УДК 342.4:349.6
Страницы в журнале: 30-34
О.В. Устьянцева,
кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного, административного и финансового права Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Россия, Саратов ovust@mail.ru
Обсуждаются вопросы развития конституционных положений об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и организации благополучной среды обитания человека в действующих государственных программах Российской Федерации.
Ключевые слова: экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, государственные программы Российской Федерации.
Данные социально-гигиенического мониторинга, представляющего собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека, подтверждают актуальность проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации [8, с. 6].
По результатам анализа состояния среды обитания и ее влияния на здоровье населения Российской Федерации наиболее значимыми являются химические, биологические и физические факторы (ориентировочная доля наиболее подверженного населения — 72,9%); социальные (58,4%); факторы образа жизни (55,3%). Как отмечает глава Министерства природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донской, «в результате загрязнения окружающей среды формируются существенные потери здоровья населения страны в виде дополнительных случаев заболеваний, а также сокращения продолжительности жизни» [1]. Российская Федерация стремится обеспечить достойные условия жизни и социальную защищенность, проводит комплекс социально-экономических мероприятий, гарантирующих реализацию конституционных установок, направленных на защиту социальных прав личности.
Конституция РФ в регулировании отношений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия имеет основополагающее значение, ее положения развиваются в действующем законодательстве. Центральным нормативным актом в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ), направленный на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В ст. 1 указанного закона закреплено понятие «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения», определяемое как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Организация благополучной среды обитания направлена на улучшение экологических условий жизни в целях развития человеческого потенциала и заключается в оптимизации жизни человека и групп людей в условиях природной и искусственной среды, формировании социальных условий (здоровый образ жизни, качество жизни, условия быта, труда и отдыха, культура, включая и знания о воздействии антропогенных факторов среды обитания на человека). На это справедливо обращает внимание Ю.Г. Жариков, отмечая, что «если под охраной природы обычно понимается охрана живой и (частично) неживой природы, то под экологией подразумевают экологию человека, т. е. охрану человека от природных или от создаваемых им самим же невзгод» [2]. Представляется вполне обоснованным в разделе 11 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в целях значительного улучшения качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирования сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств закрепление основных направлений: экология производства; экология человека; экологический бизнес; экология природной среды [7].
Эффективная реализация конституционных прав на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41) и благоприятную окружающую среду (ст. 42) во многом зависит от экономических ресурсов государства и их распределения. В связи с этим особое значение приобретает конституционное положение, выраженное в ч. 2 ст. 41: «В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения… поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию». В ходе Конституционного совещания данное положение было признано необходимым: «Кто кроме Российской Федерации может финансировать крупные программы охраны и укрепления здоровья населения? Никто их никогда не осилит» [4, с. 51].
В целях повышения эффективности расходов государства основным механизмом распределения бюджетных ресурсов является применение программно-целевого бюджетирования и разработка государственных программ. Государственные программы являются одним из средств проведения государственной политики по развитию приоритетных социально ориентированных направлений, связанных с воспитанием здорового поколения в условиях экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия.
Согласно постановлению Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» государственной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Конституция РФ в п. «в» ч. 1 ст. 114 возлагает на Правительство РФ проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Действующим законодательством формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации отнесено к полномочиям Правительства РФ. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в ст. 16 уточняет полномочия в социальной сфере: Правительство РФ принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; в ст. 18 — в сфере природопользования и охраны окружающей среды: Правительство РФ принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия. Применительно к рассматриваемой сфере следует отметить правило, установленное ч. 2 ст. 51 Закона № 52-ФЗ о дополнительных полномочиях Главного государственного санитарного врача РФ — «выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии утверждаемых федеральными органами исполнительной власти проектов федеральных целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарным правилам».
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ) право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания, обучения граждан, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. В области экологического развития действуют государственные программы Российской Федерации: «Охрана окружающей среды» [11]; «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» [3]; «Воспроизводство и использование природных ресурсов» [9]; «Развитие лесного хозяйства на 2013—2020 годы» [14].
