Статья

Вооруженные Силы Российской Федерации накануне выборов

О.В. ДАМАСКИН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Рассматриваются вопросы, связанные с положением Вооруженных Сил России в современном обществе и статусом военнослужащих. Особое внимание уделяется проблемам военного строительства в условиях реформирования Вооруженных Сил и реализации военнослужащими их гражданских, в частности избирательных, прав.

УДК 342.742  

Страницы в журнале: 12-18

 

О.В. ДАМАСКИН,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

 

Рассматриваются вопросы, связанные с положением Вооруженных Сил России в современном обществе и статусом военнослужащих. Особое внимание уделяется проблемам военного строительства в условиях реформирования Вооруженных Сил и реализации военнослужащими их гражданских, в частности избирательных, прав.

Ключевые слова: оборона, государственная безопасность, военная служба, коррупция, преступность, гражданские права, избирательные права, выборы.

 

The Armed Forces оf Russian Federation on the eve of elections

 

Damaskin O.

 

Considers the issues connected with the regulation of the Armed Forces of Russia in the modern society and the status of servicemen. Special attention is paid to the problems of military construction in the conditions of reforming of the Armed Forces and the implementation of the servicemen of them civilians, in particular the electoral rights.

Keywords: defense, state security, military service, corruption, crime, civil rights, voting rights, elections.

 

Действующая Конституция РФ содержит лишь несколько упоминаний о Вооруженных Силах России[1]. Нормы законодательства о военной службе, носящие отпечаток политической борьбы и компромиссов различных политических сил, не в полной мере отражают актуальные потребности правового регулирования комплектования Вооруженных Сил РФ и прохождения военной службы, интересы обороны и безопасности нашей страны, представленные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537). Именно поэтому рассмотрение проблем положения армии в современном обществе, через 20 лет после начала смены общественно-экономической формации в России, представляется целесообразным для определения перспектив укрепления стабильности общества, обороны и безопасности России.

Регулярная Российская армия, созданная Петром I, на протяжении нескольких веков своего развития оставалась основным силовым инструментом военной политики государства по защите высших государственных интересов обороны и безопасности страны от внешних и внутренних угроз[2]. Эксплуататорские классовые отношения в обществе, адекватные уровню развития производительных сил и производственных отношений, в крепостническом феодальном, буржуазном капиталистическом обществе находили свое отражение в системе формирования армии и флота, прохождения офицерами и солдатами военной службы. Октябрьская революция 1917 года, становление советской власти путем создания советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, победа Красной Армии в гражданской войне и в отражении иностранной интервенции опирались на широкую поддержку беднейшего населения страны, воодушевленного лозунгами: «Мир — народам!», «Фабрики — рабочим!», «Земля  — крестьянам!»[3]

За 20 лет советской власти, с 1918 по 1938 год, в государстве были осуществлены: ликвидация частной собственности и установление государственной общественной собственности на средства производства, коллективизация сельского хозяйства, ликвидация безграмотности, электрификация и индустриализация страны, — проходившие в обстановке острой борьбы органов советской власти с антисоветским сопротивлением и подрывной деятельностью извне. В этих условиях формировалась и модернизировалась Красная Армия, участие в создании которой принимали также и военные специалисты, ранее состоявшие на службе в царской армии (некоторые из них впоследствии заняли видные места в армейском руководстве).

Однако принципиально новым подходом было формирование Красной Армии на основе теснейшей связи с трудовыми коллективами страны, подготовка командного состава из рабочих и крестьян как вооруженной части трудового народа, обеспечивающей защиту своих важнейших классовых интересов. Именно это идеологическое начало лежало в основе новых отношений классовой солидарности в сфере военной службы, в основе воинской дисциплины, организации боевой подготовки и стойкости в боевых действиях. Красная Армия  для миллионов выходцев из рабочих и крестьянских семей стала школой обучения грамоте и профессии, политического просвещения и социализации, базой для последующей учебы в высших учебных заведениях и назначения на руководящую работу в государственных организациях.

Развитие оборонной промышленности, концентрация материальных, финансовых и кадровых ресурсов на важнейших направлениях деятельности в стране, сплоченность и героизм народа позволили Красной Армии одержать победу в Великой Отечественной войне[4]. Изменения в мировой обстановке после Второй мировой войны, создание новых средств ведения войны, оружия массового поражения, противостояние в холодной войне обусловили особое место Вооруженных Сил СССР в советском обществе, уважение к ним со стороны большинства населения[5].

