УДК 341.231.14(729.61)(729.7/.8)
Страницы в журнале: 140-145
Н.А. ПЯНЗИНА,
аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов
Предпринята попытка на основе анализа законодательства одиннадцати стран Карибского региона рассмотреть степень влияния Конвенции о правах ребенка на статус ребенка в правовых системах этих стран.
Ключевые слова: инкорпорация, имплементация, внутреннее право, права ребенка.
Influence of the Convention on the rights of the Child on the status of children in internal law of the Caribbean states
Pianzina N.
An attempt was made on the basis of analysis of the legislation of eleven countries in the Caribbean region to consider the degree of impact of the Convention on the Rights of the Child on the status of the child in the legal systems of these countries.
Keywords: incorporation, implementation, national law, rights of child.
Известный специалист в области защиты прав человека профессор З. Макдауэлл утверждает: в странах Карибского региона благополучие ребенка является приоритетным вопросом в делах об опеке и «во всех спорных ситуациях, связанных с детьми», отмечая при этом, что принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, закрепленный в Конвенции о правах ребенка 1989 года (далее — Конвенция о правах ребенка; Конвенция), является основополагающим критерием в этой сфере[1].
Действительно, если взять в качестве примера Закон о семейном праве Тринидада и Тобаго 1992 года, то он предусматривает: суд в решении вопросов, связанных с опекой или воспитанием несовершеннолетнего либо ведением любого вида имущества, принадлежащего или сохраняемого для несовершеннолетнего, либо использованием его дохода, должен быть непосредственно связан с благополучием несовершеннолетнего в качестве наиглавнейшего приоритета (разд. 3)[2]. Предписания данного закона подтверждаются на практике достаточным числом дел, рассмотренных судами Тринидада и Тобаго, в которых были обеспечены «интересы и благополучие ребенка»[3].
В Барбадосе принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка признается в качестве высшего приоритета государства, он отражен в различных законодательных актах. Например, согласно разделу 43(1) Закона о семейном праве 1988 года «в вопросах, связанных с опекунством или опекой, суд должен рассматривать благополучие ребенка как наиболее главный и первостепенный вопрос». В соответствии с этим законом, суд не должен выносить решение, «которое противоречит интересам ребенка, не достигшего возраста 16 лет, если суд не считает, что в определенных обстоятельствах таковое сделать необходимо». Подобно английскому общему праву, общее право в Барбадосе закрепляет за судом полномочие действовать в интересах ребенка, делая его лицом, находящимся под опекой суда, а также ставя его под защиту государства. Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка закреплен также в законах Барбадоса об усыновлении (1982 г.), о несовершеннолетних правонарушителях (1987 г.) и о заботе ребенка (1990 г.)[4].
Признавая сложный и многоаспектный характер Конвенции о правах ребенка, профессор П. Альстон считает: принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, возможно, является наиболее важным из всех положений Конвенции, потому что все другие положения основываются на этом принципе. Ученый констатирует, что широкое применение данного принципа имеет многие особенности в процессе применения положений Конвенции о правах ребенка в странах Карибского региона[5].
Специалисты подтверждают, что национальные правовые системы почти всех стран Карибского региона основываются главным образом на английском общем праве, за исключением Гайаны и Сент-Люсии. Гайана испытала воздействие романо-германской системы, а Сент-Люсия — французского гражданского права (континентальной системы). Подтверждается также факт того, что законодательство некоторых стран Карибского региона подвергалось влиянию и со стороны традиционного права Индии и мусульманского права[6].
К изложенному следует добавить: в этих странах существуют проблемы коренных народов. Например, в Гайане 9,2% населения страны представляют коренные народы (американские индейцы), которые компактно проживают в 134 населенных местностях страны. Только среди этой части населения Гайаны наблюдается рост численности на 3,5% в среднем в год. В распоряжении коренных народов находятся 14% земельного фонда Гайаны[7]. Проблемы, связанные с обеспечением прав коренных народов, включая права детей из числа коренных народов, вносят специфику в правовые системы стран Карибского региона.
