Статья

Вопросы исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

В.А. СЕЛЕЗНЕВ, помощник директора ФССП России Особую категорию судебных актов, для исполнения которых необходимо наличие специального организационно-правового механизма, составляют судебные акты по искам к казне и судебные акты по искам к бюджетным учреждениям.

В.А. СЕЛЕЗНЕВ,
помощник директора ФССП России
 
Особую категорию судебных актов, для исполнения которых необходимо наличие специального организационно-правового механизма, составляют судебные акты по искам к казне и судебные акты по искам к бюджетным учреждениям.
В соответствии с позицией Конституционного суда РФ законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить в разумный срок то, что ему причитается по судебному решению, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению[1]. 
 
Организационно-правовой механизм исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрен нормами Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»  (далее — Закон об исполнительном производстве), Арбитражного процессуального кодекса РФ. Как указывается в определении Конституционного суда РФ от 01.10.2009 № 1312-О-О, особыми субъектами исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являются государство и входящие в его состав публично-территориальные образования, которые призваны обеспечивать реализацию функций публичной власти в соответствующих территориальных пределах (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) и в силу этого связаны необходимостью использования имеющихся в их распоряжении материальных и финансовых средств на цели осуществления возложенных на них полномочий[2].
Бюджетным законодательством Российской Федерации определены условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Нормы, регулирующие указанный порядок, содержатся в главе 24.1 БК РФ, введенной Федеральным законом от 27.12.2005 № 197-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"». 
Изменения, внесенные в ГПК РФ и АПК РФ, направлены на унификацию исполнительных документов и требований к составу прилагаемых к судебному акту документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов.
Органами, уполномоченными в установленных бюджетным законодательством случаях исполнять судебные акты по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, являются:
—Минфин России или соответствующие финансовые органы субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
—органы Федерального казначейства;
—Федеральная служба судебных приставов.
Таким образом, установленный законом организационно-правовой механизм исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов предусматривает как бюджетное исполнение финансовыми органами, так и принудительное исполнение территориальными органами ФССП России.
Порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении на исполнение исполнительных документов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней, определен Методическими рекомендациями по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными приказом ФССП России от 15.05.2009 № 195 (далее — Методические рекомендации).
В соответствии с п. 2.1 Методических рекомендаций, в случае предъявления взыскателем исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 27.12.2005 № 197-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ.
Уточняя данное положение, отметим, что Закон об исполнительном производстве предусматривает необходимость оформления соответствующим постановлением решений судебного пристава-исполнителя, принимаемых со дня направления (предъявления) исполнительного документа, поэтому в указанном случае решение судебного пристава-исполнителя оформляется постановлением об отказе в возбуждении исполнительного производства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, так как исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению ФССП России. В мотивировочной части указанного постановления должны содержаться ссылки на нормы главы 24.1 БК РФ и Закона об исполнительном производстве.
Основанием для исполнения является соответствующий исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ), предъявленный в установленный законом срок вместе с необходимым комплектом документов. Требования к предъявляемым в финансовый орган документам, установленные БК РФ, отличаются от требований к документам, предъявляемым судебному приставу-исполнителю, установленных Законом об исполнительном производстве.
Согласно п. 2 ст. 242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа) должны прилагаться надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов его банковского счета для перечисления взысканных средств. В случае предъявления дубликата исполнительного документа взыскателю необходимо приложить надлежащиим образом заверенную копию определения суда о его выдаче.
Аналогично Закону об исполнительном производстве, в БК РФ предусмотрена возможность предъявления указанных документов представителем взыскателя[3].
По смыслу п. 2 ст. 242.1 БК РФ, в заявлении необходимо указать реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, т. е.  реквизиты счета взыскателя, а не его представителя. В этой связи Конституционный суд РФ в определении от 19.04.2007 № 307-О-О разъяснил, что эта норма «не ограничивает получение взыскателем либо его представителем, действующим на основании доверенности, наличных денег с банковского счета взыскателя. Указание в заявлении реквизитов банковского счета, принадлежащего именно взыскателю, а не его представителю, не может рассматриваться как недопустимое условие исполнения исполнительного документа, поскольку участником рассматриваемых правоотношений является взыскатель, а не его представитель».
