный товарами, вынужденно приобретают изделия, в полной мере не удовлетворяющие их по качеству[2].
Подсчитать точное количество товаров, поступающих и находящихся в незаконном обороте, не могут ни таможенники, при попустительстве которых такие товары нередко попадают в страну; ни правоохранительные органы, которые спорадически арестовывают партии контрафакта, но кардинально на ситуацию повлиять не могут; ни представители бизнеса, обладающие лишь приблизительными цифрами «теневого» товарооборота.
В стране сложилась ситуация негласного сговора между потребителями товара, с одной стороны, и производителями и сбытчиками фальсифицированной продукции — с другой. Одни приобретают товар заведомо по более низким ценам, а другие в лучшем случае изготавливают контрафактный товар (подделку), в худшем — фальсифицированный. У производителей контрафактных и фальсифицированных товаров имеются возможности (материальные, технологические, правовые) и стимул улучшать внешность и образ своей продукции, так как в случае достижения «высокой» имитации «реальной» продукции они получают максимальную прибыль. Потребителям становится сложнее распознать подделку и «истинную» продукцию.
Опасность оборота контрафактной и фальсифицированной продукции заключается в том, что он подрывает авторитет «известных», правопослушных производителей и снижает их доход. К тому же поддельная продукция нередко представляет угрозу для здоровья, а подчас и жизни граждан.
Теоретико-практический интерес представляют мнения конкретных граждан-покупателей по проблеме оборота контрафактной и фальсифицированной продукции. Пилотажный опрос (путем анкетирования, интервьюирования) покупателей Омска о наличии в товарообороте фальсифицированной и контрафактной продукции показал, что около 75% респондентов не исключают фактов несоответствия продаваемых вещей, изделий и продуктов установленным стандартам, товарным знакам известных фирм-производителей.
Большинству опрошенных (68,9%) представляется, что в последние годы в продаже появляется все больше поддельных товаров (прежде всего китайского производства). По мнению 21,2% респондентов, количество поддельных товаров не изменилось, и только около 5% считают, что объем фальсификатов на российском рынке в последние годы уменьшается.
Среди респондентов преобладает мнение, что и отечественные, и импортные товары у нас подделывают одинаково часто (54,4%). 23,8% считают, что подделываются чаще импортные товары, более 9% уверены в незащищенности отечественных товаров47,8% опрошенных полагают, что под термином «контрафактные товары» понимаются любые изделия, которые не соответствуют необходимому качеству, стандарту, т. е. поддельные и (или) фальсифицированные; 32,4% респондентов считают, что это продукция, выпущенная под маркой известных фирм, брендов; 18,6% покупателей затруднились охарактеризовать этот термин.
69,4% респондентов, не исключая возможности нарушения изготовителем технологии при производстве продукции, прежде всего продуктов питания, косметических и лекарственных средств, тем не менее уверены (видимо, в силу «русского авось»), что приобретаемый ими товар не опасен для здоровья и жизни. Даже контрафактные продукты питания готовы покупать 39,2% опрошенных, а алкогольные и безалкогольные напитки — 35,5%. При этом около 40% респондентов сказали, что их тревожит не растущий объем контрафакта и не нарушение чьих-то авторских прав, а только собственное здоровье.
Фактически каждый второй (48,3%) к наиболее контрафактным (фальсифицированным) товарам относит алкогольные напитки. Следующими по уровню подделок идут лекарственные средства — их назвали 28,4% респондентов, хотя здесь оценки не столь точны (многие больные продолжают принимать таблетки из крахмала с сахаром, не подозревая о том, что не получают лечения). Почти четвертая часть покупателей считают, что в их регионах чаще всего продаются поддельные табачные изделия. 14,2% граждан полагают, что кофе и чай — подделки. 12,4% выделяют колбасные изделия и столько же — минеральные воды. Лишь 6,1% подозревают, что контрафактными часто бывают молочные продукты.
На подделки аудиовидеопродукции жалуются 49% потребителей; 31% считают, что много поддельной косметики и парфюмерии. Совсем немного жалоб на подделку бытовой техники и продукции бытовой химии — по 6,3% респондентов. 40,8% покупателей, приобретая промышленную продукцию (бытовую технику, одежду и др.), обращают внимание на соотношение функциональных возможностей товара (качества) и его цены.