Воинская служба определялась Конституцией СССР как «почетная обязанность советских граждан» (и действительно воспринималась так большинством граждан), как основа реального единства жизненно важных интересов армии и народа[6]. Этому способствовали нормы законодательства, устанавливавшие статус военнослужащих, скромную, но реальную социальную защиту военнослужащих и членов их семей.

Начатая в 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым перестройка в стране, взятый им курс на «построение социализма с человеческим лицом» создали предпосылки для дезорганизации системы управления и экономики страны. В настоящее время становится очевидным, что решения М.С. Горбачева по основополагающим государственным и международным проблемам, связанным с внутренней и внешней политикой, отношениями с зарубежными странами, принимались с ущербом для СССР[7]. Теперь уместно вспомнить, что  критические выступления диссидентов того периода были направлены не только против КПСС, но и против Советской Армии, которая подвергалась осмеянию, унижению, как «ненужное ярмо на шее народа»[8].

В 1991 году ущербную по отношению к армии политику продолжил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. В итоге развал СССР был обеспечен организованным невмешательством в этот процесс Вооруженных Сил СССР.  Эйфория ожидания мнимых свобод и благ западного образа жизни, охватившая общество в результате развернутой пропагандистской кампании отечественных и иностранных средств массовой информации, затронула и значительную часть военнослужащих. Этому способствовали: утрата высшими органами власти централизованного управления; противостояние нового руководства Российской Федерации и деморализованного руководства Вооруженных Сил СССР; перемещение значительной части высших офицеров в руководство формируемых национальных вооруженных сил бывших советских республик, провозглашающих свою независимость; инерция подчинения военнослужащих приказам командования; психологическая неготовность военнослужащих, включая офицеров, принимать участие в действиях, направленных против организованных массовых выступлений населения; массовое увольнение офицеров из Вооруженных Сил.

В октябре 1993 года Президент РФ Б.Н. Ельцин, применив вооруженные силы, прекратил деятельность Верховного Совета России[9]. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ, ставшая правовой основой политических, экономических и социальных преобразований в России[10].

В настоящее время формируется совокупность факторов, образующих угрозу социальной стабильности в нашей стране.

К ним относятся:

— увеличение численности граждан, живущих ниже черты бедности;

— рост скрытой (не регистрируемой) безработицы, нелегальной миграции иностранцев и связанной с этим преступности, включая терроризм;

— сокращение перспектив социального статусного продвижения граждан ввиду замораживания механизма легального формирования органов власти;

— фактическое доминирование одной партии на основе законодательства о выборах, обеспечивающего такое положение;

— длительная несменяемость лиц, представляющих в высших органах государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Федерации доминирующую в стране финансово-экономическую элиту;

— рост численности граждан России — квалифицированных специалистов, выезжающих из страны; рост численности граждан иностранных государств — неквалифицированных работников, въезжающих в нашу страну;

— увеличение предпосылок к межнациональным конфликтам;

— коррумпированность органов представительной, исполнительной власти, правоохранительных органов и судов;

— деформированная система сил и средств обороны и безопасности, характеризующаяся ростом преступности и коррупции.

Перечисленные факторы актуализируют проблему положения Вооруженных Сил России в современном обществе. Обращение к историческому опыту позволяет констатировать, что армия, как наиболее организованная часть общества, объективно выступает стабилизатором положения в экстремальных ситуациях. События в Египте, Ливии и ряде других стран подтверждают такую социальную роль армии. Следует отметить, что  качество контроля общества над армией в решающей степени зависит не от формы правления в государстве (демократической или авторитарной), а от включенности самих военнослужащих в систему политического влияния на армию и гражданское общество и учета их установок и ориентаций на основе обратной связи.

В Вооруженных Силах СССР такой контроль и влияние осуществлялись преимущественно партийно-политическими органами, а также особыми отделами КГБ СССР.  В настоящее время под лозунгом «деполитизации» мнение офицеров, их позиции по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, состояния и организации военной службы не учитываются. Это не означает, что они не имеют профессионального компетентного мнения, что оно не проявляется в их позиции, решениях и действиях. Однако мнение офицеров игнорируется высшим военным командованием, не становится предметом внимания высших органов государственной власти и гражданского общества.

