УДК 347.964.1
Страницы в журнале: 86-92
М.Н. ЕЛИСЕЕВА,
ведущий консультант отдела международного сотрудничества и организации исполнения международных обязательств Правового управления Федеральной службы судебных приставов
Рассматриваются проблемы, связанные с выплатой вознаграждения судебному приставу-исполнителю; анализируется законодательство ряда государств в части регулирования вопросов выплаты вознаграждения судебному приставу-исполнителю.
Ключевые слова: судебный пристав-исполнитель, вознаграждение, законодательство, исполнение, государство, служащие.
Compensation of the judicial police officer-executor: foreign experience and the Russian validity
Eliseeva M.
The problems connected with payment of compensation to the judicial police officer-executor are considered; the legislation of some the states regarding regulation of questions of payment of compensation to the judicial police officer-executor is analyzed.
Keywords: the judicial police officer-executor, compensation, the legislation, execution, the state, employees.
В настоящее время институт выплаты вознаграждения судебному приставу-исполнителю, обеспечившему реальную и своевременную реализацию исполнительного документа, представляет огромный интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, особенно в части совершенствования законодательства Российской Федерации о судебных приставах и об исполнительном производстве.
Вместе с тем, на наш взгляд, изучение данного института невозможно без рассмотрения законодательства ряда зарубежных стран, а также актов международных организаций, в частности Совета Европы.
Например, рекомендация Комитета министров Совета Европы от 09.09.2003 № 17 «О принудительном исполнении» в качестве одного из руководящих принципов принудительного исполнения закрепляет следующий: «Состоящие на государственной службе служащие, ответственные за принудительное исполнение, должны иметь нормальные условия работы, достаточные материальные ресурсы и вспомогательный персонал. Им должно предоставляться достойное вознаграждение за их работу».
В данном случае государствам, в которых судебные исполнители являются государственными служащими, рекомендуется предоставить им надлежащие условия труда (помещения, транспортные средства, оргтехнику и т. д.), адекватные физические ресурсы (достаточное количество работников для осуществления исполнительного производства) и вспомогательный (административный) персонал. Эффективное исполнение судебных и иных решений требует определенной степени финансовых обязательств.
Таким образом, исходя из смысла указанного принципа, государственные судебные исполнители должны получать адекватное вознаграждение за свою работу, соответствующее их роли и возложенным на них обязанностям.
Необходимо отметить, что институт выплаты поощрения судебному приставу-исполнителю закреплен в законодательстве ряда государств ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в странах Европейского союза.
В Республике Беларусь в соответствии с главой 18 «Порядок выдачи вознаграждения судебному исполнителю» Инструкции по исполнительному производству (утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 № 40) при принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно определению суда с должника дополнительно взимается 5% от каждой взысканной судебным исполнителем суммы. Эти средства зачисляются на депозитный счет соответствующего районного (городского), областного, Минского городского суда. Районный (городской) суд в течение 3 банковских дней направляет указанные денежные средства в адрес соответствующего управления юстиции.
Управлениями юстиции данные денежные средства используются для премирования судебных исполнителей, а также для улучшения материально-технической базы судов.
Выплата поощрения судебному исполнителю осуществляется на основании приказа начальника управления юстиции в размере не более 10 базовых величин. В случае частичного исполнения исполнительного документа по независящим от судебного исполнителя причинам вознаграждение выплачивается в размере до 5 базовых величин.
Гонорары выплачиваются по каждому отдельно взятому исполнительному производству и регистрируются в книге учета.
Представление начальнику соответствующего управления юстиции на выплату вознаграждения судебному исполнителю, взыскавшему средства, вносит председатель соответствующего суда.
Представление должно содержать данные об общем размере поощрения и причины его выплаты. В обосновании описывается, в чем заключалась сложность исполнительных действий; определяется срок исполнения исполнительного производства; указывается сумма взысканных судебным исполнителем средств и сумма выданного ранее вознаграждения по конкретному исполнительному производству, количество исполненных исполнительных производств, сумма взысканных судебным исполнителем средств и сумма 5-процентных средств взысканных расходов по исполнению с нарастающим итогом с начала года, размер гонорара, предлагаемый к передаче судебному исполнителю по конкретному исполнительному производству.