К причинам сознательного приобретения фальсификата респонденты относят следующее: цена подлинного товара слишком высока — 40,3%; хотели приобрести товар аналогичного качества по цене ниже стоимости оригинала — 42; хотели купить новинку (например, контрафактный DVD-диск с фильмом, не вышедшим официально в прокат), не дожидаясь появления на рынке лицензионных экземпляров, — 14,4; другие мотивы (купил первую попавшуюся вещь в качестве подарка, не задумывался над происхождением товара, и др.) — около 4%.
81,8% опрошенных покупателей считают, что контрафактный товар чаще всего реализуется на рынках, на улице с ларьков; на вокзалах; в местах проведения общественно-массовых мероприятий, т. е. в местах скопления людей.
К сожалению, более половины покупателей (52,5%) сознательно закрывают глаза на качество покупаемых товаров, так как не имеют материальной возможности на приобретение аналогичной продукции в фирменных магазинах. Третья часть (32,9%) стараются не доверять товарам-подделкам и потому покупают их от случая к случаю, а 18% заявили, что никогда не покупают такие товары, независимо от цены, «из принципа».
Вызывает определенный интерес ответ граждан на вопрос: «Обращали ли вы внимание при покупке на название фирмы, торговой марки изделия, при приобретении которого изначально понимали, что оно является контрафактным в силу места продажи, цены, качества?». Более половины (52,7%) ответили, что при покупке заведомо поддельной продукции (в основном текстиль, обувь, косметика, спиртные напитки) старались выбрать именно то изделие, на котором были помещены обозначения известных торговых марок, фирм.
Около 80% респондентов заявили, что им неизвестно, какие именно товары (продукты питания) подлежат официальной сертификации. Более 90% никогда при покупке не проверяли у продавца наличие сертификата на реализуемую продукцию.
23,1% покупателей из числа материально благополучных граждан ответили, что даже при приобретении товаров известных фирм и по «высокой» цене, а также в специализированных торговых организациях они не исключают факта возможной покупки контрафактного или фальсифицированного продукта.
Более 85% покупателей не задумывались над тем, что, приобретая контрафактный товар, они способствуют недобросовестным производителям и сбытчикам продукции в получении незаконной прибыли и нарушают тем самым авторские права законных правообладателей на объекты интеллектуальной собственности.
Только «русским менталитетом» можно объяснить, что подделки покупали 36% респондентов с ежемесячным доходом 3000 руб. и меньше на человека в семье. Среди тех, чей доход составляет 3000—6000 руб. на человека, таковых 33%, 6000—12 000 руб. — 43%, а от 12 000 руб. и выше — 61%. Эти данные опровергают распространенное мнение о том, что чем беднее человек, тем больше он покупает контрафактную продукцию, поскольку она дешевле, но не всегда хуже по качеству.
Причинами отказа от приобретения контрафакта являются следующие обстоятельства: боязнь угрозы здоровью — 59%; ненадежность предлагаемого товара (прежде всего бытовой техники) — 18; нежелание поддерживать мошенников — 4,5; нежелание причинить ущерб правообладателю — всего 1%.
При обнаружении покупки фальсифицированной продукции (например, в случае потери внешнего вида после стирки, выхода из строя отдельных узлов агрегата) только третья часть опрошенных скорее всего предпримут действия по возврату, обмену купленного товара. Каждый четвертый респондент (26,6%) не знает, что нужно делать в случае покупки фальсифицированного продукта. Около 30% опрошенных оставят этот факт вообще без внимания из-за нежелания тратить силы и время на «разборки» с продавцами товаров.
Только сердобольностью характера отечественного покупателя и его нежеланием «общаться» с контролирующими структурами можно объяснить мнение 62,8% респондентов, которые в случае причинения вреда здоровью недоброкачественными товарами обратятся к продавцу и потребуют заменить купленный ранее продукт. 16,3% обратились бы за помощью в общество защиты прав потребителя. Каждый 30-й респондент высказался за получение помощи со стороны государственной торговой инспекции, и только 2,1% сообщат о факте обмана в правоохранительные органы.
