УДК 347:339.543
Е.В. ТРУНИНА,
кандидат юридических наук, доцент ГОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», руководитель функциональной группы по правовой работе Мордовской таможни
Статья посвящена проблеме определения государственных услуг в сфере таможенного дела. В настоящее время отсутствует нормативное понятие «государственные услуги в сфере таможенного дела», а также единообразный доктринальный подход к пониманию их правовой природы и содержания. На основе анализа норм таможенного законодательства, научных суждений автор обозначает признаки, характеризующие сущность государственных услуг в сфере таможенного дела, и определяет виды государственных услуг, предоставляемые таможенными органами.
Ключевые слова: таможенный орган, государственная услуга, государственная функция, административный регламент, таможенное дело.
State services of custom authorities: features, Kinds, problems of definition
The article is devoted to the problem of defining state services in the field of custom authorities. There is no such term as «state services in the field of custom authorities» and uniform doctrine method of understanding their legal sense. Analyzing the regulations of tariff legislation and scientific opinions the author points out some features characterizing the main points of state services in the field of custom authorities. Different kinds of state services are also distinguished in the article.
Keywords: custom authority, state service, state function, administrative regulations, tariff legislation.
Таможенное законодательство России не содержит понятия «государственные услуги в области таможенного дела», так же как и российское законодательство — понятие «государственная услуга» в целом. Вместе с тем Регламент Федеральной таможенной службы, утвержденный приказом ФТС России от 28.11.2007 № 1479, закрепляет, что ФТС России разрабатывает, утверждает и обеспечивает опубликование перечней государственных услуг, а также требований к качеству и доступности государственных услуг. Однако до сих пор данный перечень отсутствует, что порождает в науке оживленные споры об услугах, оказываемых таможенными органами.
В настоящее время ФТС России принято три административных регламента по оказанию услуг в сфере таможенного дела, из чего можно утверждать о легальном существовании трех следующих государственных услуг: 1) по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (приказ ФТС России от 24.05.2006 № 469);
2) по принятию предварительных решений о стране происхождения товара (приказ ФТС России от 23.07.2008 № 906); 3) по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (приказ ФТС России от 01.08.2008 № 951).
Предоставление указанных услуг основано на положениях Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ), который не позиционирует их в качестве государственных услуг и, более того, по-разному определяет их правовую природу. Так, в соответствии с подп. 10 ст. 403 ТК РФ осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела относится к одной из основных функций таможенных органов.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единообразный подход к определению сущности информирования и консультирования. Одна часть административных регламентов государственных органов определяет информирование (консультирование) по вопросам сферы их компетенции как государственную функцию, другая — как государственную услугу.
Вопрос о разграничении понятий «функция» и «услуга» является в настоящее время особенно актуальным. Так, Ю.А. Тихомиров предлагает следующие определения функции и услуги, которые могут служить отправной точкой в их разграничении. Функция — «нормативно установленный вид властной деятельности органа государства», а услуга — «способ удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц»[1]. Заслуживает внимания также подход Н.В. Путило, которая отмечает, что услуги связаны с использованием административного потенциала, но, в отличие от функций, не предполагают прямое исполнение полномочий, являющихся основным назначением органа[2]. В продолжение этой же мысли Л.К. Терещенко указывает, что «там, где речь идет о властно-распорядительных полномочиях, не могут иметь места государственные услуги»[3].
В связи с этим информирование и консультирование, осуществляемые государственными органами за рамками их основных (прямых) функциональных обязанностей, должны рассматриваться как государственные услуги. Представляется, что информирование и консультирование, осуществляемые таможенными органами по запросам заинтересованных лиц по мере возникновения потребности, являются полноценными государственными услугами и должны быть исключены из основных функций таможенных органов.
Предоставление таможенными органами таких государственных услуг, как принятие предварительных решений, основано на ст. 41 ТК РФ, которая закрепляет право федерального органа, уполномоченного в области таможенного дела, и иных таможенных органов принимать предварительное решение о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара, о происхождении товара из конкретной страны.
Однако по какому критерию информирование, консультирование и принятие таможенными органами предварительных решений отнесены к государственным услугам? Анализируя закрепленные административными регламентами ФТС России государственные услуги, можно выделить следующие их общие признаки. Услуги предоставляются таможенными органами на безвозмездной основе. Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ[4].
Однако данный признак не следует рассматривать в качестве отличительной особенности государственной услуги, так как совершение таможенными органами в интересах обратившихся лиц в рамках исполнения государственных функций юридически значимых действий также осуществляется на безвозмездной основе. Следует согласиться с Н.В. Путило, которая определяет сущность государственной услуги как получение гражданином благ, выгодных лично ему, не связанных с исполнением обязательств[5]. А.В. Нестеров к государственным услугам относит бесплатные услуги, оказываемые в соответствии с регламентами и стандартами государственных услуг уполномоченными услугодателями добровольно обратившимся заинтересованным лицам[6].
На основании изложенного представляется, что государственную услугу в сфере таможенного дела характеризуют следующие признаки.
Во-первых, добровольность обращения лиц в таможенные органы, если оно не связано с исполнением требований таможенного законодательства. Так, если рассматривать государственные функции, закрепленные в административных регламентах ФТС, то обращение в таможенные органы заинтересованных лиц за совершением определенных действий (включение в реестр, выдача квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, оформление пассажирской декларации и т. п.) основано на выполнении норм ТК РФ и представляет собой, по сути, таможенную обязанность.
