В.А. ВИНОКУРОВ,
кандидат юридических наук
В статье 191 Трудового кодекса РФ перечислены следующие виды поощрений, которые работодатель может применить к работникам, добросовестно исполняющим трудовые обязанности: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, Почетной грамотой, представление к званию лучшего по профессии. В этой же статье содержится норма, в соответствии с которой коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом или положением о дисциплине могут предусматриваться и иные виды поощрений.
Рассмотрим, как регламентировали виды (меры) поощрений предшествующие ТК РФ своды законов о труде. Обратимся к некоторым основным нормативным правовым актам о труде.
Кодекс законов о труде РСФСР 1922 года не предусматривал видов поощрений, но содержал норму, в соответствии с которой на предприятиях, учреждениях и хозяйствах с числом занятых не менее пяти в обязательном порядке устанавливались правила внутреннего распорядка (ст. 50). Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений были разработаны ВЦСПС и утверждены Постановлением СНК СССР от 18.01.1941 № 120. Раздел, посвященный поощрениям, в них отсутствовал. Однако отдельными нормативными правовыми актами, изданными в рамках правил внутреннего трудового распорядка, устанавливались виды материального поощрения. Так, постановлением СНК СССР от 11.09.1929 «О премировании за улучшения, достигнутые в порядке социалистического соревнования рабочих и служащих» было введено премирование «за превышения в порядке социалистического соревнования установленных для соответствующих предприятий, цехов, мастерских и отделений производственных заданий»[1], а Положением «О поощрении работников транспорта, отличившихся на трудовом фронте» (утв. Постановлением СНК СССР от 03.11.1930 № 47/603а) устанавливались, в частности, следующие меры поощрений: предоставление добавочного отпуска; денежная награда; награждение именным ценным подарком; награждение Почетной грамотой; назначение на высшую должность; присвоение имени отличившегося судну морского или речного торгового флота, паровозу, искусственному сооружению на транспорте и т.п. или занесение имени отличившегося навсегда в списки экипажа судна; награждение орденами Союза ССР и союзных республик; присвоение имени отличившегося остановочному пункту железнодорожного или водного транспорта[2].
В уставах о дисциплине, действовавших в некоторых отраслях народного хозяйства, мер поощрений было несколько больше. Например, статьями 36 — 37 Устава о дисциплине работников железнодорожного транспорта СССР (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 18.06.1949 № 2570) предусматривались следующие меры поощрений: благодарность; денежная награда; награждение ценным именным подарком; досрочное и внеочередное присвоение персонального звания; назначение на высшую должность; награждение нагрудными знаками[3].
Позднее Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 12.01.1957 № 6 были утверждены новые Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, в разделе V которых устанавливались следующие меры поощрений: благодарность; награждение Почетной грамотой; занесение в Книгу почета, на Доску почета; присвоение звания лучшего рабочего по профессии; денежная премия; награждение ценным подарком[4].
Кодекс законов о труде РСФСР, введенный в действие с 1 апреля 1972 г., в ст. 131 за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и другие достижения в работе прямо предусматривал следующие поощрения: объявление благодарности; выдачу премии; награждение ценным подарком; награждение Почетной грамотой; занесение в Книгу почета, на Доску почета.
Следом за ним Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР от 29.09.1972 № 258, повторяют указанный перечень видов поощрений[5]. Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20.07.1984 № 213; далее — Типовые правила 1984 года) содержат этот же перечень видов поощрений, применяемых к рабочим и служащим[6].
Во всех перечисленных нормативных правовых актах содержится ссылка на то, что приведенный в них перечень не является исчерпывающим, что правилами внутреннего трудового распорядка или положениями о дисциплине, действующими в конкретной организации, могут быть предусмотрены иные виды поощрений. Аналогичная норма существует и в ТК РФ (ст. 191).
При этом данные виды поощрений являются обязательными для работодателя и должны быть им включены в правила внутреннего трудового распорядка. Основанием к такому выводу служат в первую очередь статьи 4 и 15 Конституции РФ, в соответствии с которыми федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны их соблюдать. Немаловажное значение имеют и статьи 72 и 76 Конституции РФ, в которых говорится о том, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.
Что касается собственно ТК РФ, то его нормы распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и обязательны для применения на всей территории России для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Поскольку обязательные для применения виды поощрений работников установлены государством, они вполне могут именоваться государственным поощрением в трудовом праве. Правда, государственное поощрение, попадая в локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, становится одновременно поощрением работодателя и расценивается как поощрение конкретного юридического или физического лица. То есть вид государственного поощрения, предусмотренный федеральным законом (в нашем случае — ТК РФ), становится конкретным видом поощрения работодателя после обязательного включения его в правила внутреннего трудового распорядка организации или физического лица или в устав (положение) о дисциплине. В этом, вероятно, и заключается сложность в понимании разницы и сходства государственного поощрения и поощрения работодателя.
Уставами о дисциплине для работников отдельных отраслей народного хозяйства, как правило, также предусматриваются виды поощрений. Например, Уставом о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-морского флота (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.2000 № 715) предусмотрено, что за образцовое выполнение трудовых обязанностей, особо важных (срочных) работ и заданий командования, новаторство и другие достижения в труде, высокое качество работы, бережное отношение к государственной собственности, продолжительную безупречную работу по отношению к членам экипажей судов применяются следующие виды поощрений:
а) объявление благодарности (в устной или письменной форме);
б) выдача премии;
в) награждение ценным подарком, Почетной грамотой;
г) занесение в Книгу почета соединения кораблей (воинской части);
д) присвоение звания лучшего работника по профессии.