При этом, согласно письму Федерального казначейства от 17.09.2007 № 42-7.1-15/9.2-354, исполнительные документы, в которых предусмотрено взыскание денежных средств с солидарных должников, следует принимать в соответствии с порядком исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленным главой 24.1 БК РФ, руководствуясь при этом нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 1 ст. 323 ГК РФ при солидарной ответственности должников кредитор вправе требовать исполнения исполнительного документа как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
Учитывая данное обстоятельство, в целях своевременного и полного исполнения судебного акта о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков арбитражный суд, согласно ч. 6 ст. 319 АПК РФ, по ходатайству взыскателя может выдать несколько исполнительных листов (по числу солидарных ответчиков) с указанием в каждом из них общей суммы взыскания, наименований всех ответчиков и их солидарной ответственности.
Согласно п. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Минфином России (соответствующим финансовым органом) в течение 3 месяцев со дня поступления в соответствующий орган исполнительного документа.
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»[4](далее — Постановление Пленума ВАС РФ № 23) предусматривает предъявление взыскателем исполнительного листа о взыскании денежных средств с публично-правового образования для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного 3-месячного срока. При этом следует учитывать, что исполнение судебных актов может быть приостановлено судом в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, арбитражным судом кассационной инстанции в соответствии со ст. 283 АПК РФ — до принятия постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы, Высшим арбитражным судом РФ в соответствии со ст. 298 АПК РФ — до окончания надзорного производства). Кроме того, суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта.
По вопросу правомерности действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства до истечения установленного бюджетным законодательством срока уже сложилась единообразная судебная практика.
Например, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, отменяя постановление суда апелляционной инстанции, признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в возбуждении исполнительного производства в нарушение порядка обращения взыскания на денежные средства муниципального бюджета Российской Федерации, и посчитал, что «сам факт вынесения незаконного постановления о возбуждении исполнительного производства нарушает установленные законом порядок исполнения судебного акта, способ взыскания задолженности, а следовательно, законные права и интересы должника»[5].
В соответствии с позицией Высшего арбитражного суда РФ «вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства без предъявления исполнительного листа на исполнение в соответствующий финансовый орган и до истечения установленного законом срока противоречит положениям бюджетного законодательства»[6].
Взыскателю при предъявлении исполнительного документа, кроме предусмотренного ст. 30 Закона об исполнительном производстве заявления, необходимо представить документы, подтверждающие неисполнение судебного акта Минфином России (соответствующим финансовым органом) в сроки, определенные бюджетным законодательством Российской Федерации.
К подтверждающим документам относятся отметки о принятии к исполнению исполнительного документа и о его возврате взыскателю, сделанные соответствующим финансовым органом, либо сопроводительные письма, также имеющие соответствующие отметки.
В случае непредставления взыскателем подтверждающих документов судебный пристав-исполнитель, основываясь на нормах ст. 242.2 БК РФ и п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ № 23, вправе без возбуждения исполнительного производства возвратить исполнительный документ взыскателю с разъяснением требований по представлению документов и порядка исполнения судебного акта, установленного БК РФ.
Учитывая отсутствие детальной регламентации данного вопроса в Методических рекомендациях, следует отметить, что соответствующее решение судебного пристава-исполнителя должно быть оформлено постановлением об отказе в возбуждении исполнительного производства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, так как исполнительный документ, согласно законодательству Российской Федерации, не подлежит исполнению ФССП России. В мотивировочной части постановления должны содержаться ссылки на нормы главы 24.1 БК РФ и Закона об исполнительном производстве, а также на разъяснения, данные в Постановлении Пленума ВАС РФ № 23.
