DOI 10.25799/NI.2020.36.22.011
УДК 342.33:354
Государственно-правовые отношения
Здесь представлены только метаданные статьи
А.Н. Митин,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета ORCID: 000-003-1788-67-36 Россия, Екатеринбург sov@usla.ru
А.В. Рассохин,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и практики управления Уральского государственного юридического университета Россия, Екатеринбург anatolii.rasshi@mail.ru
Введение. Статья посвящена исследованию опыта создания и функционирования государственных советов в зарубежных странах и в России. Многовековый опыт стран Западной Европы дает основание утверждать, что государственные советы по своей природе имеют разные полномочия и функции. Авторы, анализируя конституции и другие нормативные акты разных стран, выявляют правовой статус государственных советов, особенности их функционирования, современные тенденции повышения эффективности их деятельности в системах государственного управления. Этот опыт чрезвычайно полезен, поскольку практика функционирования такого института всегда связана с интересами государства; в совет привлекаются высококвалифицированные специалисты, он имеет специфические задачи, решение которых в силу их конкретной специализации часто не под силу отдельным ветвям власти.
В связи с предлагаемыми поправками в Конституцию РФ проблематика модернизации такого института, как Государственный совет, приобрела особый характер и представляет определенный интерес для обсуждения. Изучив взгляды ведущих правоведов на юридическую природу и значимость Государственного совета, авторы считают, что его функции, кроме подготовки рекомендаций для законодательной и исполнительной власти, могут быть расширены. Речь идет о согласования федеральных и региональных интересов в Российской Федерации, создании в Государственном совете мощного аналитического подразделения, который на основе современных цифровых технологий мог бы мгновенно получать искомую для Президента РФ информацию. Предложения Государственного совета целесообразно трансформировать в поручения Президента РФ Правительству РФ для последующей подготовки нормативных правовых актов. Сам же Государственный совет, не являясь органом государственной власти, поскольку не обладает властными полномочиями, должен обсуждать и предлагать решения, связанные с задачами, касающимися обеспечения стабильности конституционного строя, национальной безопасности, внутренней и внешней политики государства.
Материалы и методы. Методическую основу исследования составил комплекс общенаучных подходов, специальные методы познания международной практики, явлений и процессов (аналитическое обследование, обобщение, системно-ориентированный и функционально аналитический подходы, толкование и характеристики правовых норм, сравнительно-правовой анализ, приемы формулирования рекомендаций, комплексный подход при подготовке выводов и заключений).
Результаты. В процессе аналитического исследования охарактеризованы конституционные и нормативно-правовые основы создания, определения компетенции и функционирования государственных советов в зарубежных странах и в России. Рассмотрены в ретроспективе полномочия государственных советов многих стран Западной Европы, дореволюционной и современной России, проведен функциональный анализ деятельности этого института, сформированы некоторые рекомендации концептуального характера.
Обсуждение и заключение. Обосновано применение комплексного междисциплинарного подхода к формированию и реализации функций Государственного совета в Российской Федерации, его ориентированность на выработку рекомендаций для последующего принятия решений.
Ключевые слова: государственный совет, правовой статус, анализ функций, отечественный и зарубежный опыт, тенденции совершенствования, механизмы изменений.
State Councils: Comparative Analysis of Foreign and Domestic Practice Introduction
Alexander N. Mitin,
Doc. of Economic Sciences, Prof., Head of Dept. of Management Theory and Practice at Ural State Law University ORCID: 000-003-1788-67-36 Russia, Yekaterinburg sov@usla.ru
Anatoly V. Rassokhin,
Cand. in Law, Assoc. Prof. of Dept. of Management Theory and Practice at Ural State Law University Russia, Yekaterinburg anatolii.rasshi@mail.ru
The article is devoted to the study of the experience of the creation and operation of state councils in foreign countries and in Russia. The centuries-old experience of Western European countries suggests that the State Councils by their very nature have different powers and functions. The authors, analyzing the Constitution and other regulations of countries, identify the legal status of state councils, their peculiarities in countries, and current trends to improve their performance in public administration systems. This experience is extremely useful, because the practice of this institution is always associated with the interests of the state, it attracts highly qualified professionals, it has specific problems, which are often not possible for individual branches of government because of their specific specialization.
In connection with the proposed amendments to the Constitution of the Russian Federation, the issue of modernization of such an institution as the State Council has acquired a special character and is of some interest for discussion. Having studied the views of leading jurists on the legal nature and importance of the Council of State, the authors believe that its functions, in addition to making recommendations for the legislative and executive branch, can be expanded. We are talking about harmonizing federal and regional interests in the Russian Federation, creating a powerful analytical unit in the State Council, which on the basis of modern digital technologies could instantly receive the information the information for the President of the Russian Federation. The proposals of the State Council should be transformed into instructions of the President of the Russian Federation to the Government of the Russian Federation for the subsequent preparation of regulations. The Council of State itself, not being a public authority because it does not have power, should discuss and propose solutions related to the tasks related to the stability of the constitutional order, national security, domestic and foreign policy of the state.
Materials and methods. The methodological basis of the study was a set of general scientific approaches, special methods of cognition of international practice, phenomena and processes (analytical survey, generalization, system-oriented and functionally analytical approaches, interpretation and characteristics of legal norms, comparative-legal analysis, methods of formulation of recommendations, a comprehensive approach in the preparation of conclusions and conclusions).
Results. The analytical research describes the constitutional and legal framework for the creation, definition of competence and functioning of the State Councils in foreign countries and in Russia. The powers of the State Councils of many western European countries, pre-revolutionary and modern Russia are considered in retrospect, a functional analysis of the activities of this institution has been carried out, and some recommendations of a conceptual nature have been formed.
Discussion and conclusion. The application of a comprehensive interdisciplinary approach to the formation and implementation of the functions of the State Council in the Russian Federation and its focus on making recommendations for subsequent decision-making are justified.
Keywords: state council, legal status, analysis of functions, domestic and foreign experience, trends of improvement, mechanisms of change.