Важной характеристикой системы формирования офицерского корпуса в России, как особой социальной группы, было воспитание патриотизма и преданности воинскому долгу по защите Отечества на основе усвоения нравственных ценностей, соответствовавших представлениям о социальной справедливости. В царской России это осуществлялось с помощью системы кадетских корпусов, юнкерских училищ, военных академий[11]. В Советской России указанные традиции трансформировались в систему суворовских и нахимовских училищ, средних и высших военных учебных заведений. В настоящее время такой подход трансформировался в создание многочисленных ведомственных кадетских корпусов, ориентированных преимущественно на последующее использование выпускников в специализированных гражданских ведомствах, а не на военной службе[12].

Отношения между современным обществом и военной организацией нашего государства характеризуются рядом проблем.

Доминирующий ныне в обществе либерализм, как идеология, основой которой является индивидуализм, средством — конкурентная борьба, а целью — материальный успех в обществе потребления, не приемлет политических, социальных и экономических ограничений, налагаемых на индивидуальную свободу. Специфика военной службы в составе коллектива, обязательной воинской дисциплины и объективных трудностей сопряжена с подчинением военнослужащего групповым интересам и входит в противоречие с идеологией либерализма, культом индивидуализма и системной коммерциализацией.

Гиперболизация идеи гражданского контроля над вооруженными силами в современной извращенной форме, внедрение коммерциализации отношений в сфере военной службы привели к пренебрежительному, презрительному отношению к профессиональным военнослужащим, что нашло свое отражение в военной политике, законотворчестве, практике правоприменения и военного реформирования.

Главной отличительной чертой офицеров всегда была и должна быть идея бескорыстного служения стране и обществу, ценности которого они разделяют и защищают; жертвенности при исполнении своего воинского долга[13]. При этом общество должно реально обеспечивать офицерский состав адекватными средствами исполнения функций по защите его интересов и достойного существования в процессе службы и по ее окончании. Иной подход превращает офицерский корпус в обычную бюрократическую организацию, а офицеров — в военных чиновников. Свидетельством тому является падение престижа военной службы и уклонение от нее, рост коррупционной преступности в военных организациях.

Количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности по сравнению с предыдущими годами растет (2323 — в 2008 году, 2447 — в 2009, 2476 — в 2010 году). При этом к уголовной ответственности за совершение указанных преступлений в 2010 году привлечено 950 лиц (+12,2%), в том числе 691 офицер (+11,1%). За преступления коррупционной направленности осуждено 10 высших воинских должностных лиц (в 2009 году — 6). В 2010 году в войсках выявлено в 1,4 раза больше фактов получения взятки (219), в 1,6 раза — превышения должностных полномочий (181) и на 17% больше фактов мошенничества (708). При этом следует помнить, что формальная статистика не учитывает латентной преступности[14].

Нарастает противоречие между повиновением офицеров и их профессиональной компетенцией, между компетенцией и законностью. Офицер, теоретически обязанный исполнять норму закона, практически обрекается в ряде случаев на решения и действия, противоречащие этим правовым нормам и нравственным установкам, содержащие формальные признаки преступления. В частности, фактические боевые действия при отсутствии формального признания их таковыми выводят офицеров за пределы правового поля, что проявилось в практике ряда миротворческих и контртеррористических операций, приговоров военных судов.

Определившаяся тенденция противоречивой зависимости российской армии от доминирующей либеральной идеологии современного общества ведет к деформации военно-служебных отношений, к изменению мотивации выбора офицерской профессии и исполнения офицерами своих функций, к снижению возможностей оценки эффективности вооруженных сил и прогноза поведения офицеров в боевой обстановке и в других экстремальных ситуациях.

