УДК 347:656.2
Е.В. ТКАЧЕНКО,
преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Сибирского государственного университета путей сообщения
Вопрос об участниках договорных отношений по оказанию услуг в сфере использования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в настоящее время следует рассматривать как совершенно новый. Ранее, когда деятельность железнодорожного транспорта не была разделена на процесс перевозки и эксплуатацию инфраструктуры, владелец инфраструктуры как самостоятельный участник такого вида деятельности в законодательстве закреплен не был.
Только с его появлением связано утверждение договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в Федеральном законе от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — УЖТ РФ), в Федеральном законе от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее — Закон № 17-ФЗ), в Правилах оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 № 703. Определение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта дано в ст. 2 УЖТ РФ
и в ст. 2 Закона № 17-ФЗ.
Владельцем инфраструктуры является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии[1] и договора. Данное понятие в законодательстве, на наш взгляд, можно было бы дополнить тем, что такая организация или индивидуальный предприниматель должны сочетать коммерческое использование инфраструктуры путем оказания услуг пользователям с ее управлением в масштабах всей Российской Федерации. И по смыслу концепции реформы железнодорожного транспорта, оказание таких услуг принадлежит одной компании — ОАО «Российские железные дороги» (далее — ОАО «РЖД»). Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» ( далее — Закон № 29-ФЗ), ОАО «РЖД», как владелец пристанционной инфраструктуры, объединило более тысячи юридических лиц, как перевозчиков, так и владельцев инфраструктуры.
Основные виды деятельности владельца инфраструктуры — эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, перевозка грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, в том числе в пригородном сообщении, оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги, строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также ремонт железнодорожного подвижного состава, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области железнодорожного транспорта. Кроме того, владелец инфраструктуры содержит объекты социальной сферы, находящиеся в его собственности, и осуществляет иные виды деятельности, предусмотренные его уставом.
Как владелец инфраструктуры, ОАО «РЖД» опирается в своей деятельности на следующие основные принципы: сохранение единства и централизованного управления инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, находящейся в собственности единого хозяйствующего субъекта; качественное оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и выполнение условий перевозок; обеспечение гарантированного недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования и др.
В уставный капитал данного субъекта в рассматриваемом договоре входит имущество организаций федерального железнодорожного транспорта, за исключением того, которое непосредственно не связано с организацией движения поездов и маневровой работой и обеспечением аварийно-восстановительных работ на железнодорожном транспорте (имущество промышленных, ремонтных, строительных, торговых организаций), в случае если соблюдены определенные условия. К таким условиям относится ситуация, когда организация не является единственным поставщиком товаров, работ и услуг для железнодорожного транспорта, имеет наряду с организациями федерального железнодорожного транспорта иных заказчиков.
Формирование уставного капитала владельца инфраструктуры осуществляется на основании сводного передаточного акта, форма которого утверждается совместно федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом, федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Контролирует процесс составления передаточных актов инвентаризационная комиссия. Филиалам ОАО «РЖД» имущество принадлежит на праве оперативного управления. На основании сводного передаточного акта главному владельцу инфраструктуры также передаются от его филиалов права и обязанности в отношении их кредиторов и должников.
Осуществляя свою деятельность по предоставлению инфраструктуры в пользование ОАО «РЖД», согласно п. 1 ст. 8 Закона № 29-ФЗ владелец инфраструктуры не вправе передавать в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог имущество, внесенное в его уставный капитал. К этому имуществу относятся магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. В перечень такого имущества входят также малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, имеющие оборонное значение; информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и система управления перевозками; объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение; объекты мобилизационного назначения, объекты гражданской обороны, законсервированные и не используемые в производстве мобилизационные мощности, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва; железнодорожный подвижной состав, предназначенный для осуществления специальных железнодорожных перевозок; объекты и имущество, предназначенные непосредственно для выполнения аварийно-восстановительных работ. Данное имущество может находиться только в собственности единого хозяйствующего субъекта или в федеральной собственности.
