Статья

Временное ограничение на пользование должником специальным правом

С 15.01.2016 Федеральным законом от 28.11.2015 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» судебным приставам-исполнителям предоставлено право...

С.Ю. ГУСАКОВ, начальник отдела организации исполнительного производства Управления ФССП России по Волгоградской области

 

 

С 15.01.2016 Федеральным законом от 28.11.2015 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» судебным приставам-исполнителям предоставлено право совершать такой вид исполнительных действий, как временное ограничение на пользование должником специальным правом. В Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве, Закон) была введена ст. 67.1, которая определяет основания и порядок применения данного ограничения.

Указанная мера воздействия на должников сразу же стала активно применяться судебными приставами-исполнителями. Только за первый год действия нормы временное ограничение на пользование должником специальным правом было установлено в рамках 238 тыс. исполнительных производств, наработана определенная правоприменительная практика как должностными лицами ФССП России, так и органами судебной власти.

Однако практика не только показала востребованность вновь введенного правового института, но и выявила ряд проблем, требующих разрешения для дальнейшего совершенствования данного механизма принуждения. Попытаемся обозначить круг этих проблем.

Наряду с временным ограничением на выезд должника за пределы Российской Федерации временное ограничение на пользование должником специальным правом является исполнительным действием, направленным не на создание условий для последующего обращения взыскания на имущество, а на понуждение должника путем воздействия непосредственно на его личность к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Временное ограничение специального права должника может быть применено при одновременном наличии следующих условий.

Истечение срока для добровольного исполнения исполнительного документа. Как указано в апелляционном определении Верховного суда Республики Башкортостан от 19.12.2016 по делу № 33а-25924/2016, Законом об исполнительном производстве право судебного пристава-исполнителя на вынесение постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом поставлено в зависимость от неисполнения им требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин, а не в зависимость от момента вручения ему предупреждения.

По общему правилу, срок для добровольного исполнения составляет 5 дней с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 Закона).

Вместе с тем по некоторым категориям исполнительных производств, по которым может быть применена данная мера, срок для добровольного исполнения не устанавливается. Так, исполнительный документ о взыскании алиментов, согласно ст. 211 ГПК РФ, подлежит немедленному исполнению. Срок для добровольного исполнения по такой категории исполнительных документов не устанавливается в принципе (п. 5 ч. 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). В связи с этим такое обязательное основание, как истечение срока для добровольного исполнения, по данным исполнительным производствам наступить не может.

Представляется, что в этом случае следует руководствоваться общими правилами, определяющими условия для такой категории исполнительных документов для наступления ответственности в виде взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 1 ст. 112 Закона, основанием для взыскания исполнительского сбора по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению, является не факт истечения срока для добровольного исполнения, а неисполнение исполнительного документа в течение суток с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

Следовательно, при наличии указанного условия можно говорить и о допустимости применения временного ограничения на пользование специальным правом.

Аналогичными положениями следует руководствоваться и по иным категориям исполнительных документов, предусмотренным ч. 2 ст. 67.1 Закона, в случае если судом данные документы обращены к немедленному исполнению.

Неисполнение исполнительного документа в указанный срок без уважительных причин. В качестве уважительных причин, при наличии которых не может быть применено рассматриваемое ограничение, органы судебной власти признают, например, удержание задолженности из заработной платы должника при отсутствии иного имущества, на которое может быть обращено взыскание (апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 22.12.2016 по делу № 33а-2938/2016).

Вместе с тем суды не считают уважительными такие обстоятельства, как, например, необходимость содержания иждивенцев. Так, проверяя законность судебного акта нижестоящего суда, Красноярский краевой суд в апелляционном определении от 10.10.2016 по делу № 33а-13708/2016 указал, что не является основанием для неприменения ограничения на пользование специальным правом за неуплату алиментов по исполнительному документу наличие у должника на иждивении еще троих детей, которых он в силу закона обязан содержать.

Факт наличия (отсутствия) уважительной причины для неисполнения исполнительного документа следует рассматривать индивидуально в каждом конкретном случае с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.

Из определения понятия рассматриваемого исполнительного действия следует, что срок, в течение которого может применяться указанная мера, ограничен некоторым промежутком времени. Анализ положений ст. 67.1 Закона об исполнительном производстве позволяет определить окончание данного срока ограничения  фактом исполнения требований исполнительного документа либо наступлением обстоятельств, с которыми закон связывает невозможность совершения данного исполнительного действия. Такими обстоятельствами являются наступление условий, предусмотренных  ч. 4 ст. 67.1 Закона, а также случаи окончания (прекращения) исполнительного производства по иным, за исключением фактического исполнения, основаниям (статьи 43, 47 Закона)[1].

