УДК 347.73(091)
Страницы в журнале: 152-156
К.В. ТОНКОВ,
консультант ООО «Объединенная юридическая компания» GrandKonsult@mail.ru
На основе зарубежной и отечественной литературы исследованы вопросы зарождения, становления и развития торгов (аукционов и конкурсов) в общемировом масштабе. Выявлены характерные особенности данного способа заключения договора применительно к российской дореволюционной правовой системе.
Ключевые слова: торги, аукционы, конкурсы, договор.
The Genesis and formation of the trades in Russia and foreign countries: a historical essay
Tonkov K.
In the article on the basis of foreign and Russian literature investigates the questions of the origin, formation and development of bidding (auctions and competitions) on a worldwide scale. Revealed the characteristic features of this way of conclusion of the contract with reference to the Russian pre-revolutionary legal system.
Keywords: auction, auctions, contest, contract.
Зарождение нового Российского государства в изменившихся (по сравнению с советскими) экономических условиях сопровождалось возросшим и непрекращающимся поныне интересом исследователей цивилистических проблем к теме торгов. Актуальность изучения такого способа заключения договора обусловливается объективными причинами и потребностью усложнившегося имущественного оборота. В этом смысле весьма показательным видится то обстоятельство, что все три статьи Гражданского кодекса РФ, непосредственно посвященные правовому регулированию торгов (447, 448 и 449), предлагаются к изменению в рамках проекта федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Названным законопроектом ГК РФ предполагается также дополнить статьей 449.1, посвященной публичным торгам.
По нашему мнению, достичь целостного представления о торгах — сложном и многогранном правовом явлении — без учета исторических предпосылок и обстоятельств зарождения этого феномена весьма затруднительно. Как справедливо отмечается в литературе, торги «не есть явление последних событий экономической истории, они существовали на протяжении многих сотен лет»[1]. Между тем в отечественной цивилистике этот аспект проблемы является малоизученным.
По свидетельству Геродота, еще около 500 года до н. э. в Вавилоне женщины, достигшие брачного возраста, продавались при условии, что они будут выданы замуж. «Раз в году в каждом селении обычно делали так: созывали всех девушек, достигших брачного возраста, и собирали в одном месте. Их обступали толпы юношей, а глашатай заставлял каждую девушку поодиночке вставать, и начиналась продажа невест. Сначала выставляли на продажу самую красивую девушку из всех. Затем, когда ее продавали за большие деньги, глашатай вызывал другую, следующую после нее по красоте (девушки же продавались в замужество). Очень богатые вавилонские женихи наперебой старались набавлять цену и покупали наиболее красивых девушек. Женихи же из простонародья, которые вовсе не ценили красоту, брали и не красивых девиц и в придачу деньги. После распродажи самых красивых девушек глашатай велел встать самой безобразной девушке или калеке и предлагал взять ее в жены за наименьшую сумму денег, пока ее кто-нибудь не брал с наименьшим приданым. Деньги же выручались от продажи красивых девушек, и таким образом красавицы выдавали замуж дурнушек и калек. Выдать же замуж свою дочь за кого хочешь не позволялось, а также нельзя было купленную девушку уводить домой без поручителя. И только если поручитель установит, что купивший девушку действительно желает жить с нею, ее можно было уводить домой. Если же кто не сходился со своей девушкой, то по закону требовалось возвращать деньги. Впрочем, женихам можно было являться и из других селений и покупать себе девушек»[2].
Аукционы также использовались древними римлянами в коммерческой торговле. Они проходили в так называемых atrium auctionarium, где образцы товаров демонстрировались перед продажей. Субъектами соответствующих отношений, как правило, являлись: dominus, от имени которого продавалось имущество; argentarius, устраивающий, регламентирующий и, возможно, даже финансирующий аукционную продажу; praeco, размещавший объявление и содействовавший продаже товара, непосредственно ведя торг; emptor — лицо, предложившее наивысшую цену и купившее товар[3].
Достоверно неизвестно, была ли процедура торгов у римлян построена по восходящей или нисходящей модели либо была совершенно иной. Вполне вероятно, однако, что ставки
увеличивались в размере, поскольку слово «аукцион» происходит от лат. auctus — «рост». О предстоящем аукционе объявлялось в публичных приглашениях, сделанных praeco (глашатаем), посредством письменного proscription (извещения). Praeco, выступающий затем в роли аукциониста, предлагал товар к продаже, стимулировал и подтверждал предложение цены и окончательно ударом молотка объявлял вещь проданной. Предложение цены по имеющимся данным выражалось в закрытии глаз либо кивке головой[4].