Получив независимость от Великобритании, большинство стран Карибского региона продолжали зависеть от ее правовой системы. Судебный комитет Тайного совета Великобритании был сохранен во многих государствах — бывших колониях в качестве высшего апелляционного суда, помимо национальных и апелляционных судов. Тайный совет, основанный в Лондоне, долгое время действовал в качестве суда последней инстанции для большинства этих стран. Хотя еще в начале 70-х годов XX века возник значительный интерес к установлению высшего суда стран Карибского региона, данная идея была реализована лишь в 1998 году, когда был создан Карибский суд, который выстроен в качестве высшей апелляционной инстанции по гражданским и уголовным делам в странах Карибского региона. Он располагается в Тринидаде и Тобаго[8].
Все страны Карибского региона ратифицировали Конвенцию о правах ребенка[9]. Однако большинство из них еще не ратифицировали Факультативные протоколы к ней. В связи с этим Комитет по правам ребенка, созданный на основе Конвенции о правах ребенка, постоянно напоминает соответствующим государствам об их обязанности ратифицировать первые два Факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка, поскольку без них нельзя говорить о полном выполнении обязательств по Конвенции.
Более того, как считают специалисты, для всеобщего поощрения и уважения прав человека, включая права ребенка, страны Карибского региона должны активно участвовать в других основных универсальных и региональных соглашениях по правам человека. К таким соглашениям относятся прежде всего международные пакты о правах человека 1966 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1979 г.), о правах всех трудящихся мигрантов и членов их семей (1990 г.) и о правах инвалидов (2008 г.). Некоторые из этих стран также обязаны полностью выполнить положения Американской конвенции о правах человека 1969 года (далее — Американская конвенция), активно сотрудничать с Межамериканской комиссией по правам человека и выполнять те решения Межамериканского суда по правам человека, участником которых они являются. Отметим, что участниками Американской конвенции являются Барбадос, Доминика, Гренада и Ямайка[10]. Напомним о том, что в ст. 45 Американской конвенции предусматривается: «Любое государство-участник может при сдаче на хранение своих ратификационных документов, или присоединении к настоящей Конвенции, или в более позднее время заявить, что оно признает компетенцию Комиссии получать и рассматривать сообщения, в которых государство-участник утверждает, что другое государство-участник совершило нарушение прав человека, закрепленных в настоящей Конвенции»[11].
Государство при сдаче на хранение документов о ратификации, или присоединении к Американской конвенции, или в любое последующее за этим время также может заявить, что оно признает в качестве ipso facto, не требуя специального соглашения, юрисдикцию суда по всем вопросам, относящимся к толкованию и применению Американской конвенции (п. 1 ст. 62). Отметим, что до настоящего времени, к сожалению, только два из рассматриваемых государств региона признали юрисдикцию Межамериканского суда по правам человека: Барбадос — в июне 2000 года, Тринидад и Тобаго — в 1991 году, но последний отозвал признание юрисдикции суда в 1999 году.
В русле стремления стран Карибского региона совершенствовать национальные средства в целях эффективного применения международных норм о правах человека на национальном уровне, включая нормы о правах ребенка, уместно здесь упомянуть о тех факторах, которые способствуют этому процессу. К ним прежде всего относятся политическая приверженность правительства правам человека; социальные и культурные условия в стране, включая уровень правовой культуры; а также экономический потенциал соответствующей страны. Общее право, применяемое во многих странах Карибского региона, требует наличия еще одного значимого фактора — инкорпорации международного договора в национальное право. Другими словами, речь идет о «дуалистической теории», согласно которой практически во всех странах общего права международные договоры не имеют никакого правового эффекта в национальных судах, если они не инкорпорированы в национальное право путем принятия специального законодательного акта[12].