Денежное поощрение, как правило, выплачивается судебному исполнителю вместе с заработной платой за вторую половину месяца и подлежит налогообложению в порядке, определенном законодательством.
Ответственность за правильную выдачу судебным исполнителям денежного вознаграждения возлагается на председателей судов и начальников управлений юстиции.
В Азербайджанской Республике согласно ст. 86 «Поощрение исполнительного чиновника» Закона Азербайджанской Республики от 27.12.2001 № 243-IIQ «Об исполнении» исполнительный чиновник, образцово выполняющий должностные обязанности, может быть поощрен по правилам, определенным соответствующим органом исполнительной власти (Министерство юстиции Азербайджанской Республики), денежным вознаграждением, не превышающим 5-кратного размера заработной платы.
Награда выплачивается из специального фонда исполнительных чиновников.
Также к компетенции указанного фонда относится решение вопросов технического обеспечения исполнительных чиновников.
На основании ст. 98 Закона Республики Таджикистан от 20.03.2008 № 373 «Об исполнительном производстве» судебный исполнитель, обеспечивший реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, получает из фонда развития исполнительного производства вознаграждение в размере 5% от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, а по исполнительному документу неимущественного характера — не более 5 минимальных размеров оплаты труда.
В случае частичного исполнения исполнительного документа по независящим от судебного исполнителя причинам гонорар выплачивается пропорционально взысканной сумме.
Статья 91 Закона Киргизской Республики от 18.03.2002 № 39 «Об исполнительном производстве и о статусе судебных исполнителей в Киргизской Республике» закрепляет, что из суммы, взысканной с должника в качестве исполнительского сбора, 50% направляются на выплату денежного вознаграждения судебным исполнителям подразделения службы судебных исполнителей, обеспечившего исполнение исполнительного документа, а также на развитие исполнительного производства.
Вопрос о распределении и выплате денежного поощрения судебным исполнителям решается главным судебным исполнителем Киргизской Республики или главным судебным исполнителем области.
Размер выплачиваемого судебным исполнителям денежного вознаграждения не может превышать 25 ставок минимальной оплаты труда, установленной в Киргизской Республике.
Согласно ст. 47 Закона Украины от 21.04.1999 № 606-XIV «Об исполнительном производстве» государственный исполнитель (судебный исполнитель), который обеспечил реальное, своевременное и законное исполнение исполнительного документа, за счет взысканного с должника исполнительского сбора получает гонорар в размере 2% от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 30 необлагаемых минимумов доходов граждан, а по исполнительному документу неимущественного характера — не более 5 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Государственный исполнитель, который обеспечил законное и своевременное принудительное исполнение решения о выселении должника, получает вознаграждение за счет кредитора (взыскателя) в размере 2% от взысканной им суммы или стоимости имущества (цены реализации имущества, на которое было обращено взыскание), но не более 300 необлагаемых минимумов доходов граждан.
В Федеративной Республике Германия гонорар судебного исполнителя зависит от его возраста, полученных сертификатов, выслуги лет, семейного положения и возможного пособия на детей. Фиксированная месячная сумма вознаграждения составляет максимум 3000 евро. Кроме этого, определенные предоставленные услуги компенсируются на сумму, которая в среднем составляет 400 евро. Понесенные приставом дополнительные расходы также возмещаются: фактические издержки за почтовые отправления, стоимость персонала, транспортные расходы и т. д.
В Федерации Боснии и Герцеговины вознаграждение судебных исполнителей, состоящих при судах, зависит от системы классификации и опыта работы.
Кроме этого, судебному исполнителю компенсируются затраты на транспорт (включая проезд от места проживания до места работы и обратно), оплачиваются больничные листы, расходы на образование, выплачивается надбавка в связи с выходом на пенсию и т. д. Размер премии зависит от суда или судебного округа (района), при котором состоит судебный исполнитель, а также от экономической ситуации и бюджета данного округа.