При соблюдении взыскателем установленного порядка предъявления исполнительного документа о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, по которому исполнение решения суда не было произведено Минфином России (соответствующим финансовым органом) за счет средств бюджета в течение 3-месячного срока, судебный пристав-исполнитель принимает решение о возбуждении исполнительного производства в соответствии со ст. 30 Закона об исполнительном производстве.
В ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вправе осуществить исполнительные действия по аресту и реализации принадлежащего публично-правовому образованию имущества, не закрепленного за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на которое может быть обращено взыскание, только после установления невозможности исполнения судебного акта за счет средств бюджета, поскольку, согласно ч. 4 ст. 69 Закона об исполнительном производстве, обращение взыскания на имущество должника осуществляется при отсутствии или недостаточности у него денежных средств для удовлетворения требований взыскателя.
В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»  полномочия собственника имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочия по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, по приватизации (отчуждению) федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества»  предусмотрено, что учет имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, ведет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом непосредственно и через свои территориальные органы. Учет имущества субъекта Российской Федерации, составляющего казну субъекта Российской Федерации, осуществляет орган исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, а имущества муниципального образования — орган местного самоуправления данного муниципального образования.
В целях исполнения судебного акта необходимо выявить имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования, в которую, согласно п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК РФ, входят средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Для этого судебный пристав-исполнитель должен обратиться с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
При установлении имущества публично-правового образования исполнительные действия, в том числе арест, оценка и реализация имущества, составляющего казну публично-правового образования, осуществляются в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
Исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, направляются для исполнения в органы Федерального казначейства; по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации — в органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации; по денежным обязательствам муниципальных образований — в органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов данных муниципальных образований.
В соответствии с позицией Федерального казначейства, если у должника — получателя средств федерального бюджета в органе Федерального казначейства кроме лицевого счета по учету средств федерального бюджета открыты также лицевые счета получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации либо лицевые счета получателя средств муниципального образования, органам Федерального казначейства при применении санкций, предусмотренных главой 24.1 БК РФ, необходимо приостанавливать операции по всем вышеуказанным лицевым счетам, вне зависимости от источника образования задолженности[7].
Важной гарантией соблюдения права взыскателя на исполнение судебного акта является то, что исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника—бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения в связи с отсутствием у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства. Орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения. Данная правовая позиция имеет подтверждение в судебной практике и основывается на следующем.
Пунктом 1 ст. 242.3 БК РФ установлен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. Отсутствие лицевого счета должника в отделении УФК не является основанием для возврата исполнительного листа, поскольку п. 3 ст. 242.1 БК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для возврата исполнительного документа[8].  Указанный перечень расширительному толкованию не подлежит. Таким образом, если взыскателем в установленный законом срок предъявлен соответствующий требованиям исполнительный лист или судебный приказ вместе с необходимыми документами, то орган Федерального казначейства не вправе возвращать исполнительный документ взыскателю без наличия законных оснований.
На практике могут иметь место случаи, когда у должников отсутствуют лицевые (расчетные) счета как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях. В таких случаях законом не предусмотрена возможность возбуждения исполнительного производства в территориальных органах ФССП России. С учетом позиции Президиума Высшего арбитражного суда РФ в этих обстоятельствах исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание[9].
Согласно п. 7 ст. 242.5 БК РФ, при неисполнении исполнительного документа должником — муниципальным бюджетным учреждением в течение 3 месяцев со дня его поступления в финансовый орган, данный орган приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительного документа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, до момента устранения нарушения[10]. 
С учетом позиции Высшего арбитражного суда РФ, бездействие финансового органа, выразившееся в непринятии в установленный срок мер по выполнению требований исполнительного документа, невключении в бюджет должника бюджетных ассигнований на исполнение судебного решения, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права взыскателей[11].