По-видимому, римляне, находясь в затруднительном финансовом положении, также использовали аукцион при реализации собственности. Калигула, например, выставлял на аукцион мебель и украшения, принадлежащие его семье, чтобы расплатиться с кредиторами и минимизировать свои потери[5]. Для покрытия государственного дефицита Марк Аврелий, по свидетельствам, даже постановил провести аукционную распродажу императорских реликвий и мебели, которая продолжалась в течение двух месяцев[6]. Римские солдаты реализовывали свои трофеи посредством продажи, именуемой по латыни sub hasta. Фактически теперь редко встречающееся в английском языке слово subhastation стало означать публичную продажу, или аукцион. В связи с этой практикой римские торговцы сопровождали военные экспедиции в надежде принять участие в продаже военных трофеев с публичных торгов[7].
В энциклопедическом словаре, изданном Ф.А. Брокгаузом и И.А. Ефроном, субгастация определена как публичная продажа недвижимых имуществ. Относительно происхождения термина указывается, что в Риме при публичных продажах и отдаче взаймы вещей, принадлежащих государству, захваченных в рабство пленных, а также и предметов залога для указания назначения этих вещей к публичной продаже втыкалось в землю копье (hаsta), откуда и произошло выражение sub hasta vendere и subhastatio. От древнеримского обычая втыкать копье (hasta) на месте производства публичной продажи судебные аукционы получили общее название — субгастация. В итальянских республиках Средних веков продажа залогов производилась судьями в интересах обеспечения должников, вследствие чего постепенно образовался особый субгастационный процесс, рецепированный и развитый дальше в Германии[8].
Пожалуй, самый нелепый аукцион в истории был проведен в 193 году, когда, по существу, вся Римская империя была выставлена на продажу преторианской гвардией. После того как был убит император Публий Гельвий Пертинакс, преторианцы выставили должность императора на аукцион. Тесть умершего императора Тит Флавий Сульпициан поспешил к преторианским казармам и пообещал каждому солдату 20 тыс. сестерциев. В тот же момент пришел сенатор Дидий Юлиан и предложил солдатам по 25 тыс. сестерциев. После этого он был провозглашен императором[9].
Еще меньше известно об аукционе в других древних цивилизациях. В Китае использовались четыре механизма сбора денег для буддийских храмов и монастырей: посредством ломбардов, обществ взаимопомощи, лотерей и аукционных продаж[10]. В последнем случае, по-видимому, продавались личные вещи умерших монахов. Монах, который выступал в качестве аукциониста, устанавливал справедливую цену в зависимости от степени изношенности вещи. Если цена поднималась слишком высоко, он обращался к братии со словами: «Лучше подумайте. Вы можете сожалеть об этом позже».
Несмотря на ограниченное количество информации, все же можно сделать вывод о том, что аукцион с самого начала своего зарождения использовался в качестве механизма реализации (продажи) имущества. Методы проведения аукциона и обширность их использования по-прежнему окутаны тайной. Мы знаем, однако, что такой способ продажи имущества не является современным явлением, его истоки — в глубокой древности[11].
Трудно определить, когда аукционный способ продажи был впервые применен в Англии. Самое раннее употребление этого термина в Оксфордском словаре английского языка датируется 1595 годом, хотя по общему признанию это просто упоминание. Известно, однако, что к концу XVII века продавцы картин часто встречались в кофейнях и тавернах на аукционах принадлежащих им предметов искусства. В London Gazette 1682 года упоминается о ежедневной посещаемости аукционного дома, что ясно указывает на проведение там торгов в форме аукциона. Перед такими продажами часто выдавались каталоги. Приведем пример одного из объявлений в каталоге.
«Предметы искусства будут выставлены на продажу… в четверг двенадцатого, пятницу тринадцатого и субботу четырнадцатого текущего марта в кофейне г-жи Смитерс… продажа начинается каждое утро с девяти часов. Вышеозначенные картины представляются на обозрение с этого дня, пока не будут проданы. Каталоги можно получить в месте продажи»[12].
Реализация других разновидностей движимого имущества в Англии XVII века также осуществлялась посредством аукционного метода (по крайней мере, иногда). Например, Сэмюель Пепис свидетельствует об аукционной продаже судна в 1662 году[13].
11 марта 1744 г. в Лондоне книготорговцем Сэмюелем Бейкером была основана компания «Сотбис», представляющая собой один из старейших в мире аукционных домов[14]. Не менее известный аукционный дом «Кристис» берет свое начало с 1766 года. Эти аукционные дома не могли возникнуть раньше того, как объявления о публичной продаже появились в открытой печати и стали распространенными.