Законодательство Эстонской Республики об исполнительном производстве к расходам по совершению судебным исполнителем исполнительных действий относит плату: за возбуждение исполнительного производства; с взыскиваемой суммы (в среднем 10%); за исполнительные действия, например по аресту движимого имущества (0,5%); за продажу имущества под контролем судебного исполнителя (1%); за продажу на аукционе (3%).
Статья 38 Закона Республики Молдова от 17.06.2010 № 113 «О судебных исполнителях» закрепляет: судебный исполнитель имеет право на вознаграждение за свой труд и на возмещение расходов, связанных с его деятельностью; в ст. 39 предусмотрено, что гонорар выплачивается судебному исполнителю в случае полного или частичного погашения обязательства, предусмотренного исполнительным документом. Размер вознаграждения устанавливается Исполнительным кодексом Республики Молдова от 24.12.2004 № 443 (далее — Кодекс).
Судебные исполнители могут вести переговоры со взыскателем о полной или частичной выплате поощрения авансом, однако не могут обусловливать исполнение исполнительных документов авансовой выплатой гонорара.
Судебный исполнитель обязан иметь банковский счет, на который поступает денежное вознаграждение.
Следует отметить, что в Кодексе подробно регламентируется вопрос о гонораре судебного исполнителя. Так, поощрение судебного исполнителя относится к расходам по исполнению судебных актов (ст. 36 Кодекса).
Статья 38 Кодекса закрепляет следующие положения. Если законом не предусмотрено иное, гонорар судебного исполнителя взыскивается с должника на основании вынесенного судебным исполнителем определения во всех случаях полного или частичного погашения обязательства, установленного в исполнительном документе, или прекращения исполнительного производства.
Для исполнительных документов денежного характера вознаграждение судебного исполнителя рассчитывается в процентном отношении к сумме взысканного долга следующим образом:
— по суммам, не превышающим 100 тыс. леев, гонорар составляет 10% от погашенной суммы. Во всех случаях, за исключением исполнительных документов о взыскании периодических платежей и штрафов, вознаграждение должно составлять не менее 500 леев; при взыскании периодических платежей и штрафов сумма гонорара должна быть не менее 200 леев;
— по суммам от 100 001 лея до 300 тыс. леев поощрение составляет 10 тыс. леев плюс 5% от суммы, превышающей 100 001 лей;
— по суммам, превышающим 300 тыс. леев, гонорар составляет 20 тыс. леев плюс 3% от сумм, превышающих 300 тыс. леев.
Размер вознаграждения за исполнительные документы неденежного (неимущественного) характера устанавливается в соответствии с приложением к Кодексу.
При прекращении исполнительного производства выплата гонорара производится следующим образом:
1) в случае, если между взыскателем и должником заключено мировое соглашение, вознаграждение выплачивается должником с применением коэффициента 0,7 к обычному размеру гонорара;
2) в случае, если решение или определение, на основании которого выдан исполнительный лист, отменено судебным актом, вступившим в законную силу, поощрение выплачивается взыскателем;
3) в случае смерти взыскателя, признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим, когда требование не допускает правопреемства, гонорар выплачивается должником исходя из размера долгового обязательства;
4) в случае смерти должника, признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим, когда обязательство не может перейти к правопреемникам должника, вознаграждение выплачивается правопреемниками исходя из размера долгового обязательства;
5) в случае, если взыскатель отказался от исполнения, гонорар выплачивается взыскателем, исходя из размера требования.
Следует отметить также, что при объединении исполнительных производств вознаграждение, причитающееся за каждое отдельное исполнение, распределяется между судебными исполнителями следующим образом: три четвертых принадлежат исполнителю, передавшему исполнительный документ, одна четвертая — исполнителю, принявшему документ.
В случае если до применения мер принудительного исполнения стороны исполнительного производства заключают мировое соглашение, судебному исполнителю полагается вознаграждение в размере 50% гонорара, установленного при исполнении исполнительного документа в полном объеме. В остальных случаях размер поощрения не может быть менее 70%.