Такие меры со стороны финансового органа, как принятие на исполнение исполнительного листа, направление должнику уведомления об его поступлении, направление обращений главе муниципального образования, не являются исчерпывающими для своевременного исполнения судебного решения. Установленный БК РФ порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов по обязательствам бюджетных учреждений предусматривает определенный срок удовлетворения требований взыскателя, поэтому при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения, следует руководствоваться правилами об отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта, закрепленными в ст. 324 АПК РФ.
В случае открытия федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальным бюджетным учреждениям счетов в учреждении Банка России или в кредитной организации исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве[12],  поэтому исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат исполнению структурными подразделениями территориальных органов ФССП России.
В целях исполнения судебного акта необходимо установить наличие счетов должника-организации в учреждениях Банка России или в кредитных организациях. При отсутствии таких счетов, а также отсутствии (недостаточности) на счетах денежных средств исполнительные документы подлежат возврату взыскателям на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве, а исполнительные производства — окончанию в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, так как согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. В соответствии с п. 5 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Особым видом учреждений являются автономные учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры, спорта и иных сферах.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом. Исключение составляют недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество[13], закрепленные за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенные автономным учреждением за счет выделенных  собственником средств. Виды особо ценного движимого имущества определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.05.2004 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения».
Особенности правового положения автономного учреждения необходимо учитывать при исполнении судебных актов и применении мер принудительного исполнения. Если должник-организация является автономным учреждением, то в целях исполнения судебного акта необходимо установить наличие у него имущества, на которое может быть обращено взыскание, путем направления запросов в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Исполнительные действия, связанные с обращением взыскания на имущество автономного учреждения, осуществляются в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
В определении Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного суда РФ от 03.02.2009 № 5-Г09-2 разъяснено, что если в исполнительном производстве должник (федеральное бюджетное учреждение) упразднен, то исполнительный документ об обращении взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам этого учреждения направляется в орган Федерального казначейства Минфина России[14].
Приказом Минфина России от 01.09.2008 № 88н  утвержден Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности (далее — Порядок)[15]. К таким средствам относятся средства в валюте Российской Федерации, полученные от оказания платных услуг и в качестве безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также от иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с п. 1.3 Порядка средства, полученные бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, подлежат зачислению на счета управлений Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытые в установленном Банком России порядке, с заключением договора банковского счета в учреждениях Банка России, а в случае отсутствия указанных учреждений на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций — в кредитных организациях, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предъявляя исполнительный документ в структурное подразделение территориального органа ФССП России, взыскатель может не иметь сведений о наличии счетов у должника—бюджетного учреждения. Таким образом, при предъявлении исполнительного документа наличие счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях устанавливается судебным приставом-исполнителем в процессе исполнительного производства направлением соответствующего запроса в налоговый орган. Это исполнительное действие предусмотрено ч. 1 ст. 64, частями 8, 9 ст. 69 Закона об исполнительном производстве и п. 3.1 Методических рекомендаций.
Следует отметить отсутствие единообразной судебной практики в отношении правомерности возбуждения исполнительного производства в данном случае.
Например, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа подтвердил правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, принявших решение о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства в отношении бюджетного учреждения как не соответствующих Закону об исполнительном производстве и БК РФ. Указанные суды пришли к выводу, что «обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, в связи с этим в силу п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель должен был отказать в возбуждении исполнительного производства»[16]. 
Суд первой инстанции указал на то, что в соответствии со статьями 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ определены полномочия органов Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений, и данными нормами предписывается, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.
Согласно позиции Федерального арбитражного суда Поволжского округа «судебный пристав-исполнитель, получивший в отношении должника—бюджетного учреждения исполнительный документ без сведений об отсутствии счетов у бюджетного учреждения, открытых должнику в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, не может отказать в возбуждении исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве»[17].
При этом суд исходил из того, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве направление судебным приставом-исполнителем запросов в государственные органы, кредитные организации о наличии у бюджетного учреждения банковских счетов является исполнительным действием, осуществляемым в процессе исполнительного производства.
Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа оставлены без изменения решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций о признании правомерным постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства по обращению взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения[18].
Рассмотрев заявление о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, Высший арбитражный суд РФ указал, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится не службой судебных приставов, а путем направления исполнительного документа в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику—  получателю средств федерального бюджета лицевых счетов[19]. При этом суд указал, что у судебного пристава-исполнителя не было оснований полагать, что у бюджетного учреждения могут иметься такие счета.
Следует учитывать, что положения бюджетного законодательства не исключают возможность предъявления исполнительного документа об обращении взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам бюджетного учреждения в территориальный орган ФССП России. При отсутствии сведений о наличии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, в частности сведений о наличии у бюджетного учреждения счетов в учреждении Банка России или в кредитной организации, Закон об исполнительном производстве предусматривает право судебного пристава-исполнителя осуществлять соответствующие исполнительные действия: направлять запросы в организации и органы, получать от них информацию, а также запрашивать необходимую информацию у сторон исполнительного производства.
По смыслу ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве указанные исполнительные действия совершаются после возбуждения исполнительного производства.
При реализации организационно-правового механизма исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должно обеспечиваться сочетание частных и публичных интересов. Нарушение прав сторон исполнительного производства недопустимо.
Применение норм бюджетного законодательства и Закона об исполнительном производстве в целях обеспечения права взыскателя на фактическое исполнение судебного акта в разумный срок не должно нарушать права бюджетополучателей и лиц, не участвующих в исполнительном производстве, в связи с возможным неисполнением публичным субъектом принятых на себя обязательств и перераспределением бюджетных ресурсов.
 
Библиография
1 Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 4.
2 Там же. 2010. № 1.
3 В рассматриваемом случае, согласно ч. 2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, к заявлению, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.
4 Вестник ВАС РФ. 2006. № 8.
5 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.11.2008 № Ф03-4832/2008.
6 См.: определения ВАС РФ от 27.02.2009 № 2052/09 по делу № А51-2336/2008-27-56; от 26.02.2009 № 1653/09 по делу № А51-2340/200822-3; от 19.02.2009 № 1717/09 по делу № А51-961-200822-1.
7 Письмо Федерального казначейства от 24.07.2006 № 42-7.1-15/9.2-304 «О порядке исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2006. № 21.
8 См. постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.2008 № 6758/08 по делу № А51-6706/20076-219 // Вестник ВАС РФ. 2009. № 2; определение ВАС РФ от 17.02.2009 № 915/09 по делу № А05-6153/2008 // КонсультантПлюс.
9 См. определение ВАС РФ от 18.11.2009 № ВАС-15473/09 по делу № А51-3888/2009; постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.2008 № 6758/08 по делу № А51-6706/20076-219 // Вестник ВАС РФ. 2009. № 2.
10 Аналогичные положения содержатся в п. 8 ст. 242.3 и п. 7 ст. 242.4 БК РФ в отношении федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации.
11 См. определение ВАС РФ от 02.02.2010 № ВАС-17257/09 по делу № А60-4359/2009-С9; определение ВАС РФ от 02.02.2010 № ВАС-17160/09 по делу № А60-4222/2009-С9.
12 Данное правило исполнения в отношении бюджетов различного уровня предусмотрено п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4 и п. 12 ст. 242.5 БК РФ.
13 Особо ценным движимым имуществом является имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
14 См. пункт 5 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации за I квартал 2009 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 9.
15 Указанный порядок не распространяется на учреждения, имеющие право в соответствии с нормативным правовым актом Минфина России осуществлять операции со средствами федерального бюджета на счетах, открытых им в учреждениях Банка России или кредитных организациях.
16 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.05.2009 № Ф04-2890/2009 (6269-А03-46) по делу № А03-12104/2008.
17 Постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2009 по делу № А55-19520/2008.
18 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2010 по делу № А56-28898/2009.
19 Определение ВАС РФ от 18.03.2010 № ВАС-2894/10 по делу № А56-28898/2009.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024