При этом допускается соединение нескольких видов поощрений. В то же время Уставом о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.1998 № 744) закреплено лишь поощрение работников указанных организаций за успехи в труде в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
В некоторых уставах о дисциплине наряду с традиционными видами поощрения (объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком или Почетной грамотой) устанавливается и такой вид, как награждение грамотой министерства или нагрудными знаками.
Так, Уставом о дисциплине работников морского транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 395) предусмотрена возможность награждения работников морского транспорта Почетной грамотой Министерства транспорта РФ и знаками «Почетному работнику морского флота», «Почетному полярнику». А эти виды относятся к поощрению федеральных органов исполнительной власти, т.е. к ведомственным поощрениям или ведомственным наградам[7].
Нормы ТК РФ не дают однозначного ответа на вопрос, обязан ли работодатель утвердить правила внутреннего трудового распорядка, если имеется устав о дисциплине. Практика исходит из наличия в организации только устава о дисциплине. Однако рассмотрение вопроса о необходимости правил внутреннего трудового распорядка при наличии устава или положения о дисциплине не является целью данной статьи. Важно доказать наличие государственного поощрения в трудовом праве, что подтверждается как правилами внутреннего трудового распорядка, так и уставами и положениями о дисциплине.
Процесс поощрения (или наградной процесс) подробно рассматривается в курсе административного права. Следует остановиться на процедуре применения поощрения в трудовом праве. Действующие Типовые правила 1984 года устанавливают обязанность администрации объявить о поощрении в приказе или распоряжении, сообщить о поощрении всему коллективу, занести сведения о поощрении в трудовую книжку работника и по возможности обеспечить сочетание морального и материального стимулирования труда.
Таким образом, частично процедура объявления поощрения определена, но ей предшествуют процедуры представления к поощрению и принятия решения о поощрении. Поскольку процедуры, предшествующие объявлению поощрения, законодательно не урегулированы, в каждой организации используются свои. На практике предложения о поощрении работника вносятся руководителю организации непосредственным руководителем работника. При необходимости (или в соответствии с установленным в организации порядком) предложение о поощрении согласовывается с заместителем руководителя организации, координирующим деятельность структурного подразделения, в котором работает представляемый к поощрению.
Предложение о поощрении работника необходимо согласовывать с кадровой службой организации, с тем чтобы уточнить, имеет ли представляемый к поощрению взыскания, поскольку в соответствии с Типовыми правилами 1984 года (которые следует использовать в части, не противоречащей ТК РФ[8]) в течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения, указанные в Типовых правилах, к работнику не применяются. Правда, такой нормы в ТК РФ нет, но она есть в иных нормативных правовых актах. Например, Дисциплинарный устав военизированных горноспасательных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.01.1995 № 47) предусматривает, что до снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания другие виды поощрений к лицу военизированного состава не применяются.
Но при этом отдельные ученые и специалисты полагают, что решение вопроса о поощрении лица, имеющего дисциплинарное взыскание, передано на усмотрение работодателя. А в тех случаях, когда выплата премий входит в систему оплаты труда, оснований лишать совершивших дисциплинарный проступок лиц права на получение премии нет[9]. Существует и противоположная точка зрения, совпадающая с положениями Типовых правил 1984 года, в соответствии с которой в течение срока действия дисциплинарного взыскания работник не поощряется[10].
Что касается сочетания материального и морального стимулирования труда, то следует отметить, что и то, и другое (за исключением, быть может, благодарности) невозможно без наличия финансовых средств. Премию не выплатишь, не имея на то денег, а Почетную грамоту не вручишь, если ее не на что изготовить или купить. То же относится и к ценным подаркам. Но, к сожалению, ценный подарок перестал олицетворять сочетание морального и материального поощрений, поскольку его стоимость включается в совокупный годовой доход, и если она превышает 2000 руб., то облагается налогом (п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ).
Установление видов поощрений, применяемых к работникам организаций, нормами федерального законодательства позволяет именовать эти виды поощрений государственными. Таким образом, в трудовом праве России предусматриваются не просто виды применяемых к работникам поощрений, а виды государственных поощрений Российской Федерации, которые становятся видами (нормами, мерами) поощрений конкретного работодателя — юридического или физического лица.
Библиография
1 См. СЗ СССР. 1929. № 58. Ст. 541.
2 См. СЗ СССР. 1930. № 56. Ст. 586.
3 См. Сборник постановлений и распоряжений по труду для работников железнодорожного транспорта. — М.: Трансжелдориздат, 1950. С. 12.
4 См. Сборник законодательных актов о труде. — М., 1960. С. 420.
5 См. Бюллетень Госкомтруда СССР. 1972. № 12.
6 См. Бюллетень Госкомтруда СССР. 1984. № 11.
7 Вопросы, связанные с ведомственными поощрениями (наградами), регулируются нормами административного права. — Примеч. авт.
8 Комментируя ст. 198 ТК РФ, А.А. Титов полагает, что до принятия правил внутреннего трудового распорядка (локального нормативного акта) организации можно использовать положения Типовых правил 1984 года (см. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Е.Н. Сидоренко. — М., 2004. С. 365).
9 См., напр.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации... С. 368.
10 См., напр.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Ю.П. Орловский. — М., 2002. С. 419.