Согласно данному подходу, если нет никакой подобной инкорпорации в системе национального права, в случае конфликта между положениями международного договора по правам человека и национальным законодательством последнее будет играть решающую роль. Вместе с тем Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года установлено, что национальные законы должны согласовываться с международными договорами, которые вступили в силу для соответствующей страны. В противном случае полагается, что данное государство предпримет какие-либо шаги, направленные на изменение национального права согласно положениям международного договора. Изложенное в полной мере относится и к странам Карибского региона.
Путем инкорпорации Конвенция о правах ребенка может стать частью внутригосударственного права, но инкорпорация требует принятия парламентом страны специального закона. Альтернативой метода инкорпорации является аннулирование существующих национальных правовых норм и принятие новых законов согласно положениям соответствующей международной конвенции о правах человека. Отметим, что Комитет по правам ребенка предпочтение отдает методу инкорпорации[13]. Учитывая универсальный характер Конвенции о правах ребенка, нет никаких сомнений в том, что она должна быть инкорпорирована в национальное право стран Карибского региона посредством специального закона о правах ребенка, чтобы гарантировать согласованность и взаимодействие, а также избежать противоречий.
В связи с инкорпорированием в странах Карибского региона Конвенции о правах ребенка возникает вопрос о правовом статусе данной конвенции в правовых системах этих государств.
В свете того факта, что Конвенция не была включена в правовые системы стран Карибского региона (за исключением Белиза), Комитет по правам ребенка вынужден был особо обратить внимание на утверждение некоторых из этих стран о том, что их конституции обеспечивают соответствующие нормы по защите прав ребенка в рамках своих юрисдикций. Комитет считает: ряд конституций этих стран действительно гарантирует основные права и свободы, но конституции не предоставляют Конвенции о правах ребенка права обладать полной силой закона в самих странах.
В сложившейся ситуации, по мнению Комитета, становится необходимым уточнить статус Конвенции о правах ребенка в конституциях этих стран через уточнение статуса международных конвенций о правах человека вообще, участниками которых являются страны Карибского региона.
Следует обратить особое внимание на то, что различные правовые препятствия, которые затрудняют осуществление прав детей в странах Карибского региона, обусловлены наличием в этих странах проблем экономического, социального и культурного характера. В частности, Барбадос, Ямайка и Гайана достигли значительного прогресса в общественном развитии за последние два десятилетия, особенно в сфере образования и в деле повышения уровня жизни населения. Тем не менее, несмотря на видимый прогресс, большинство этих стран докладывали в договорных органах по правам человека системы ООН о тяжелых социально-экономических условиях, характеризующихся бедностью и безработицей. Действие ураганов и других природных катаклизмов еще больше осложняет трудные социально-экономические условия в этих государствах. Мировой финансовый кризис и наводнения в прибрежных зонах Гайаны в конце 2005 года привели к потере до 57% ВВП. Экономический рост в Гайане начался лишь с 2006 года, и в 2009 году он составил всего 2,3%. Летом 2012 года на Гайану обрушился ураган «Исаак», который нанес островному государству огромный материальный ущерб.
В странах Карибского региона на жизни детей отражаются многочисленные проблемы и трудности экономического и социального развития. Анализ жизни детей, например, в Барбадосе и Ямайке показывает реальные социально-экономические условия, с которыми сталкиваются дети в этом регионе[14]. В Барбадосе 8% населения живет в условиях бедности, около 25% семей возглавляется женщинами[15].
Дети составляют 39% от всего населения Ямайки. При этом они представляют 43% всего бедного населения страны, причем большинство из них живет в сельских районах. На Ямайке более 45% всех семей возглавляется женщинами.
