Е.В. ТКАЧЕНКО,
аспирант Института философии и права СО РАН, преподаватель Сибирского государственного университета путей сообщения
При оказании услуг по использованию инфраструктуры и в дальнейшем для перевозки грузов их главные участники (владелец инфраструктуры и перевозчик) совершают действия, связанные с исполнением договора, а также несут материальную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих договорных обязательств. По-прежнему для транспортного обязательства, урегулированного в основном нормами транспортного законодательства, постоянно вступающего в конфликт «...с общегражданским законодательством»[1], является актуальной ответственность перевозчика. Центр тяжести ответственности по договору на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования лежит на перевозчике, ибо именно его деятельность составляет основное содержание этого договора, так как он берет в пользование инфраструктуру не для себя, а для пользователя услуг.
Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 № 703 (далее — Правила), Устав железнодорожного транспорта РФ 2003 года (далее — УЖТ РФ) закрепили случаи привлечения к ответственности сторон этого договора. На перевозчика возлагается ответственность при нарушении сроков расчетов уплатить владельцу инфраструктуры пени в определенном размере, предусмотренном договором. Причем их уплата не освобождает перевозчика от внесения причитающихся владельцу инфраструктуры платежей в соответствии с условиями договора. Если перевозчик отказывается от получения услуг, оказываемых владельцем инфраструктуры, он обязан уплатить ему штраф также в размере, определенном договором. Если перевозчик не смог соблюсти срок для отказа от получения услуг, установленный Правилами, то он уплачивает владельцу инфраструктуры штраф.
В Правилах ответственность перевозчика в основном строится на несоблюдении им сроков расчетов либо отказа от получения услуг, ответственность владельца инфраструктуры чем-то схожа с ней. Так, владелец инфраструктуры при несоблюдении срока информирования перевозчика об изменении графика движения пассажирских поездов, если перевозчик заключает договор перевозки пассажира с пользователем услуг, должен уплатить перевозчику штраф (п. 8 разд. 3).
При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств по договору согласно ст. 115 УЖТ РФ, за исключением форс-мажорных обстоятельств, стороны возмещают друг другу реальный ущерб, причиненный неисполнением или ненадлежащим исполнением, но не упущенную выгоду. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или самим договором, при определении убытков во внимание будут приняты цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно не удовлетворено — в день предъявления иска (п. 3 ст. 393 ГК РФ).
Арендатор (перевозчик) при обнаружении недостатков сданного в аренду имущества вправе потребовать от арендодателя (владельца инфраструктуры) безвозмездного устранения таких недостатков, либо соразмерного уменьшения платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества (ст. 612 ГК РФ). Кроме того, он может удержать сумму понесенных им расходов на устранение недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом владельца инфраструктуры, если оплата оказывается по частям, или потребовать досрочного расторжения договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Владелец инфраструктуры не отвечает за недостатки оказанной услуги и сданного в аренду имущества, если они были им оговорены при заключении договора с перевозчиком или заранее были известны последнему.
Все обстоятельства, ставшие основанием для возникновения ответственности сторон договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования должны быть удостоверены коммерческим актом, актом общей формы и иными актами.
Если у владельца инфраструктуры или перевозчика отсутствует возможность исполнения обязательств по договору на оказание услуг по использованию инфраструктуры в силу возникших обстоятельств непреодолимой силы, каждая сторона договора обязана известить контрагента о наступлении форс-мажорных обстоятельств не позднее срока, указанного в договоре, с даты их наступления и (или) прекращения действия, если иное не предусмотрено законом. Все факты наступления и (или) прекращения действия обстоятельств непреодолимой силы, содержащиеся в извещении, должны быть подтверждены документально. Неуведомление или несвоевременное уведомление лишает сторону права ссылаться на любое обстоятельство, относящееся к непреодолимой силе, в качестве основания, освобождающего ее от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
При невозможности выполнения обязательств по договору полностью или частично стороны вправе требовать расторжения договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо внесения в него соответствующих изменений и дополнений. В этом случае ни одна из сторон не обязана возмещать реальный ущерб, а финансовые расчеты будут производиться за фактически оказанные по договору услуги.