В Королевстве Нидерландов судебные исполнители фактически являются независимыми предпринимателями и получают вознаграждение благодаря своей деятельности в качестве судебных исполнителей. Существует тариф для официальных действий, который устанавливается Министерством юстиции Королевства Нидерландов.
Следует отметить, что на практике судебные исполнители зачастую получают часть суммы, взысканной в процессе исполнения решения суда.
Во Французской Республике для официальных действий судебных исполнителей установлены фиксированные расценки (тарифы), но в особых случаях (в случае срочности) могут применяться более высокие расценки.
К вознаграждениям в исполнительном производстве относятся:
— затраты (расходы) в исполнительном производстве, состоящие из исполнительского сбора и каких-либо вознаграждений (бонусов), оплачиваемых взыскателем судебному исполнителю в форме гонорара (платы за услуги);
— сборы в исполнительном производстве: расходы (затраты, сборы) непосредственно в процессе исполнения, т. е. общая сумма денежных средств, затраченных на каждое исполнительное действие судебным исполнителем в процессе исполнительного производства;
— вознаграждение (гонорар) — сумма, оплачиваемая только взыскателем судебному исполнителю в случае удовлетворения его требований.
При этом размер вознаграждения можно либо определить в договоре, либо установить заранее (фиксированная сумма) или вообще запретить.
Система вознаграждений, имеющих отношение к исполнительному производству, включает в себя: прайс-лист (прейскурант, каталог цен); сборы за составление документов и за дополнительные копии документов; транспортные расходы (затраты).
Законом Республики Казахстан от 02.04.2010 № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» предусмотрено следующее: сумма оплаты деятельности частного судебного исполнителя, уплачиваемая по окончании исполнительного производства, устанавливается в размере 10% от взысканной суммы или стоимости имущества или 10 месячных расчетных показателей с физических лиц и 20 месячных расчетных показателей с юридических лиц по исполнительным документам неимущественного характера.
Данная сумма выплачивается только в случае полного или частичного исполнения исполнительного документа. Если исполнительный документ денежного характера исполнен частично, то частный судебный исполнитель получает только часть вознаграждения, пропорциональную взысканной сумме.
Сумма гонорара частного судебного исполнителя в случае добровольного исполнения исполнительного документа составляет 30% от полной суммы оплаты деятельности частного судебного исполнителя. Тарифы оплаты деятельности частного судебного исполнителя утверждаются Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, согласованному с Республиканской коллегией частных судебных исполнителей.
В Республике Болгария за совершение частным судебным исполнителем исполнительных действий уплачиваются сборы, определяемые по тарифам, утвержденным Советом министров Республики Болгария по предложению министра правосудия по согласованию с Палатой частных судебных исполнителей.
Предусматривается внесение авансовой платы и дополнительные вознаграждения. Выделяются так называемые обыкновенный, пропорциональный и дополнительный сборы. Обыкновенная такса определяется по утвержденным тарифам и не зависит от материального интереса; пропорциональная такса устанавливается в процентах от взыскиваемой суммы и имеет минимальный и максимальный размер; дополнительная такса взимается за совершение исполнительных действий в выходные и праздничные дни в размере 50% от узаконенного сбора по данному виду исполнительных действий.
Каждый частный судебный исполнитель имеет как минимум три банковских счета: для денежных средств, взысканных с должника; для денежных средств, полученных со взыскателей (авансовая плата, сборы) и дополнительный счет.
В соответствии с Законом Республики Албания от 18.01.2001 № 8730 «Об организации и деятельности службы судебных исполнителей» гонорар государственных судебных исполнителей состоит из следующих компонентов: основной заработной платы, надбавок к заработной плате и специальной компенсации (собственно вознаграждения), зависящей от результатов деятельности по принудительному исполнению.
Размер основной заработной платы и надбавок к ней определяется решением Комитета министров Республики Албания, а специальной компенсации — приказом министра юстиции Республики Албания.
В Российской Федерации, к сожалению, на сегодняшний день такой механизм мотивации к своевременному и полному исполнению требований исполнительных документов судебным приставом-исполнителем, как выплата соответствующего вознаграждения, не применяется.