На состоявшемся в начале 2011 года собрании офицеров запаса г. Москвы и Центрального федерального округа заслужил аплодисменты бывший начальник Главного управления Сухопутных войск генерал-полковник Ю.Д. Бук-реев, который заявил: «Итоги 20-летних экспериментов над Вооруженными Силами выглядят чудовищно». Выступивший последним нынешний начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Н.Е. Макаров утверждал, что реформа идет правильно, однако отказался отвечать на вопросы собравшихся, главный из которых звучал так: если все идет по четкому плану, то как объяснить чехарду с офицерским корпусом Вооруженных Сил России? Вопрос остался без ответа. Между тем за полтора года реформ из армии было уволено более 200 тыс. офицеров. Однако сейчас принято решение увеличить штатную численность офицеров на 70 тыс. человек[15].

На состоявшемся 26 марта 2011 г. общем собрании (военно-научной конференции) Академии военных наук с повесткой дня «Итоги работы Академии военных наук за 2006—2011 годы и задачи на последующий период» основное внимание было уделено проблемам дальнейшего совершенствования системы военного строительства в Российской Федерации. Наибольший интерес вызвали содержательные и аргументированные выступления президента Академии военных наук генерала армии М.А. Гареева, акцентировавшего внимание на важнейших выводах проведенных исследований, актуальных задачах и перспективах; начальника Генерального штаба — первого заместителя министра обороны РФ генерала армии Н.Е. Макарова о современных проблемах военного строительства, его организационных и социальных аспектах; генерал-майора А.А. Прохожева о проблемах обеспечения внутренней безопасности страны.

Привлекает внимание то обстоятельство, что открыто свое суждение по актуальным дискуссионным проблемам военной реформы выражают, как правило, лица, находящиеся в запасе или в отставке. Высший офицерский состав Вооруженных Сил России за последние годы, по существу, не выразил определенно своей принципиальной позиции, лавируя адекватно меняющемуся курсу по мере «прозревания» высшего руководства относительно реалий практики, но признав, наконец, ошибочность «полной профессионализации» армии. Справедливости ради следует заметить, что те, кто пытался высказать свое компетентное мнение, особенно в связи с военным конфликтом 2008 года в Южной Осетии, в части, касающейся руководства строительством Вооруженных Сил РФ и их грамотного применения, уже не состоят на действительной военной службе.

Очевидно, верховному главному командованию целесообразно оценить перспективы надежности связи услужливой исполнительности и пассивного соглашательства в мирное время с профессиональной честностью, принципиальностью и мужеством в военное время, что может вести к утрате реального управления войсками и поражению в боевых действиях. Этим создаются предпосылки к деформации правосознания и психологии офицеров, которые, очевидно, не удастся устранить даже резким повышением денежного содержания. К сожалению, указанные проблемы, наиболее профессионально оцениваемые военнослужащими, не находят достаточного внимания, понимания и поддержки в обществе.

Специфичность отличия профессионального военного мышления офицера от образа мыслей гражданского человека  в силу особенностей его деятельности, уровня и качества образования делающих такое мышление офицера универсальным, конкретным и надежным, с одной стороны, сплачивает военнослужащих в особую среду, или группу, а с другой — невольно отдаляет их от гражданского общества.  Данная проблема имеет место и в армиях других государств, не получая адекватного решения[16].

В современных условиях актуализируются задачи превращения научной работы в неотъемлемую часть механизма управления, что в полной мере относится к научным исследованиям, проводимым в войсках, в военных организациях, имеющим целью познание социальных явлений и процессов, происходящих в сфере военной службы, и разработки теоретических положений и практических мер обеспечения обороны и безопасности.

Актуализируется потребность создания оптимальных условий для формирования компетентного общественного мнения по вопросам положения армии в обществе, борьбы с преступностью, коррупцией, повышения правовой культуры граждан, включая военнослужащих, по активизации их участия в правотворчестве. Этому должны способствовать всенародные обсуждения наиболее важных законодательных актов, изучение и учет при подготовке новых законов общественного мнения о действующем законодательстве, предложений граждан, включая военнослужащих, по его совершенствованию[17]. Особое значение такой подход приобретает в сфере противодействия преступности и коррупции военнослужащих, что непосредственно влияет на состояние обороны и безопасности нашей страны[18]. Наибольшие финансовые потери государство несет от проявления коррупции в сфере реализации оборонного заказа. Рассмотрение состояния преступности и коррупции в Вооруженных Силах РФ не дает основания для оптимистического прогноза в связи с необходимостью учета латентности и сохранения криминогенных факторов, их обусловливающих[19].