Если перевозка пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа осуществляется с участием нескольких инфраструктур, ответственность перед перевозчиком должен нести владелец инфраструктуры, виновный в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств, связанных с перевозками (ст. 115 УЖТ РФ). Ущерб, причиненный третьим лицам, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств владельцем инфраструктуры и (или) перевозчиком, возмещается сторонами в порядке и размерах, предусмотренных УЖТ РФ, ГК РФ и другими федеральными законами. Стороны могут договориться о неприменении меры обеспечения исполнения взаимных обязательств (пеней, штрафа).
Согласно Правилам все споры и разногласия, которые возникают при исполнении сторонами договора, разрешаются путем переговоров. Лишь в случае, если путем переговоров стороны не могут достичь взаимного согласия, все споры и разногласия разрешаются в арбитражном суде по месту нахождения ответчика. Они могут договориться о разрешении спора в третейском суде, обязательно зафиксировав такую возможность в договоре, указав, в каком третейском суде будет рассматриваться спор. Если спор будет рассматриваться в специально создаваемом сторонами третейском суде, в договоре должен быть определен порядок формирования такого суда.
Общими основаниями ответственности за ненадлежащее исполнение договорных обязательств являются противоправные действия или бездействие, убытки, возникшие в результате противоправного поведения, причинная связь между ними и вина владельца инфраструктуры, нарушившего условия договора. Согласно Правилам виновная сторона отвечает, если:
· не предоставила перевозчику права на использование железнодорожных путей общего пользования;
· не обеспечила доступ железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок на железнодорожных путях общего пользования;
· не сформировала поезд из железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожных путях общего пользования;
· не предоставила управление движением поездов, а именно: диспетчерское управление перевозкой, технический осмотр состава перевозчика, информацию о движении или месте нахождения железнодорожного подвижного состава перевозчика, электроснабжение железнодорожного тягового подвижного состава на электрифицированных участках инфраструктуры, проведение сортировочных и маневровых работ на железнодорожных станциях и др.
При анализе норм об ответственности за нарушение обязательства об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования следует исходить из единства положений ГК РФ и УЖТ РФ. Ответственности перевозчиков, пользователей услуг (грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров), а также владельцев инфраструктур посвящена глава 7 УЖТ РФ. Согласно ГК РФ и УЖТ РФ перевозчик несет ответственность за невыполнение принятой заявки, а владелец инфраструктуры — за невыполнение принятого запроса и обязательства по договору на оказание инфраструктурных услуг. Невыполнение перевозчиком принятой заявки (ст. 94 УЖТ РФ) выражается в неподаче под погрузку вагонов (контейнеров) в установленное время или подаче не пригодных для перевозок вагонов (контейнеров), а владельцем инфраструктуры — за непредоставление железнодорожных путей общего пользования.
Кроме того, общим условием освобождения перевозчика от ответственности за невыполнение принятой заявки является вина пользователя услуг (абзац пятый ст. 94 УЖТ РФ). Освобождение перевозчика от ответственности за неподачу транспортных средств по причинам, зависящим от пользователя услуг, а владельца инфраструктуры — от предоставления железнодорожных путей общего пользования по причинам, зависящим от перевозчика, возможно по правилам ст. 406 ГК РФ (просрочка кредитора).
Положения УЖТ РФ об ответственности перевозчика за невыполнение условий принятой заявки, а владельца инфраструктуры — за невыполнение запроса требуют доработки. Так, в ст. 94 определена ответственность и пользователя услуг, и перевозчика «за каждую не погруженную тонну груза». Нарушение этого требования перевозчиком возможно только в форме неподачи вагонов и контейнеров, что нелогично.
Статью 94 УЖТ РФ следует дополнить и ответственностью владельца инфраструктуры за невыполнение принятого запроса. Заявку, запрос следует считать одной из форм организации железнодорожных перевозок грузов. Формулируя правило об ответственности перевозчика и владельца инфраструктуры, необходимо говорить о неподаче вагонов и непредоставлении железнодорожных путей общего пользования.