Во-вторых, государственные услуги представляют собой получение определенных благ в сфере таможенного дела исключительно в интересах обратившегося лица. Так, при информировании и консультировании заинтересованное лицо получает необходимую информацию в сфере таможенного дела, которая позволяет ему правильно сориентироваться в тех или иных вопросах таможенного дела; принятие предварительного решения позволяет участнику внешнеэкономической деятельности существенно упростить и ускорить проведение таможенного оформления и таможенного контроля.
Однако ограничивается ли предоставление таможенными органами услуг тремя вышеуказанными государственными услугами? В науке существуют различные точки зрения. Под влиянием административной реформы и принятия ТК РФ, закрепившего принципиально новую идеологию таможенного дела, возникла научная концепция «сервисной таможни». При этом понятие «сервисная таможня» используется в значении «государственный поставщик», т. е. государственная организация, имеющая обслуживающую функцию или предоставляющая услугу заказчику, федеральная служба или государственное учреждение, ориентированные на оказание качественных таможенных услуг как государству, так и участникам внешнеэкономической деятельности, а также элемент международной организации, главной целью которого является результативное содействие внешнеторговой деятельности, приводящее к ускорению и упрощению совершения таможенных процедур[7]. В целом концепция «сервисной таможни» — это особый взгляд на систему таможенной деятельности. Результат ее — таможенные услуги, под которыми авторами концепции понимаются «комплекс действий и мер в сфере таможенного дела, направленных на удовлетворение потребностей государства и участников ВЭД», а под «таможенным сервисом» — организованное обслуживание потребителей таможенных услуг[8].
Вместе с тем данная концепция подвергается обоснованной критике. Так, А.Б. Новиков справедливо отмечает, что происхождение концепции «сервисной таможни» может объясняться системной подменой понятия «таможенное дело» комплексным понятием «таможенные услуги» и что ее сторонники часто используют термины «таможенная деятельность» и «таможенные услуги» в качестве синонимов, а цели и задачи в таможенной системе, включая сервисные, трансформируются в цели и задачи в сфере таможенных услуг[9]. По сути, в данной концепции речь идет об оказании государственных услуг такому «клиенту» или «заказчику», как государство, а данная теоретико-правовая конструкция в структуре административной реформы не используется[10]. Н.В. Путило, подвергая критике использование публичных услуг как теоретико-правовую конструкцию, близкую к функциям государства, согласно которой государство находится в услужении общества, а субъектом, получателем этих услуг является общество, абстрактный народ, отмечает, что «данный подход не следует использовать для понимания и регулирования публичных услуг, получателем которых является конкретное лицо, а предоставляет их государственный служащий»[11].
Рассматривая концепцию «сервисной таможни», А.Б. Новиков указывает, что таможенное дело обобщенно может быть представлено в виде трех блоков: регулирование внешнеторговой деятельности, таможенный контроль и таможенные услуги. ФТС России предоставляет государственные услуги в области внешней торговли, а именно услуги по таможенному оформлению, информационно-консультационным вопросам, хранению товаров на таможенных складах, сопровождению грузов на территории России и ряд других[12].
Представляется, что перечисление услуг таможенных органов является простым набором разнопорядковых действий (функций, услуг, таможенных операций) данных органов, без указания на признак, по которому они отнесены к их услугам. Например, согласно ст. 403 ТК РФ таможенное оформление является одной из основных функций таможенных органов, причем выражающей предназначение системы таможенных органов в целом. Кроме того, таможенное оформление является не правом, а законной обязанностью любого лица, перемещающего товары и транспортные средства через таможенную границу. При таможенном оформлении таможенные органы как раз реализуют свои властно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством. Вышеизложенное исключает отнесение таможенного оформления к государственной услуге.
Также в соответствии со ст. 87 ТК РФ таможенное сопровождение представляет собой таможенную операцию, которая осуществляется должностными лицами таможенных органов исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, в связи с чем объективно не может рассматриваться в качестве государственной услуги.
Что касается предоставления таможенными органами услуги по хранению товаров, находящихся под таможенным контролем на складах временного хранения (ст. 115 ТК РФ) и на таможенных складах (п. 4 ст. 226 ТК РФ), то существенными особенностями являются, во-первых, возмездный характер ее оказания, во-вторых, договорная основа ее предоставления. Считаем, что правовое оформление данной услуги в форме публичного договора и распространение на действия по ее оказанию норм гражданского законодательства исключает возможность принятия административного регламента ее предоставления, а следовательно, и определения ее в качестве государственной услуги.
Все вышеизложенное свидетельствует об отсутствии единообразного понимания государственных услуг в сфере таможенного дела и их перечня, что объясняется отсутствием соответствующей нормативной базы. Вместе с тем в настоящее время необходимо принятие нормативного акта, определяющего понятие и сущность государственной услуги в целом. Именно после этого станет возможной разработка правовой концепции государственной услуги в сфере таможенного дела.
Библиография
1 Тихомиров Ю.А. Правовые аспекты административной реформы // Законодательство и экономика. 2004. № 4.
2 См.: Путило Н.В. Публичные услуги: между доктринальным пониманием и практикой нормативного закрепления // Журнал российского права. 2007. № 6.
3 Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Там же. 2004. № 10.
4 См.: Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе».
5 См.: Путило Н.В. Указ. раб.
6 См.: Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 11.
7 См.: Ершов А.Д., Евдокимов А.И., Доля А.Н. Теория и методология формирования «сервисной таможни». — СПб., 2005. С. 45—46.
8 Там же. С. 33, 46.
9 См.: Новиков А.Б. Концепция «сервисной таможни» в системе административной реформы в Российской Федерации // КонсультантПлюс.
10 Там же.
11 Путило Н.В. Указ. раб.
12 См.: Новиков А.Б. Указ. раб.