Государственные программы Российской Федерации, действующие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, направлены на улучшение качества окружающей среды, экологических условий жизни и охраны здоровья населения. Организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Государственная программа «Развитие здравоохранения» действует в целях обеспечения доступности медицинской помощи и повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки [12].
Большое значение для сохранения здоровья человека имеет применение энергоэффективных, ресурсосберегающих технологий, экологически чистых технологий и материалов. Градостроительный кодекс РФ среди основных принципов законодательства о градостроительной деятельности закрепляет обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. Глава III Закона № 52-ФЗ устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности среды обитания для здоровья человека. Качество питьевой воды влияет на здоровье, обеспечение населения чистой водой, соответствующей показателям санитарно-гигиенических требований, является необходимым. Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» направлена на повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения; повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению [10].
Законом № 323-ФЗ в ч. 4 ст. 7 установлен приоритет охраны здоровья детей, для обеспечения которого разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями. Государственная программа «Развитие образования» предусматривает модернизацию требований санитарных норм к инфраструктуре образовательных организаций с учетом современных условий технологической среды образования [15].
Согласно ст. 25 Закона № 52-ФЗ условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Государственная программа «Содействие занятости населения» направлена на стимулирование работодателей к снижению количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, создание рабочих мест с безопасными условиями труда [17].
Особое значение имеет сохранение и укрепление здоровья населения, ведение здорового образа жизни. Действуют государственные программы Российской Федерации: программа «Развитие физической культуры и спорта» направлена на приобщение к здоровому образу жизни широких масс населения, что окажет положительное влияние на улучшение качества жизни граждан Российской Федерации [16]; программа «Развитие культуры и туризма» предполагает развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию [13].
Другим важным направлением обеспечения экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия является развитие и укрепление института частно-государственного партнерства. В.А. Лобызенкова и Н.В. Коваленко, исследуя институт государственно-частного партнерства как форму взаимодействия государства и частных компаний для решения социально-экономических задач, выделяя общие для государственно-частного партнерства в России проблемы, отмечают «отсутствие налоговых стимулов, особенно для низкодоходных проектов в социальной сфере» [5, c. 171; 6, c. 166]. Необходимо дальнейшее формирование условий для развития государственно-частного партнерства в социальной сфере, что позволит усилить привлечение инвестиций и повысить качество услуг.
Список литературы
1. 25% факторов, влияющих на здоровье человека, зависит от состояния окружающей среды. URL: http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=138062&sphrase_id=610246 (дата обращения: 17.12.2015).
2. Жариков Ю.Г. Экологические приоритеты в природоресурсном праве // Журнал российского права. 2015. № 2. С. 5—15.
3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах: гос. программа Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2015 № 300. URL: http://www. government.ru/docs/11971/ (дата обращения: 17.12.2015).
4. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. М., 1996. Т. 19.
5. Лобызенкова В.А. Социальная ответственность компании в системе корпоративного менеджмента // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 3 (28).
6. Лобызенкова В.А., Коваленко Н.В. Роль государственно-частного партнерства в повышении эффективности экономической политики региона // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 3 (24).
7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 33. Ст. 4127.
8. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году: гос. доклад. URL: http://rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/3b8/gd_2013_dlya-sayta.pdf (дата обращения: 17.12.2015).
9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 322 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. III). Ст. 2168.
10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 323 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. III). Ст. 2169.
11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012—2020 годы: постановление Правительства РФ от 15.04.2014. № 326 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. III). Ст. 2171.
12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 17. Ст. 2057.
13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 годы: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. II). Ст. 2163.
14. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013—2020 годы: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 318 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. II). Ст. 2164.
15. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 17. Ст. 2058.
16. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302 (ред. от 24.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. I). Ст. 2151.
17. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. I). Ст. 2147.