Необходимо подчеркнуть, что в большинстве стран данного региона заметен прогресс в сокращении детской смертности в возрасте до 5 лет и в младенчестве. В Барбадосе данные показатели составляют 12 и 13% соответственно на каждую тысячу рождаемых[16]. Показатели детской смертности очень важны, например, в Гайане, где из 750 тыс. населения страны дети в возрасте до 14 лет составляют 35,5% (267 тыс.), из них дети до 5 лет — 70 тыс. (по данным 2007 года). Однако, по мнению договорных органов по правам человека, например, Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, эти показатели требуют улучшения, т. е. сокращения детской смертности.
Хотя обязательные системы начального и среднего образования существуют во всех странах Карибского региона, к сожалению, число детей, бросивших школу, и число детей, остающихся на второй год обучения, увеличивается преимущественно за счет девочек.
Кроме того, наметилась тенденция увеличения случаев непосещаемости и числа отчислений из высших учебных заведений за неуспеваемость[17].
ВИЧ-инфекция стала другой главнейшей проблемой в развитии стран Карибского региона, где уровень инфицированных равен приблизительно 2% от общего числа населения региона и стремительно растет. Молодежь, прежде всего девушки в возрасте 15—17 лет, особенно уязвимы вследствие раннего начала половых отношений. По сравнению с другими странами Карибского региона, Ямайка обладает высокой распространенностью ВИЧ-инфицированных (1,6% на 1000 жителей), и около 8% инфицированных являются детьми до 10 лет, которые были заражены от своих матерей.
Среди основных социальных проблем в Карибском регионе выделяют преступность в среде несовершеннолетних. В Ямайке наибольшее беспокойство вызывает высокий уровень суицидов, злоупотребления алкоголем, а также уголовных преступлений в молодежной среде. По оценкам спецпроцедур Совета ООН по правам человека, правосудие по делам несовершеннолетних и система детских исправительных колоний в этих странах не соответствуют международным стандартам содержания[18].
В Заключительных замечаниях по докладу, принятых Комитетом по правам ребенка в 2003 году, Ямайке было настоятельно рекомендовано приложить больше усилий по борьбе с насилием в обществе, включая насилие против женщин и детей, особенно в семьях, школе и общинах. Было также предложено предпринять законодательные меры по запрещению всех форм физического и психического насилия, включая телесные наказания детей и изнасилование.
Аналогичные рекомендации были приняты Комитетом по правам ребенка в отношении других стран, таких как Антигуа и Барбуда и Сент-Винсент и Гренадины.
Информацию о правовом положении детей в странах Карибского региона можно найти и в национальных исследованиях, проведенных ЮНИСЕФ в качестве важного элемента инициативы законодательного реформирования. Например, в национальном исследовании Барбадоса содержится вывод о том, что, несмотря на некоторые осуществленные значимые правовые реформы, все еще остаются нерешенными такие вопросы, как дискриминация на основе статуса рождения, отсутствие правосудия по делам несовершеннолетних. В этой стране продолжают действовать неэффективные законы по защите ребенка, широко применяются различные формы наказания детей. Такая практика противоречит не только положениям Конвенции о правах ребенка, но и самой Конституции Барбадоса 1966 года[19].
Хотя Конвенция о правах ребенка рассматривается специалистами в качестве важного инструмента по оказанию воздействия на страны Карибского региона, к сожалению, соответствующие национальные законодательства этих государств по-прежнему содержат положения о дискриминации, основанные на статусе детей, рожденных вне брака. Профессор З. Макдауэлл приходит к выводу: «Если и существует какое-либо противоречие между Конвенцией и внутригосударственным законодательством, внутригосударственное право, содержащее дискриминацию, будет занимать доминирующее положение»[20].