Общие причины преступности в нашей стране преломляются в условиях военной службы, нейтрализующих, усиливающих или своеобразно трансформирующих их. Кроме того, в военных организациях имеются специфические криминогенные факторы, которые обусловливают не только воинские, но и общеуголовные преступления. А некоторые группы воинских преступлений, отрицательно влияющих на боеготовность и боеспособность войск, определяются исключительными, особыми причинами: это прежде всего причины воинских преступлений, совершаемых в военное время, в боевой обстановке и на поле боя.

Основываясь на анализе практики противодействия преступности военнослужащих, на исследовании законотворческой и правоприменительной деятельности, изучении научных материалов ученых-криминологов, психологов, социологов, представляется, что необходимым условием укрепления законности, правопорядка и противодействия преступности в сфере военной службы в наши дни может и должна стать правовая работа командиров (начальников), осуществляемая на основе адекватного научного потенциала[20].

Специфика деятельности офицеров нуждается в понимании обществом, в необходимости преодоления изоляционизма, активном взаимодействии и использовании интеллектуального потенциала офицерского корпуса в интересах общества как наиболее бескорыстной и организованной его части. Признание такого подхода обусловливает целесообразность включения офицеров в активную общественную деятельность на основе избрания их депутатами партий, представленных в Государственной думе, в региональных и местных органах представительной власти. Уместно вспомнить, что 20 лет назад, на переломном этапе истории нашей страны, ряд военнослужащих принимали участие в работе Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета РСФСР, стали депутатами Государственной думы и работали достаточно успешно. Именно поэтому предстоящие 4 декабря 2011 г. очередные выборы депутатов Государственной думы шестого созыва актуализируют проблему реализации избирательных прав военнослужащих, как полноправных граждан Российской Федерации[21].

Военнослужащие имеют право быть избранными депутатами Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации[22]. Согласно статьям 36 и 37 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» (далее — Закон о выборах) указанные лица могут быть включены в федеральный список кандидатов любой политической партии, не являясь членами данной политической партии. Для включения в федеральный список кандидатов гражданин не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки его кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии, которые состоят в данном региональном отделении, она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах. Кандидатура, поддержанная конференцией (общим собранием) регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.

Политическая партия может по собственной инициативе в соответствии с ее уставом принять решение о включении гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной политической партии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов и при условии, что данный гражданин не является членом иной политической партии. Кандидат может быть включен только в один федеральный список кандидатов и упоминаться в этом списке только один раз. Военнослужащий, включенный в федеральный список кандидатов, представляет в соответствующее региональное отделение политической партии заявление о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого данной политической партией, с обязательством в случае избрания приостановить военную службу со дня избрания на весь срок депутатских полномочий или уволиться со службы, а также представить сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 38 Закона о выборах. На военнослужащих, являющихся кандидатами в депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмотренные статьями 45—47 Закона о выборах.

Рассмотрение проблем и перспектив положения Вооруженных Сил РФ в обществе3, факторов, актуализирующих эту проблему в современных условиях, ориентирует военнослужащих в интересах национальной безопасности России на определение своей гражданской жизненной позиции и осуществление конституционного права на свое участие в предстоящих выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ и Президента РФ.

 

Библиография

1  В Конституции РФ определяется, что Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87). В пунктах «з» и «л» ст. 83 устанавливается, что Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации. В статье 59 сказано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом; гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

2 См.: Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. — М., 1991.

3 Гражданская война и военная интервенция в СССР. — М., 1983.

4 См.: Вторая мировая война. Итоги и уроки. — М., 1985.

5 См.: Жилин П.А. О войне и военной истории. — М., 1984;  Солдаты ХХ века: Сб. очерков. — М., 2005.

6 Конституция (Основной закон) СССР. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года // Конституция общенародного государства. — М., 1978.

7 См.: За новое политическое мышление в международных отношениях. Внешнеполитические аспекты перестройки. Документы и материалы. — М., 1987; Переход к рынку. Концепция и Программа. Рабочая группа, образованная совместным решением М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина. — М., 1990.

8 В 2011 году Президент РФ Д.А. Медведев наградил М.С. Горбачева высшей государственной наградой Российской Федерации — орденом Андрея Первозванного. По своему статусу орден дается «за исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России».

