Статья

Вопрос определения целевого капитала некоммерческих организаций как источника дополнительного дохода

Как указано в законодательстве Российской Федерации, целевой капитал — это часть имущества некоммерческой организации, однако закон содержит ряд норм, которые противоречат этому факту.

УДК 342.97

 Страницы в журнале: 59-62

 

 

И.А. ЖУРАВЛЕВА,

кандидат юридических наук, доцент iralek2006@mail.ru

 

П.Е. ВАКУЛЕНКО,

 студент Омского экономического института

 

Как указано в законодательстве Российской Федерации, целевой капитал — это часть имущества некоммерческой организации, однако закон содержит ряд норм, которые противоречат этому факту.

Ключевые слова: целевой капитал, некоммерческая организация, предпринимательская деятельность, доход, прибыль.

 

The question of determining the target capital nonprofits as a source of additional income for the legislation of the Russian Federation

 

Zhuravleva I., Vakulenkо P.

 

As stated in the legislation of the Russian Federation, the target capital — a non-profit organization of the property, but the law contains a number of provisions that are contrary to this fact.

Keywords: target capital, noncommercial organization, business activities, income, profit.

 

Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Закон № 275-ФЗ) дает определение понятия «целевой капитал»: «целевой капитал некоммерческой организации (далее также — целевой капитал) — часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом» (п. 1 ст. 2).

Таким образом, чтобы определить существо проблемы, необходимо указать цели такого капитала, упомянутые в п. 1 ст. 3 Закона № 275-ФЗ: образование, наука, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт (за исключением профессионального спорта), искусство, архивное дело, социальная помощь (поддержка), охрана окружающей среды, оказание гражданам бесплатной юридической помощи и осуществление их правового просвещения.

Соответственно, распределение дохода от целевого капитала на иные цели не допускается. Из этого следует, что целевой капитал как часть имущества доступен лишь тем организациям, которые преследуют вышеуказанные цели. Вместе с тем перечень целей включает в себя возможность более широкого толкования в области их конкретной деятельности.

Так, можно отметить, что для большинства некоммерческих организаций закон определил свободу выбора целей, следовательно, они могут свободно формировать целевой капитал. Единственное, что законодатель указал в качестве ограничения, определив конкретные организационно-правовые формы в п. 7 ст. 2 Закона № 275-ФЗ, это то, что получателями дохода от целевого капитала являются некоммерческие организации, за исключением государственных корпораций, политических партий и общественных движений. Получателем дохода от целевого капитала некоммерческой организации — собственника целевого капитала, не являющейся специализированной организацией, выступает только данная некоммерческая организация.

Рассмотрим порядок формирования и пополнения целевого капитала, что позволит определить, о каком доходе идет речь в Законе № 275-ФЗ.

Итак, законодатель в ст. 4 Закона № 275-ФЗ фактически ввел перечень имущества, за счет которого пополняется целевой капитал: денежные средства (как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной), ценные бумаги, недвижимое имущество.

Законодательно определено имущество, за счет которого невозможно формирование целевого капитала: любое имущество некоммерческой организации (собственника целевого капитала), кроме денежных средств, полученных за счет:

— неиспользованного дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал;

— процентов от размещения на депозитных счетах в кредитных организациях денежных средств, полученных на формирование и (или) пополнение целевого капитала или возвращенных управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом;

— дивидендов, процентного (купонного) дохода, иных доходов по ценным бумагам, полученным на пополнение целевого капитала или возвращенным управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом, при условии выплаты таких доходов эмитентом ценных бумаг и соблюдения установленных Законом № 275-ФЗ сроков передачи такого имущества в доверительное управление управляющей компании.

Из данного положения можно сделать следующие выводы: во-первых, целевой капитал как собственность некоммерческой организации может пополняться только за счет внешних поступлений; во-вторых, некоммерческая организация как собственник целевого капитала не имеет права на его пополнение, за исключением указанных выше трех случаев.

С целью дальнейшего изучения целевого капитала рассмотрим такой источник дохода, как предпринимательская деятельность.

Так, п. 1 ст. 2 ГК РФ указывает: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

На основании этого положения ряд авторов выделяют пять базовых признаков предпринимательской деятельности: самостоятельность; риск; систематическое получение прибыли; извлечение субъектами прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг; осуществление деятельности лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[1].

В свою очередь В.С. Белых предлагает рассматривать предпринимательскую деятельность в таких аспектах, как юридический, экономический, исторический и др. И в каждом из них автор анализирует конкретные признаки, например:

— юридический аспект — коммерческая цель — это получение прибыли;

— экономический аспект — предприимчивость, самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, их активность;

— исторический аспект — риск в качестве базовой функциональной характеристики предпринимательства и инновационность как основная отличительная черта предпринимательства[2].