В настоящее время пользователь услуг может иметь собственные вагоны, а железнодорожная перевозка осуществляться в таких вагонах. Обязанностью перевозчика становится принятие для перевозки погруженного в определенные транспортные средства груза. Условием принятия груза является подготовка его в соответствии с принятой заявкой, предоставлением локомотива по запросу. Так как подача (принятие) заявки, запроса является заключением договоров перевозки и на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, неправомерный отказ перевозчика, владельца инфраструктуры в согласовании заявки, запроса следует рассматривать как необоснованное уклонение организации от заключения договоров (п. 3 ст. 426 ГК РФ). Отсюда применяется правило п. 4 ст. 445, т. е. право на возмещение причиненных отказом убытков.
Статья 115 УЖТ РФ закрепляет возмещение только реального ущерба владельцем инфраструктуры перевозчику, а перевозчиком — владельцу инфраструктуры при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств по договору на оказание услуг по использованию инфраструктуры, т. е. устанавливает ограниченную ответственность их друг перед другом. Если ожидается переадресовка, то за время простоя вагонов, контейнеров по не зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры обстоятельствам пользователь услуг вносит плату за пользование вагонами (контейнерами) по договору, если иное не предусмотрено законом. Решение о переадресовке всегда согласуется перевозчиком с владельцем инфраструктуры в порядке очередности.
Ответственность за нарушение обязательств по оказанию инфраструктурных услуг можно сформулировать следующим образом: ограничение ответственности по обязательствам, связанным с оказанием услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, признание вины как условия гражданско-правовой ответственности владельца инфраструктуры и перевозчика, недействительность соглашений об устранении ответственности владельца инфраструктуры и перевозчика. В УЖТ РФ целесообразно закрепить следующее правило: нормы об ограниченной ответственности не применяются, если нарушение условий договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования произошло вследствие умысла или грубой неосторожности или вред, причиненный умышленно или в результате грубой небрежности владельца инфраструктуры или перевозчика влечет за собой обязанность возмещения убытков в полном объеме.
Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, вытекающее из договора на оказание инфраструктурных услуг, произошло по вине обеих сторон — владельца инфраструктуры и перевозчика, то суд на основании ст. 404 ГК РФ вправе уменьшить размер ответственности должника. Согласно ст. 115 УЖТ РФ они могут возмещать только реальный ущерб, а по п. 1 ст. 404 ГК РФ суд может уменьшить размер возмещения реального ущерба.
Кроме того, суд вправе уменьшить размер ответственности должника (например, владельца инфраструктуры, если должник не исполнил в срок запрос перевозчика, если не была произведена оплата за услугу), если кредитор (владелец инфраструктуры или должник) умышленно (неосторожно) содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
Должник, просрочивший исполнение, в частности владелец инфраструктуры, отвечает перед кредитором — перевозчиком за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения. Если вследствие просрочки исполнения владельцем инфраструктуры исполнение утратило интерес для перевозчика, последний может отказаться от принятия исполнения (оказания услуги) и требовать возмещения убытков. В таком случае, если перевозчик не внес вовремя оплату, владелец инфраструктуры не считается просрочившим обязательства.
Вина как условие гражданско-правовой ответственности предполагает оценку субъективного в действиях нарушителя обязательства. Лицо (владелец инфраструктуры или перевозчик) признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК РФ).
Необходимо закрепить в Правилах ответственность владельца инфраструктуры, ужесточив ее, так как он может необоснованно отказаться от запросов перевозчика, перенести произвольно сроки исполнения услуг, заменить ресурсы инфраструктуры, не согласовав свое решение с перевозчиком. Следует закрепить ее в объеме реального ущерба и в форме зачетной неустойки, когда убытки будут взысканы в части, не покрытой неустойкой. Последняя позволит полностью возместить понесенные вследствие нарушения обязательства убытки, тем самым исчезнет ограниченная ответственность этих сторон договора. Зачетная неустойка в УЖТ РФ не предусмотрена, она может быть только договорной.
Библиография
1 Смирнов В.Т., Яковлева В.Ф. Правовые проблемы перевозки и материально-технического снабжения. — Л., 1978. С. 5—6.