Законодательством определен перечень видов транспортных средств, в отношении права на управление которыми допустимо установление запрета: автомобильные транспортные средства, воздушные суда, суда морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы, трициклы и квадрициклы, самоходные машины (ч. 1 ст. 67.1 Закона).

Из данной нормы следует, что не все виды транспортных средств подпадают под указанное ограничение. Например, Закон не предусматривает возможность ограничения права на управление железнодорожным подвижным составом.

В связи с этим полагаем необходимым распространить действие указанной нормы на все виды транспортных средств, для управления которыми требуется соответствующее разрешение.

Ограничение на пользование специальным правом может быть установлено только в том случае, если исполнительный документ, сумма задолженности по которому превышает 10 000 руб., содержит требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, а также требования неимущественного характера, связанные с воспитанием детей, требования о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом.

Из пояснительной записки к проекту федерального закона № 661379-6 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что указанный нормативный документ был направлен на наделение судебного пристава-исполнителя полномочием по вынесению постановления о временном ограничении права должника на управление транспортным средством и (или) судном при неисполнении должником в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительных документах, удовлетворяемых в соответствии со ст. 111 Закона в первую или вторую очередь, а также требований, содержащихся в исполнительных документах, выданных судом по результатам разрешения спора, связанного с воспитанием детей.

При принятии указанного нормативного акта законодатель ориентировался на наиболее общественно значимые категории исполнительных производств. Фактически же действие указанных норм распространяется примерно на 5,9% от общего количества исполнительных производств, находящихся на исполнении, что составляет незначительную их долю. При этом перечень категорий исполнительных производств, в рамках которых может быть применено ограничение на пользование специальным правом, расширительному толкованию не подлежит (апелляционное определение Московского областного суда от 05.10.2016 по делу № 33А-27262/2016).

Вместе с тем в настоящее время назрела необходимость распространения возможности применения меры в виде временного ограничения на пользование  специальным правом и на иные категории исполнительных производств (по аналогии с такой мерой, как временное ограничение на выезд должника за пределы Российской Федерации, применение которой не ограничено какими-либо специфическими видами взыскания).

В соответствии с письмом ФССП России от 29.12.2015 № 00011/15/104266-СВС «Об ограничении специального права» постановление о временном  ограничении на пользование должником специальным правом может быть вынесено только в том случае, если имеются сведения от уполномоченного органа (Госавтоинспекции, Гостехнадзора и т. д.) о наличии выданного должнику удостоверения на право управления соответствующим транспортным средством.  При этом в постановлении о временном ограничении на пользование специальным правом необходимо указывать реквизиты документа (наименование, номер и дату выдачи), подтверждающего наличие у должника ограничиваемого специального права.

Таким образом, фактически ограничивается не право лица как абстрактная субъективная возможность управления транспортным средством вообще, обладать которым (при получении соответствующего удостоверения, диплома) он может как в настоящее время, так и в будущем[2], а право на управление им, подтвержденное конкретным актом государственного органа — водительским удостоверением, удостоверением на право управления самоходной техникой и т. д.

Вместе с тем как раз в нормах законодательства об исполнительном производстве речь идет именно о праве вообще, в том числе о праве, реализовать которое лицо может и в будущем.

СТАТЬЯ БОЛЬШАЯ, ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Представленная вниманию читателей статья продолжает цикл авторских материалов о различных аспектах правового регулирования в сфере арбитражного судопроизводства
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматривается институт субсидиарной ответственности и особенности его применения в процедурах банкротства. Автор рассуждает о природе этого древнего вида гражданско-правовой ответственности, дает анализ дискурса по вопросу определения субсидиарной ответственности в современной научной российской теории
Добавлено: 06.10.2024
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития и совершенствования деятельности правозащитных организаций по защите прав граждан в сфере получения услуг в микрофинансовых организациях в Российской Федерации.
Добавлено: 31.08.2024
Целью исследования является совершенствование способов защиты прав граждан в сфере получения потребительских (краткосрочных) займов в микрофинансовых организациях путем привлечения частных детективов и адвокатов.
Добавлено: 09.06.2024
Статья посвящена особенностям применения обеспечительных мер в судопроизводстве по делам о несостоятельности (банкротстве). Судебная практика показывает, что по делам о банкротстве заявлений о применении обеспечительных мер подается меньше, чем по иным арбитражным спорам, но процент удовлетворения таких заявлений намного выше
Добавлено: 26.05.2024