Е.А. Самойлова,
Е.В. Черносвитов,
профессор, доктор философских и медицинских наук
Центральноазиатский регион представляет сегодня особый интерес как для ближних, так и для географически отдаленных от него государств. Выступая как военный плацдарм, источник ресурсов, оплот экстремизма, он притягивает к себе разные силы.
Очевидно, что даже в составе международных структур (ООН, НАТО, ОБСЕ, ШОС и т. д.) вырисовывается традиционный геополитический треугольник «Россия — США — Китай». Эти государства пытаются проводить собственную политику в регионе посредством активизации многостороннего сотрудничества.
Представленные в книге «Геополитика — безопасность — терроризм» статьи под редакцией Е.А. Вертлиба и Л.М. Бондарца содержат обширный материал, посвященный центральноазиатскому вопросу. В первой части («Геополитика») речь идет о российских, американских и китайских интересах в регионе. Описываются политические ситуации и указываются возможные причины конфликтов в Ираке, Афганистане, Сербии; особое внимание уделяется роли США в становлении нового мирового порядка. При этом ряд авторов указывает, что Соединенные Штаты не справляются с «управлением мировым сообществом». Названы и другие претенденты на мировое господство: мировая финансовая олигархия, международный терроризм, Китай, объединенная Европа, Россия. Мнения авторов относительно того, кто станет «глобальным гегемоном», различны, однако все сходятся на том, что государства континентального типа будут успешно противостоять островным: они всегда были более консервативны в политике, экономике, военном деле; в них традиционно общественное доминирует над индивидуальным, духовно-нравственное — над материально-потребительским.
Вторая часть книги («Безопасность») посвящена региональной и национальной безопасности в Центральной Азии. На современном этапе выделяются три системы международной безопасности: первая — система универсальной международной безопасности, т. е. ООН; вторая — система региональной безопасности, создание которой предусмотрено Уставом ООН; третья — индивидуальные системы безопасности государств (Т.Т. Шаймергенов, Г.А. Тусупбаев).
Центральноазиатские государства стремятся объединять свои усилия и совместно поддерживать безопасность и стабильность в регионе путем создания надежной системы региональной безопасности, способной противостоять внутренним и внешним вызовам и угрозам. Было создано несколько систем региональной безопасности, среди которых, помимо действующего по сей день Североатлантического договора (1949) о создании НАТО в Европе, можно назвать Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), созданную на основе Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996), подписанного главами государств Казахстана, Киргизии, КНР, России и Таджикистана. На сегодняшний день все эти организации объединяет борьба с международным терроризмом, сепаратизмом и религиозным экстремизмом.
Помимо террористических актов, усиления наркотрафиков, торговли оружием и т. д. появились новые угрозы безопасности государств, связанные с так называемыми политическими ноу-хау: «разноцветно-цветочными» революциями, которые катастрофичны как по сути, так и по последствиям. В результате разные авторы (И.А. Коренев, Л. Саакадзе и др.) приходят к выводам, что эффективно бороться с угрозами международного терроризма, экстремизма, наркотизации населения, торговли оружием, распространения оружия массового поражения можно лишь в тесной кооперации с теми, кто находится в региональном соседстве и солидарно понимает степень и масштабы угроз. Но и глобальная кооперация усилий в борьбе с угрозами международного терроризма не менее важна. По мере снижения роли силовых способов борьбы с угрозами безопасности увеличивается роль несиловых способов, представляющих собой все, чем владеет государство и общество (за исключением военной силы), а также средства международно-правового характера, которые можно применить при противодействии внешним военным угрозам.
В современных условиях обеспечение национальной безопасности зависит не только от состояния вооруженных сил или спецслужб, но и от ряда таких факторов, как экономика страны и ее конкурентоспособность, благосостояние населения и его отношение к власти и т. д.
Тема национальной безопасности получает продолжение в третьей части книги («Терроризм»). В ней современный терроризм раскрывается как явление международное, описываются его виды и методы влияния на отдельные страны. Определений терроризма довольно много, однако единого политического, юридического и психологического определения, которое удовлетворило бы все политические силы (К.Л. Сыроежкин, К. Джалилов), нет. В настоящее время терроризм пре-вратился из метода политического и экономического давления в метод политической борьбы и постепенно заменяет такие методы политической борьбы, как война, агрессия и блокада. Одновременно наблюдается и интернационализация терроризма; для определенных групп людей он превращается в профессию, а иногда и в образ жизни (что повышает опасность, связанную с увеличением миграции).
Не остается в стороне и религиозный терроризм (статья Фан Жинин), который зачастую является лишь прикрытием или средством для достижения вполне мирских целей. А эти цели обозначаются лидерами группировок, причем не важно, к какой религии они относятся — к исламу, индуизму, буддизму или христианству. Подобные группировки отличаются от сект лишь всемирным распространением и признанием той или иной идеологии и пропаганды как государственной религии. Самые фанатичные религиозные террористы могут санкционировать «почти безграничное насилие против любого». И не случайно так часто говорят об исламском терроризме: в настоящее время терроризм распространен преимущественно в странах, где ислам преобладает или сосуществует с другими религиями и традициями. Но причина не столько в религии, сколько в социально-политической ситуации в странах, их вовлеченности в глобальные и региональные конфликты. На базе социально-экономических условий и культивируется терроризм. (Речь прежде всего идет о массовом сокращении сфер приложения труда в «горячих точках»: для жителей этих стран единственная возможность хоть как-то прокормить семью — участие в вооруженных отрядах.)
Так же подробно рассматривается и еще одна тенденция — расширение географии терроризма. Глобализация добавила терроризму новые черты, он превратился в подлинно международное явление. Борьба с ним идет давно, но он не стал более уязвимым. И чтобы победить это явление, именно государство должно отказаться от его использования в какой бы то ни было форме.
В заключение следует заметить, что всеобъемлющий системный подход к проблеме, представленный в книге, намечает пути минимизации разрастания конфликтов до глобального масштаба. К сожалению, пока только на бумаге. И современные глобальные и региональные геополитические процессы, увы, свидетельствуют в пользу того, что в ближайшее время мир безопаснее не будет.