О методах проведения аукциона в самом начале его зарождения в Англии известно мало, но, судя по всему, условия продажи были более общими, чем они есть сегодня. Их можно свести к следующим положениям:
1) сделавший лучшее предложение участник аукциона становился его победителем, а в случае возникновения спора о том, чья ставка самая высокая, товар выставлялся на продажу еще раз;
2) предложение участника аукциона не могло превышать 6 пенсов при начальной стоимости товара менее фунта и не могло быть менее шиллинга, когда цена товара была фунт и более;
3) товары, предлагаемые к продаже, априори считались надлежащего качества, и прежде чем забрать их из помещения, любой покупатель мог принять или забраковать их;
4) каждый участник аукциона должен был назвать свое имя и внести на депозит 5 шиллингов на каждый фунт стерлингов стоимости товара (если требовалось). Эта сумма не возвращалась вплоть до окончания торгов;
5) все купленные вещи забирались покупателем за свой счет, а причитающиеся суммы должны были быть оплачены в месте продажи в течение трех дней после покупки;
6) любой потенциальный покупатель, который не имел возможности лично присутствовать на торгах, мог уполномочить на это представителя аукционной фирмы[15].
Вполне резонно ожидать, что институты и идеи эмигрируют вместе с людьми из одной страны в другую. Именно подобным образом аукцион нашел свой путь из Англии в Америку, где с момента своего появления колонисты применяли этот метод реализации имущества. Изначально аукцион в Америке был способом реализации средств производства и производственных запасов при ликвидации фирмы, а также в целях распродажи товаров, не пользующихся спросом и оставшихся у импортеров в конце сезона, либо при продаже подержанной мебели, посуды и домашних животных. Поскольку продажу с аукциона расценивали, видимо, в качестве дискредитирующего способа продажи, практиковались различные методы сокрытия имени собственника[16].
В Америке проведение аукциона было широко распространено, особенно на уровне первичного рынка[17]. Информация о том, каким именно образом происходил аукцион, отсутствует. Тем не менее большинство исследователей склоняется к тому, что использовалась английская модель.
В начале XVIII века британские производители или экспортеры поставляли на реализацию свою продукцию доверенному лицу (агенту) в один из американских портов, который затем продавал ее на аукционе, обычно принимая в качестве оплаты векселя. После этого агент удерживал свои комиссионные, а оставшуюся часть денег перечислял принципалу в Британию. Обычной практикой таких аукционов была демонстрация товаров за день или два до их продажи в целях предоставления потенциальным покупателям возможности определить качество интересующих изделий и их сверки с каталогом, предоставленным аукционером[18].
Любой исторический очерк об аукционной торговле в Америке не может быть полным без упоминания о существовавшей там продаже рабов. В то время рабы считались движимым имуществом и продавались на аукционе, хотя иногда они приобретались по твердой цене, установленной собственником, или посредством торга между двумя сторонами — продавцом и покупателем.
Аукционная продажа рабов происходила следующим образом. Аукционист сообщал о предстоящем аукционе, зазывая при этом толпу, собравшуюся на рынке, после чего первый лот, состоявший из одного человека или, возможно, семьи, выставлялся на продажу[19]. Аукционист устанавливал свою начальную цену, но иногда был вынужден понизить ее, чтобы добиться окончательного предложения. После определения начальной цены он побуждал покупателей предложить бульшую, объявляя не только фактически сделанные предложения, но и предложение более высокой цены, к которой он стремился[20].
Несмотря на давнюю традицию ценообразования посредством аукционного метода, широко применяться на большинстве территорий и во многих сферах деятельности аукцион стал сравнительно недавно.
В Голландии практике продажи фруктов и овощей на аукционе, столь распространенной сегодня, лишь 125 лет, хотя такой метод применялся ранее в других областях (например, при продаже фарфора). Продажа подобной продукции посредством аукциона впервые заменила продажу по частному соглашению в 1887 году, что оказало огромное влияние на индустрию[21].
Применительно к России первые упоминания о мероприятиях, которые с определенными оговорками можно рассматривать как публичные торги, относятся к периоду царствования Алексея Михайловича. Сохранился царский Указ, датированный 07.07.1654, о подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей: «Государь указал послать свои Государевы грамоты к Москве к Боярам и в городы к Воеводам, и к приказным людем: зелено на Москве и в городех Государев указ всяким людем сказать, которые люди похотят уговориться везти под Смоленск муку ржаную и сухари, и они б с теми людьми уговаривались; а давали им за муку за четверть по сороку и по сороку по пяти алтын и по полуторы рубли, а то им ведено сказывать, что у них с того подрядного хлеба пошлин нигде не возьмут». Тогда же были введены «поручные записи», осуществлявшиеся артельщиками, выигравшими подряд («чтобы можно было верить»)[22].