9 См.: Москва. Осень-93: Хроника противостояния. — М., 1994; Неизвестный Руцкой: политический портрет. — М., 1994.

10 См.: Ельцин Б.Н. Записки президента. — М., 1994.; Коржаков А.В. Борис Ельцин: от рассвета до заката. — М., 1997.

11 См.: Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания / Ред. А.Е. Савинкин. — М., 2000.

12 См.: Ляпин И.Л. Профессиональное образование в обеспечении национальной безопасности России. — Тюмень, 2005.

13 См.: Морихин В.Е. Традиции офицерского корпуса русской армии. — М., 2010.

14 Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2010. Информ.-аналит. доклад. — М., 2011.

15 Аргументы недели. 2011. 17 фев.

16 См.: Печуров С.Л. Взаимонепонимание двух сословий на американский лад // Независимое военное обозрение. 2009. 18—24 дек. № 45.

17  Президент РФ утвердил 4 мая 2011 г. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // Российская газета. 2011. 14 июля. № 151.

18 Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2009. Информ.-аналит. доклад. — М., 2010.

19  См.: Дамаскин О.В. Коррупция: состояние, причины, противодействие. — М., 2009; Его же. Коррупция и преступность мешают формированию нового облика Вооруженных Сил РФ // Право в Вооруженных Силах РФ. 2010. № 7; Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия. — М., 2009; Его же. Антикоррупция—2010: некоторые итоги и задачи // Право в Вооруженных Силах. 2010. № 11.

20 См.: Военное право / Под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. — М., 2004; Правовая работа в военных организациях / Под ред. О.В. Дамаскина. — М., 2006; Овчаров О.А. Правовая работа в Вооруженных Силах России. — М., 2007; Его же. Субъекты правовой работы в Вооруженных Силах России. — М., 2007; Дамаскин О.В. Криминологические проблемы правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1994; Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации. — СПб., 2003; Лиховидов К.С. Проблемы законодательного обеспечения и практики реализации юридической ответственности военнослужащих: Дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2005; Фатеев К.В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения. — М., 2004; Старцун В.Н. Социальная защита лиц, проходивших военную службу: теоретико-правовые основы и проблемы правоприменительной практики на новом этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации. — М., 2007; Туганов Ю.А. Правовое обеспечение воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2009; Безопасность России—2010. Эксперт.-аналит. обозрение. — М., 2009.

21 См.: Волков В.П., Дамаскин О.В., Шапиев С.М. Некоторые проблемы и пути их решения для обеспечения законности избирательного процесса в Российской Федерации. — М., 2009; Волков В.П., Дамаскин О.В. Проблемы обеспечения конституционной законности избирательного процесса в интересах укрепления российской государственности. — М., 2009; Красинский В.В. Правовое обеспечение защиты конституционного строя России в избирательном процессе. — М., 2010; Волков В.П., Дамаскин О.В. Актуальные вопросы правового обеспечения избирательных прав военнослужащих при организации и проведении выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2010. № 11.

22 Вопросы обеспечения и реализации избирательных прав военнослужащих регулируются Конституцией РФ, федеральными законами от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации», Указом Президента РФ от 30.05.1997 № 535 «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и работников органов прокуратуры Российской Федерации» (с изм., в ред. указов Президента РФ от 09.12.2002 № 1392, от 17.04.2003 № 444 и от 25.11.2003 № 1389).

 

23 См.: Дамаскин О.В. Российская армия в современном обществе: проблемы и перспективы. — М., 2011.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
При формировании и развитии государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации на основе конституционно-правовых норм необходимо учитывать опасность распространения религиозного экстремизма, религиозного терроризма и коррупции в конфессиональной сфере, угрожающую национальной безопасности
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена рассмотрению правоограничительных административно-правовых средств противодействия коррупции, основными из которых являются ограничения и запреты, установленные для лиц, проходящих службу на должностях государственной и муниципальной службы
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена анализу роли прокуратуры в системе финансовых правоотношений в Российской Федерации. Рассматриваются различные аспекты функционирования прокуратуры как надзорного органа и участника финансовых отношений, особенно в контексте бюджетного процесса
Добавлено: 31.08.2024
Рассматривается использование методов научных исследованиях проблем участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства.
Добавлено: 31.08.2024