Из этих признаков следует особо выделить «прибыль» или «систематическое получение прибыли». По мнению ряда авторов, данный признак ключевой, так как основной целью коммерческой организации является получение прибыли[3]. Например, С.Э. Жилинский критикует данные высказывания, указывая на то, что «предпринимательство преследует цель не получение прибыли вообще, а извлечение сверхприбыли, предпринимательского дохода»[4].

В целом преобладает точка зрения, что предпринимательская деятельность — это способ достижения коммерческой цели — прибыли. Вместе с тем полагаем: нельзя говорить о том, что если некоммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью, то признаки будут иными.

Вспомним положение п. 3 ст. 50 ГК РФ: «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

Пункт 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) гласит: «Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика»[5].

Таким образом, если целевой капитал и предпринимательская деятельность, как мы выяснили, представляют собой дополнительный источник дохода, следовательно, их сравнение поможет нам ответить на вопрос, поставленный в нашем исследовании: можно ли целевой капитал некоммерческих организаций считать источником дополнительного дохода по законодательству Российской Федерации?

Проанализируем предпринимательскую деятельность как дополнительный доход некоммерческих организаций:

1) она может осуществляться по желанию учредителей;

2) вид предпринимательской деятельности должен быть указан в учредительном документе некоммерческой организации (п. 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ);

3) некоторые виды деятельности могут осуществляться только на основании лицензии (п. 1 ст. 24 Закона № 7-ФЗ);

4) необходимо ведение учета доходов и расходов по предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Закона № 7-ФЗ).

А теперь рассмотрим целевой капитал как дополнительный источник дохода некоммерческой организации:

1) он может формироваться по желанию учредителей некоммерческой организации (ч. 2 ст. 1 Закона № 275-ФЗ);

2) целевой капитал должен иметь индивидуальное обозначение, идентифицирующее его по отношению к иным целевым капиталам (ч. 7 ст. 4 Закона № 275-ФЗ);

3) не каждая организация может получать доход от целевого капитала (п. 7 ст. 2 Закона № 275-ФЗ);

4) при создании целевого капитала устанавливаются дополнительные цели, на которые уходит часть сумм из целевого капитала (ч. 1 ст. 3 Закона № 275-ФЗ);

5) при создании целевого капитала ограничивается предпринимательская деятельность (ч. 2 ст. 6 Закона № 275-ФЗ);

6) расходы получателя дохода от целевого капитала, финансируемые за счет дохода от целевого капитала, и расходы, финансируемые из других источников, подлежат раздельному бухгалтерскому учету (ч. 1 ст. 7 Закона № 275-ФЗ).

Из представленного анализа можно сделать вывод о том, что целевой капитал сложно назвать источником дополнительного дохода некоммерческой организации, так как в рамках некоммерческой организации он создается как отдельная система, устанавливающая дополнительную цель, ограничивает вспомогательные источники дохода и требует создания отдельного исполнительного органа в организации, также запрещает пополнять свое имущество за счет средств некоммерческой организации, вместе с тем требуя обязательного проведения аудита.

 

Библиография

1 См.: Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское предпринимательское право: учеб. / под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. — М., 2010. С. 18—24.

2 См.: Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: моногр. — М., 2010. С. 19.

3 См.: Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Указ. раб.; Белых В.С. Указ. раб.

4 Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право): курс лекций. — М., 1998. С. 43.

5 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

 

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Автор предпринял попытку выявить и проанализировать основные проблемы в администрировании неналоговых доходов в мировой и отечественной практике
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматривается практика применения инструментов мониторинга криптовалютных транзакций при проведении финансовых расследований
Добавлено: 31.08.2024
Цель исследования — проблемы налогообложения в рамках процедуры банкротства юридического лица и физического лица. Изучаются правовые тенденции и судебная практика Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ за 2023 и 2024 годы, судебная практика судов нижестоящих инстанций по следующим вопросам: очередность уплаты налога на прибыль, исчисленного с продажи имущества банкрота
Добавлено: 05.07.2024
В настоящее время сохраняется актуальность рисков необоснованного уголовного преследования при осуществлении предпринимательской деятельности. Автор отмечает отдельные сферы экономической деятельности
Добавлено: 26.05.2024
В статье выделены основные признаки и функции предпринимательской деятельности, а также факторы, указывающие на специфику избрания мер процессуального принуждения к субъектам предпринимательства при нарушении ими законодательства
Добавлено: 04.03.2024