В заключение необходимо отметить, что важным аспектом в деле обеспечения прав ребенка является наличие в стране точных агрегированных показателей. Это, в свою очередь, предполагает всеобъемлющий и систематический сбор данных, касающихся всех положений Конвенции о правах ребенка. Для достижения такой цели Комитет по правам ребенка постоянно рекомендует государствам создать в стране структуру по регистрации статистических данных, охватывающих детей до 18 лет. Подобная рекомендация была дана, например, Гренаде. В ответ на эту рекомендацию Гренада в своем периодическом докладе сообщила Комитету по правам ребенка о том, что до сих пор в стране отсутствует орган, отвечающий рекомендации Комитета. Вместе с тем, в отличие от прошлого периода, определенные данные собираются различными государственными структурами по отдельным показателям, а именно: Центральное статистическое управление Министерства финансов сообщает общие данные о детях, живущих в нищете; Управление по учету уголовных преступлений владеет данными о детях, имеющих проблемы с законом; Центральное статистическое управление также аккумулирует данные о детях, имеющих только одного родителя; в рамках общих сведений об уголовных делах собираются данные и о сексуальных домогательствах в отношении детей; Национальный совет Гренады по инвалидам в результате проведения переписи в стране в 2001 году получил данные о детях-инвалидах; Национальный директорат по ВИЧ в рамках общих данных владеет информацией о количестве ВИЧ-инфицированных детей в стране.
По-прежнему, как в Гренаде, так и в других странах Карибского региона, актуальным остается вопрос о наличии агрегированных показателей по всем важным аспектам Конвенции о правах ребенка, и данный вопрос является объектом пристального внимания Комитета по правам ребенка при заслушивании периодических докладов от этих государств.
Библиография
1 См.: McDowell Z. Elements of Child Law in the Commonwealth Caribbea. — Kingston, Jamaica, 2000. Р. 237.
2 См.: Laws of the Republic of Trinidad and Tobago, Chap. 46:08. Цит. по: McDowell Z. Op. cit.
3 См.: Balraj v Dewar. 30 June 1994 / (High Ct. Trin. and Tobago. № 5-878 of 1993) // Op. cit.
4 См.: Committee on the Rights of the Child / Initial Report of State parties due in 1992: Barbados // UN. Doc. CRC/C/3/Add. 45, 11 February 1997. P. 45—47.
5 См.: Alston P. (ed.) The Best Interests of the Child: Reconciling Culture and Human Rights. — Oxford, 1994. Р. 3.
6 См.: Dina Y. Guide to Caribbean Research. URL: http//www.llrх.com/features/Caribbean.htm
7 См.: UN Population Division (in UNICEF Guyana Statistics). URL: http://www.unisef.org/infobycountry/guyana_statistics.html#57
8 См.: CARICOM. Caribbean Court of Justice. URL: http//www.jis.gov.jm/special_sections/CARICOMNew/ccj.html
9 См.: Конвенция о правах ребенка 1989 года // Основные международные договоры по правам человека. — ООН, Нью-Йорк и Женева, 2006. С. 105—183.
10 См.: Inter-American Commission on Human Rights. Basic Documents: Signatures and Current Status of Ratifications. American Convention on Human Rights. URL: http//www.cidh.org/Basicos/basic4.htm
11 См.: Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. — М., 1998. С. 720—736.
12 См.: Human Rights in the Administration of Justice. — Geneva, 2003. Ch. 1.
13 См.: Committee on the Rights of the Child. General Comment № 5. General measures of implementation for the Convention on the Rights of the Child, para. 20 // UN. Doc. CRC/GC/2003/5, 3 October, 2003.
14 Статистика взята из официальных документов, представленных соответствующими государствами в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), которые в дальнейшем не были обновлены, хотя по правилам они должны быть изменены при реформации в стране.
15 URL: http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/goes/bb.html
16 UN Doc. CRC/C/8/Add.12, 17 March 1994.
17 United Nations Children's Fund. The State of the World's Children 2001. — N.Y., UNICEF, 2001. P. 25.
18 Речь идет о Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (резолюция ГА ООН от 14 декабря 1990 г.), и Руководящих принципах в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия (резолюция ЭКОСОС от 21 июня 1997 г.).
19 См.: Robinson T. Legislative Report Initiative, National Study of Barbados. — UNICEF, 2004. P. 18.
20 McDowell Z. Op. cit. P. 246.