Исторический аспект развития торгов в России с достаточной степенью подробности изложен в целом ряде публикаций[23]. Нам же здесь важно отметить, что отношения, складывающиеся в результате проведения публичных торгов между частными лицами, в дореволюционной России законодательством не регулировались. В частности, К.П. Победоносцев отмечал: «Между частными лицами бывают в употреблении публичные торги, но особых правил для них в нашем законе не постановлено»[24]. Другой известнейший дореволюционный цивилист К. Анненков также в свое время писал о том, что «не содержит в себе закон наш вообще никаких таких постановлений, которыми бы дозволялось самим лицам частным не только продавать их имущества на публичном торге недвижимое и движимое, но и заключать посредством публичного торга какие бы то ни было договоры; если же в нем и содержатся некоторые частные указания на право лиц частных продавать их имущество на публичном торге, то все же на право их продавать его никак не непосредственно, а или через посредство городских аукционистов, или полиции, каковое право предоставлено содержателям ссудных касс 7 ст. приложения к 1663 ст. Х т., или же через биржевых маклеров и аукционистов, каковое право предоставлено хозяевам товаров, производящим торговлю на с.-петербургской бирже, 134 и 144 ст. приложения к 592 ст. ХI т. 2 ч. уст. торг. Казне, напротив, закон многими частными постановлениями предоставляет право самой не только продавать ее имущество на публичном торге, но заключать посредством публичного торга и многие другие договоры, как, напр., договоры подряда и поставки 117 ст. полож. о казен. подр. и пост. Х т., договоры об отдаче в наем или содержание казенных оброчных статей 18 ст.VIII т. уст. оброчного и некоторых других»[25].
Таким образом, отличительной особенностью отечественного дореволюционного законодательства являлась его направленность на проведение публичных торгов, удовлетворяющих интересы и насущные потребности преимущественно казны (государства), что, в свою очередь, отразилось и на содержании правовых норм, регламентирующих соответствующие общественные отношения.
Библиография
1 Mцllenberg A. Internet-Auktionen im Marketing aus der Konsumenten — perspective. — Braunschweig, 2003. S. 42.
2 Геродот. История в девяти книгах / пер. и примечания Г.А. Стратановского; под общ. ред. С.Л. Утченко. — Л., 1972. С. 73—74.
3 См.: Thomas J.A.C. The Auction Sale in Roman Law // Juridical Review. 1957. P. 43.
4 Ibid.
5 См.: Tenney F. Rome and Italy of the Empire. An Economic Survey of Ancient Rome. 1940. P. 39—40.
6 Ibid. P. 77.
7 Ibid. P. 26.
8 См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / под ред. К.К. Арсеньева и Ф.Ф. Петрушевского. Т. 31. — Спб., 1901. С. 875.
9 См.: Southern P. The Roman Empire from Severus to Constantine. — L.; N.Y., 2001. P. 27.
10 См.: Lien-sheng Y. Buddhist Monasteries and Four Money-raising Institutions in Chinese History // Harvard Journal Studies. 1950. № 13. P. 174—191.
11 См.: Cassady R. Auctions and Auctioneering. Berkeley/Los Angeles // University of California Press, 1967. P. 29.
12 Ash P. The First Auctioneer: Origin of Sales by Auction of Real Property. Estates Gazette. May 3. 1958. P. 33.
13 См.: Diary and Correspondence of Samuel Pepys, Esq., F.R.S. with a Life and Notes by Richard Lord Braybrooke, Deciphered, with Additional Notes, by Rev. Mynors Bright. — N.Y., 1887. II. P. 327.
14 К этому моменту в мире существовали только три аукционных дома и все — в Швеции.
15 См.: Brough J. Auction! Indianapolis and New York. 1963. P. 26—27.
16 См.: Westerfield R.B. Early History of American Auctions // Transactions of the Connecticut Academy of Arts and Sciences. № 23. 1920. P. 164.
17 Ibid. P. 165.
18 См.: Westerfield R.B. Op. cit. P. 173—177.
19 См.: Bancroft F. Slave Trading in the Old South. — N.Y. P. 109—110.
20 Ibid. P. 230.
21 См.: The Auction System of Horticultural Marketing in the Netherlands. — Hague, 1959. P. 6.
22 См.: Водов Н.Н. Экономическое значение публичных торгов. — Спб., 1863. С. 4.
23 См., например: Веденеев Г.М., Кобзев Г.Н., Гончаров Е.Ю. Конкурсные торги в России: исторический опыт. — М., 1999; Их же. Откуда «есть пошли» торги? // Московские торги. 2000. № 12. С. 26—30; Градовский А.Д. Собрание сочинений. Т. 9: Начала русского государственного права. Часть III «Органы местного управления». — Спб., 1904. С. 301—302 и др.
24 Победоносцев К.П. Курс гражданского права: в 3 т. Т. 1 / под ред. В.А. Томсинова. — М., 2003. С. 122.
25 Анненков К. Система русского гражданского права. Т. IV: Отдельные обязательства. — Спб., 1904. С. 5.