Владелец инфраструктуры не может передать в залог или продать акции своих дочерних обществ, малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции со всеми расположенными на них сооружениями, а также земельные участки, на которых размещены указанные объекты (за исключением малоинтенсивных железнодорожных линий, участков и станций, имеющих оборонное значение), объекты недвижимого имущества, относящиеся к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, за исключением объектов, указанных в п. 1 ст. 8 Закона № 29-ФЗ. Филиалы ОАО «РЖД» при продаже, передаче в аренду недвижимого имущества или необходимости распорядиться им иным способом получают согласие генерального владельца инфраструктуры ОАО «РЖД».
Интересно отметить, что владелец инфраструктуры согласно ст. 54 УЖТ РФ на основании публичного договора с перевозчиком может приобретать от него обязанности по договорам об эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования и по договорам о пода-
че и уборке вагонов. В этом случае владельцы инфраструктур вступают во взаимоотношения с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по договорам об эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, договорам о подаче и уборке вагонов от имени перевозчика.
Выходит так, что стороной договоров об эксплуатации подъездных путей и о подаче, уборке вагонов во всех случаях должен признаваться перевозчик, даже не располагающий ни подъездными путями, ни локомотивной тягой. А владелец инфраструктуры, обладающий собственными локомотивами и подъездными путями общего пользования, может быть при-
влечен к исполнению обязательств перевозчика, вытекающих из договоров об эксплуатации подъездных путей и о подаче и уборке вагонов, а также к заключению этих договоров от имени перевозчика с пользователями услуг в качестве лица, оказывающего услуги перевозчику по использованию принадлежащего ему имущества.
Таким образом, фактическое участие владельца инфраструктуры в отношениях по обслуживанию железнодорожных подъездных путей необщего пользования, принадлежащих организациям — грузоотправителям и грузополучателям, обеспечивается путем заключения им договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры с перевозчиком, который, в свою очередь, должен заключать договоры об эксплуатации подъездных путей необщего пользования и о подаче и уборке вагонов с грузоотправителями и грузополучателями. Можно было бы, на наш взгляд, возложить на владельцев инфраструктуры обязанность заключать от имени грузоотправителей договоры перевозки грузов с перевозчиками и получать вагоны и контейнеры, доставленные в адрес грузополучателей на станцию назначения, принадлежащую тому же владельцу инфраструктуры.
На практике встречаются случаи, когда часть объектов инфраструктуры принадлежит на праве собственности или ином законном основании субъектам, не являющимся владельцами инфраструктуры в том понимании, которое сегодня дает содержащееся в законе понятие «владелец инфраструктуры». Например, ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» имеет в составе своего железнодорожного хозяйства две железнодорожные станции (Казинка, Чугун II). Станции на постоянной основе выполняют начально-конечные операции перевозочного процесса и ряд транзитных операций. Как же в этом случае оформлять отношения между владельцем объекта инфраструктуры и перевозчиком. Получается, что если владелец объекта инфраструктуры выполняет законченные технологические операции перевозочного процесса (например, на железнодорожных станциях), то можно решить, что он вступает в отношения с перевозчиком по общей схеме, заключая договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а иначе — нет[2].
Взаимодействие владельца инфраструктуры с перевозчиком хорошо определяется их правовым статусом, так как владелец инфраструктуры находится во взаимоотношении со всеми владельцами сопредельных инфраструктур, а также обеспечивает в немалой степени и диспетчерское управление перевозочным процессом. Сам диспетчерский аппарат железнодорожного транспорта (подразделения хозяйства перевозок) совместно с подразделениями других хозяйств способствует более эффективному использованию объектов перевозочной деятельности. Выходит так, что владелец инфра
структуры способен удовлетворить запросы как перевозчика, пользователя услуг, так и владельцев железнодорожных подъездных путей.
В.Г. Баукин считает, что отношения между владельцами инфраструктур и перевозчиками должны строиться на основе «ниток» графика движения поездов. График движения на длительный срок составляет владелец инфраструктуры и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры может включать предоставление системы «ниток» графика или одной из них. Специальные запросы на организацию конкретной проводки поезда, предусмотренные Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, противоречат УЖТ РФ[3]. По нашему мнению, данное положение лучше применять на станциях с большой пропускной способностью.