К основным мотивам необращения в соответствующие контролирующие структуры (милицию, прокуратуру) по фактам оборота контрафактных и фальсифицированных товаров респонденты отнесли: неверие в то, что правоохранительные органы смогут или пожелают заниматься фактами реализации поддельной продукции, — 39,8%; жалость к преступнику — 6,2; страх перед преступниками — 2,2; социальную пассивность — 26,4; незнание законов и своих прав как потребителей — 24,8%.
По мнению 28,8% покупателей, повышение общего уровня благосостояния населения может способствовать борьбе с выпуском и продажей товаров, не отвечающих требованиям стандартов и безопасности. 27,3% респондентов считают, что для успешного противодействия контрафактной и фальсифицированной продукции необходимо повысить уровень правовых знаний потребителей. 19,6% опрошенных ратуют за улучшение контроля за товарооборотом со стороны правоохранительных органов.
Более 60% опрошенных не считают необходимым ужесточать наказание за реализацию контрафактных и поддельных товаров, не угрожающих здоровью покупателей, так как сами «толкают» реализаторов на такую незаконную деятельность.
По результатам опроса граждан по проблеме, связанной с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции, можно сформулировать следующие выводы:
· многие граждане до сих пор плохо понимают значение слова «контрафакт»; для большинства основное отличие контрафакта от оригинала лишь в том, что у первого хуже качество. Отечественные покупатели прекрасно понимают, что по «смешной» цене под названием Reebok они приобретают не фирменные кроссовки, а китайский ширпотреб, но соглашаются на такой обман из-за отсутствия материальных возможностей купить аналогичный фирменный товар;
· большинство потребителей с низкими материальными возможностями обращают внимание на соответствие качества изделия и цены, поэтому сознательно не руководствуются товарным знаком, символизирующим качество и надежность продукта;
· более 40% опрошенных покупали товары, зная или предполагая, что они контрафактные, поддельные, не соответствующие стандартам. Чаще всего они приобретали нелегальные CD-диски или аудиокассеты, а также фильмы на видеокассетах, дисках или DVD-дисках;
· покупатели, осознавая факт реализации им контрафактных и фальсифицированных товаров, не обращаются в соответствующие структуры за помощью и не задумываются над тем, что своим бездействием наносят материальный вред правообладателям;
· большинство россиян не знают, как отличить подделку. Более или менее вооруженными в этом отношении считают себя около 30—35% респондентов. По их мнению, при покупке товара необходимо обращать внимание на его состав, срок годности, производителя; интересоваться информацией о товарах, транслируемой через средства массовой информации; приобретать товары исключительно в магазинах, а не с рук, в проверенных местах; остерегаться дешевых товаров. Многие убеждены, что отстоять свои права, будучи обманутыми, еще сложнее: третья часть покупателей, столкнувшихся с подделкой, пытались обменять поддельный товар или вернуть за него деньги, а удалось это сделать только в половине случаев;
· многие убеждены в том, что оборот контрафактной продукции представляет собой серьезную проблему, однако получить достоверные статистические данные сложно из-за «теневой» природы этой деятельности, а также нежелания соответствующих структур предавать огласки выявленные факты;
· для борьбы с контрафактом в сфере интеллектуальной собственности (например, в сфере авторских прав и прав на товарные знаки) необходимы разные стратегии, поскольку в случае защиты авторских прав потребитель, покупая поддельную продукцию, знает, что покупает подделку. Что касается прав на товарные знаки, то вероятность того, что потребитель знает, что покупает подделку, невелика (так как контрафактная продукция нередко продается по цене оригинальной).
Сведения, полученные в результате опроса приобретателей, сталкивающихся с фактами оборота контрафактных и фальсифицированных товаров, помогут соответствующим структурам выработать адекватные и эффективные меры борьбы с этим негативным явлением.
Библиография
1 См.: Алегин А.П. Современный потребительский рынок: криминологический аспект // Российский следователь. 2006. № 8.
2 См.: Дворянкин О.А. Операция, которую назвали «Контрафакт». — М., 2006.