Статья

Вопросы обеспечения государственной защиты прав ребенка

Р.И. САЙФУТДИНОВА, ведущий консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Необходимость в особой защите ребенка предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка и Декларации прав ребенка, признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в ст. 23 и 24), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в ст. 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

Р.И. САЙФУТДИНОВА,
ведущий консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан
 
ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Необходимость в особой защите ребенка предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка и Декларации прав ребенка, признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в ст. 23 и 24), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в ст. 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.
 
Федеральный закон 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях прав ребенка) установил основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В Законе в качестве целей определены создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Однако простого законодательного закрепления прав детей недостаточно для того, чтобы добиться их выполнения. Необходимо предусмотреть и гарантии осуществления ребенком его прав, а также их защиты[1]. Состояние дел с правами ребенка выявило необходимость создания на федеральном уровне независимых органов, занимающихся исключительно защитой прав ребенка, например независимого института уполномоченных по правам ребенка.
В 17 субъектах Федерации (Самара, Краснодар, Москва, Якутия и др.) воспринят мировой опыт и учреждена должность уполномоченного по правам ребенка в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами. Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет за собой пересмотра компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка.
Деятельность уполномоченного по правам ребенка строится на основе принципов справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и предприятиями, их должностными лицами, ответственными за обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов ребенка. Закон Республики Саха (Якутия) от 05.02.2003 № 5-III «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)» в качестве отдельного принципа закрепляет также осуществление сотрудничества с Уполномоченным по правам человека в РФ, некоммерческими организациями и общественными объединениями.
В Республике Саха (Якутия), Москве, Краснодарском крае, Самарской области приняты статусные законы. В Красноярском крае учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в качестве заместителя Уполномоченного по правам человека. В некоторых субъектах Федерации уполномоченные по правам ребенка действуют на общественных началах (г. Камышин Волгоградской области).
В связи с проводимой реформой местного самоуправления возможно введение уполномоченного по правам ребенка и на уровне муниципальных образований. Так, они уже действуют в Арзамасском районе Нижегородской области, г. Волжском Волгоградской области. Интересен опыт Краснодарского края. Распоряжениями глав администраций районов и городов края назначены уполномоченные по правам ребенка в муниципальных образованиях или соответствующие обязанности возложены на муниципальных служащих[2]. В Республике Саха (Якутия) Уполномоченный по правам ребенка подписал договоры с главами муниципальных образований Республики о совместных действиях в области защиты прав, свобод и законных интересов ребенка[3].
Порядок назначения на должность уполномоченного по правам ребенка в регионах России разнообразен. Уполномоченный может быть назначен законодательным органом (Краснодарский край, Москва), главой исполнительной власти на конкурсной основе (Самарская область).
Общими для правовой природы института уполномоченного по правам ребенка являются решаемые ими следующие задачи:
· обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановление его нарушенных прав;
· содействие реализации прав и законных интересов ребенка;
· совершенствование механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;
· подготовка предложений по совершенствованию законодательства о гарантиях прав и законных интересов ребенка;
· правовое просвещение населения по вопросам реализации прав и законных интересов ребенка;
· координация деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций в области обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;
· информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка, пропаганда положений Конвенции о правах ребенка.
Приоритетным направлением в деятельности уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, Москве, Республике Саха (Якутия) является защита прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для его осуществления Уполномоченный в Краснодарском крае формирует соответствующий банк данных, контролирует деятельность детских специализированных учреждений.
Столь важные и обширные задачи предполагают наличие соответствующих полномочий для их решения, что и предусмотрено законом. Среди них проведение проверок, оказание детям, а также их законным представителям бесплатной юридической помощи по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка.
Уполномоченный в Красноярском крае ведет мониторинг печатной, аудио- и видеопродукции с целью установления обстоятельств, пагубно влияющих на нравственное и духовное здоровье детей. В Москве Уполномоченный по правам ребенка вправе вносить на рассмотрение законодательного органа вопросы о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка, а также представлять заключения и предложения по этим вопросам.
Уполномоченные по правам ребенка готовят ежегодный доклад о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка, который подлежит официальному опубликованию (Краснодарский край) в средствах массовой информации (Республика Саха (Якутия), Москва).
Доклад о положении детей в России, который представляется Правительством РФ в соответствии со ст. 22 Закона об основных гарантиях прав ребенка, публикуется отдельным изданием и направляется в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. В докладе освещаются вопросы состояния здоровья, питания, образования, воспитания и развития детей, трудовой занятости подростков, положения детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В целях широкого информирования общественных организаций, а также обеспечения доступа граждан к информации необходимо внести в Правила разработки и распространения государственного доклада о положении детей в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 839, дополнение об официальном опубликовании государственного доклада о положении детей в России, а также размещении текста в сети «Интернет».
Дальнейшему развитию и укреплению института уполномоченного по правам ребенка будет способствовать закрепление в ст. 7 Закона об основных гарантиях прав ребенка положения об уполномоченном по правам ребенка, а также принятие федерального закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации».
Благополучие и нормальное развитие детей имеют определяющее значение для будущего любой страны[4]. Особое значение приобретает внедрение в образовательных учреждениях общественного уполномоченного по правам участников образовательного процесса. Он может содействовать реализации положения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. о том, чтобы образование ребенка было направлено на:
· развитие личности, талантов и умственных и физических способностей в их самом полном объеме;
· воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
· воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
· подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин.
Формы работы общественных уполномоченных в различных регионах (Саранск, Волгоград, Тверь, Ярославская и Калининградская области) самые разнообразные. Это и предоставление информации по решению проблем, связанных с вопросами соблюдения прав человека, и создание в школьных библиотеках отделов по правам человека, установление доверительной обратной связи (сбор записок, заявлений учащихся), трансляция по школьному радио передач по правозащитной тематике, выпуск стенных газет.
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан инициировал введение в школах Республики уполномоченных по правам участников образовательного процесса.
Основными направлениями их деятельности стали:
· правовое просвещение участников образовательного процесса;
· разработка внутришкольных нормативных актов (школьные правила, кодекс учителя, кодекс родителя и т. п.);
· разрешение конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.
Опыт работы первых «школьных» уполномоченных показал целесообразность введения в образовательных учреждениях этого института (см. доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан о соблюдении прав и свобод человека в Республике Татарстан в 2005 г.).
Одним из направлений деятельности школьных уполномоченных должно стать правовое обучение и правовое воспитание детей, а именно передача, накопление и усвоение знаний о праве, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности
Правовое воспитание определяет и формирует правовую культуру. Взаимодействие уполномоченных по правам человека и уполномоченных по правам ребенка, общественных уполномоченных по правам участников образовательного процесса представляется весьма плодотворным и непосредственно влияющим на становление правового сознания.
 
Библиография
1 См.: Кравчук Н.В. К вопросу о гарантиях прав ребенка в России // Современное право. 2006. № 3. С. 57.
2 См.: Коновалова Г.В. Организационно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам ребенка/ / Институт Уполномоченного по правам ребенка в России. — М., 2005. С. 51.
3 См.: Соловьева А.А. Содействие деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций Республики Саха (Якутия) в области обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов детей // Институт Уполномоченного по правам ребенка в России. — С. 39.
4 См.: Автономов А.С. Правовое обеспечение института детского омбудсмана в современной России // Институт Уполномоченного по правам ребенка в России. С. 21.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024