Владелец инфраструктуры как принципиально новый субъект рынка транспортных услуг кроме отношений с перевозчиком формирует еще и отношения со всеми владельцами инфраструктур для обеспечения бесперебойного пропуска грузопотоков и пассажиропотоков по железнодорожным путям общего и необщего пользования. Принимая на себя обязанности по доставке пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, перевозчик через договоры с владельцами инфраструктур гарантирует их доставку из пункта отправления в пункт назначения. Из анализа статей 11, 29 31 УЖТ РФ можно сделать вывод, что владельцы инфраструктур в связи с существенным усложнением порядка заключения договора участвуют в согласовании условий договора перевозки грузов. Однако отношения между этими сторонами должны регулироваться двумя разными соглашениями — договором об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и договором перевозки.
Таким образом, предоставление услуг инфраструктуры при перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа относится к деятельности в сфере монопольного сектора, нормальное осуществление которой должно обеспечиваться методами государственного регулирования, гарантирующими недискриминационный допуск в этот сектор субъектов транспортного рынка.
На основании вышесказанного можно, по нашему мнению, сделать вывод, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования может использоваться как в конкурентном, так и в монопольном секторе рынка транспортных услуг. Инфраструктура, используемая при выполнении вспомогательных работ (услуг), должна быть отделена от инфраструктуры, используемой при перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа. Для нормальной работы частных перевозчиков необходимо разделение локомотивной тяги на поездную (обязательную для перевозчика) и маневровую (обязательную для владельца инфраструктуры), а также законодательное возложение на владельца инфраструктуры обязанностей по выполнению на станциях различного рода маневровых работ с поездами перевозчиков (по их заявке). Тарифы на указанные услуги инфраструктуры должны регулироваться Федеральной службой по тарифам (ФСТ России).
Положения главы 40 «Перевозка» ГК РФ повлекли за собой (в законодательстве о железнодорожном транспорте) возложение на перевозчиков функций, исполнить которые технологически может только инфраструктура железнодорожного транспорта, т. е. закрепили за ОАО «РЖД» право быть монополистом железнодорожного транспорта (но теперь уже не естественным, как было ранее МПС России, а искусственно созданным). Для того, чтобы законодательство о железнодорожном транспорте стало юридически точным, необходимо изменить положения законов, возлагающие на перевозчиков (представителей конкурентного сектора) обязанности, исполнить которые технологически может только инфраструктура железнодорожного пути общего пользования ОАО «РЖД», а также исключить законодательное закрепление возложения на перевозчиков и владельцев инфраструктур функций в сфере деятельности локомотивного и вагонного хозяйств (потенциально конкурентного сектора), деятельность которых в настоящее время находится в ведении монополиста железнодорожного транспорта.
Таким образом, необходимо вносить изменения в главу 40 ГК РФ, давать предложения об отражении в ГК РФ понятия «инфраструктура транспорта», определить ответственность владельцев инфраструктур (естественно монопольного сектора) перед перевозчиками и пользователями услуг транспорта.
Кроме того, субъектами предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте являются как владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, так и владелец объекта инфраструктуры. Отличие между ними должно проявляться в виде транспортного договора, который они заключают с перевозчиком. Владелец объекта инфраструктуры может заключать договор об оказании услуг по использованию инфра-
структуры железнодорожного транспорта общего пользования, если он оказывает весь арсенал услуг от станции отправления до станции назначения. Если он решит выстраивать договорные отношения иначе, то они также будут связаны с оказанием услуг на транспорте, но только с предоставлением в аренду не всей
инфраструктуры, а какой-то ее части.
Библиография
1 См.: Постановление Правительства РФ от 15.03.2006 № 134 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте».
2 См.: Голомолзин А.Н., Давыдов Г.Е. Перевозки грузов железнодорожным транспортом как сфера производства и оборота услуг // Бюллетень транспортной информации. Информационно-практический журнал. 2008. № 4 (154). С. 6—7.
3 См.: Баукин В.Г. Правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта: Автореф. … канд. юрид. наук. — СПб., 2004. С. 27—30.