Вместе с тем институт выплаты гонорара судебному приставу-исполнителю за исполнение исполнительных документов по отдельным категориям исполнительных производств не является новым для российской правовой системы — он существовал и активно применялся в советское и постсоветское время.
Так, на основании распоряжения СНК СССР от 27.06.1941 № 5982-с судебные исполнители, производящие взыскания в пользу государственных, кооперативных и общественных организаций по делам о растратах и хищениях, получали право на вознаграждение в размере 5% от взысканных сумм. В Инструкции об исполнительном производстве (утв. приказом Минюста СССР от 15.11.1985 № 22) существовал специальный раздел — «Выплата премиального вознаграждения судебным исполнителям за работу по взысканию денежных сумм в возмещение ущерба», который предусматривал, что поощрение выплачивалось судебному исполнителю из сумм, взысканных в пользу государственных, кооперативных и общественных организаций и в доход государства в возмещение ущерба; из сумм, взысканных им при исполнении приговора в части возмещения ущерба по уголовным делам, а также при исполнении решений по гражданским делам, вытекающим из уголовного дела, при оставлении гражданского иска в уголовном процессе без рассмотрения и при предъявлении иска в гражданском порядке в связи с прекращением уголовного дела (пункты 268, 270 и 271).
Кроме этого, в Инструкции об исполнительном производстве (утв. приказом Минюста СССР от 15.11.1985 № 22) закреплялось, что при передаче судебным исполнителем взыскателю имущества в натуре взыскатель вносил на депозитный счет народного суда для выплаты премиального вознаграждения денежные суммы в размере 5% от стоимости переданного имущества. Вознаграждение судебному исполнителю выдавалось с данного депозитного счета по чеку на имя судебного исполнителя, подписанному судьей.
При этом ответственность за правильную выдачу судебным исполнителям гонорара возлагалась на председателей районных (городских) народных судов и народных судей.
Следует отметить, что премиальное вознаграждение, выплаченное судебному исполнителю в связи с исполнением им приговора или решения, вступившего в законную силу, но впоследствии отмененного или измененного в порядке надзора, обратному взысканию не подлежало.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.10.1989 № 896 «Об улучшении материального обеспечения работников судов, органов прокуратуры и государственных нотариальных контор» судебным исполнителям за счет должника выплачивалось вознаграждение в размере 5% от сумм, взысканных ими в государственный бюджет, а также в пользу государственных, кооперативных и других общественных предприятий и организаций и граждан по уголовным, гражданским делам, административным производствам и исполнительным надписям органов нотариата.
Аналогичный институт был закреплен и в Федеральном законе от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Так, в соответствии со ст. 89 судебный пристав-исполнитель, обеспечивший реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, получал вознаграждение в размере 5% от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, а по исполнительному документу неимущественного характера — 5 МРОТ.
В случае частичного исполнения исполнительного документа по независящим от судебного пристава-исполнителя причинам вознаграждение выплачивалось пропорционально взысканной сумме.
При этом указанная сумма перечислялась судебному приставу-исполнителю из внебюджетного фонда развития исполнительного производства, который формировался за счет изъятых у должника-организации денежных средств в рублях, а также за счет исполнительского сбора (30% отчислялись в федеральный бюджет, а остальная сумма поступала во внебюджетный фонд).
Однако в 2004 году в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» внебюджетный фонд развития исполнительного производства был упразднен, а ст. 89 «Вознаграждение судебного пристава-исполнителя» Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» признана утратившей силу.
В свою очередь Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусматривает выплату вознаграждения судебному приставу-исполнителю за реальное и своевременное исполнение исполнительного документа.
Таким образом, по-нашему мнению, вопрос о возобновлении данного института в законодательстве Российской Федерации о судебных приставах и об исполнительном производстве, в том числе исходя из степени нагрузки судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов имущественного и неимущественного характера, совокупности выполняемых ими прав и обязанностей, а также ответственности и других критериев, на сегодняшний день является крайне актуальным и его необходимо рассматривать в ходе проводимой Федеральной службой судебных приставов работы по совершенствованию законодательства об исполнительном производстве.