УДК 347.21
Страницы в журнале: 66-75
М.М. Монастырев,
аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Россия, Москва mmonastyrev@gmail.com
Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с особенностями правового режима движимых объектов культурного наследия. Рассмотрены соотношения понятий «движимый объект культурного наследия», «культурная ценность», «музейный предмет». Проанализированы особенности действующего в настоящее время советского законодательства, законодательства о ввозе и вывозе культурных ценностей, законодательства о Музейном фонде. Рассмотрены особенности государственной охраны движимых объектов культурного наследия, а также ограничений права собственности на них. Высказаны предложения по унификации законодательства, регулирующего отношения в области сохранения как недвижимых, так и движимых объектов культурного наследия.
Ключевые слова: движимое имущество, объекты культурного наследия, культурные ценности, музейный фонд, ограничения права собственности.
Введение. Основы законодательства РФ о культуре от 09.10.1992 № 3612-1 [15] (далее — Основы законодательства о культуре, Основы) в ч. 8 ст. 3 определяют культурное наследие народов Российской Федерации как материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [9] (далее — Закон № 73-ФЗ), сферой его действия являются общественные отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — ОКН). При этом Закон № 73-ФЗ сужает предмет своего регулирования определенным видом культурного наследия, а именно недвижимыми памятниками истории и культуры. Так, согласно ч. 1 ст. 3 данного закона к ОКН (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Иные законодательные акты регулируют отношения, связанные с движимыми ОКН, крайне фрагментарно, в связи с чем необходим системный анализ особенностей такого регулирования.
Общая характеристика законодательства о движимых объектах культурного наследия. По Закону № 73-ФЗ движимое имущество, обладающее культурной и исторической ценностью, но не связанное с недвижимостью, само по себе не признается памятником истории и культуры. Движимая вещь может подпадать под действие Закона № 73-ФЗ только будучи связанной с недвижимостью. Возможны несколько вариантов такой связи. Первый вариант: движимая вещь является археологическим предметом. Согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 73-ФЗ, под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. В этом случае правовая связь движимой вещи с недвижимой имеет исключительно информационную основу. Археологические предметы как разновидность объектов археологического наследия в силу прямого указания Закона № 73-ФЗ признаются ОКН1. Второй вариант: недвижимое имущество — объект культурного наследия — представляет собой неделимую вещь и включает в себя в качестве составной части культурно или исторически ценный движимый предмет. При этом данный движимый предмет не может быть отделен от недвижимости без ее повреждения, и недвижимость вместе с данным предметом выступает как единый объект вещных прав (п. 1 ст. 133 Гражданского кодекса РФ). Примером являются элементы внутреннего декора здания, настенная живопись, фрески и т. п. В большинстве случаев такое движимое имущество является частью предмета охраны недвижимого памятника, подчиняется его режиму и, следовательно, подпадает под действие Закона № 73-ФЗ. Наконец, последний вариант: недвижимый памятник и движимое имущество являются сложной вещью (ст. 134 ГК РФ). В этом случае вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению. Разъединение вещей возможно, оно не повлечет за собой их повреждения, разрушения или изменения назначения, к примеру, икона, исторически связанная с определенным храмом, картина, принадлежащая определенной картинной галерее. В таком случае движимое имущество не составляет часть предмета охраны недвижимого памятника и не подчиняется его режиму.
Таким образом, мы можем определить два вида культурно или исторически ценного движимого имущества, которое не обладает настолько тесной связью с недвижимостью, чтобы подпадать под действие Закона № 73-ФЗ. Это движимое имущество, никак не связанное с недвижимостью, и движимое имущество, связанное с недвижимостью как сложная вещь2.
Какого-либо нормативного правового акта, который комплексно решал бы все вопросы, связанные с движимыми памятниками истории и культуры, в настоящее время в России нет. Действует Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» [5] (далее — Закон РФ № 4804-1), а также Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [6] (далее — Закон № 54-ФЗ). Ряд норм о движимых памятниках истории и культуры содержится в иных нормативных правовых актах, например, в ГК РФ (см., например, статьи 233, 240 ГК РФ).
Раздельный правовой режим недвижимых и движимых памятников характерен и для международного публичного права. Если изначально в международно-правовых актах использовалось единое понятие культурных ценностей, включающее в себя и недвижимые, и движимые вещи3, то с начала 70-х годов прошлого века ситуация изменилась. В отношении недвижимых памятников действует Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного наследия 1972 года [3, c. 290—302]4. В отношении движимого культурного наследия в 1970 году была принята Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности [3, c. 283—290, с. 610—611], регулирующая только вопросы трансграничного перемещения культурных ценностей. Комплексный характер применительно к движимым памятникам имеет Рекомендация ЮНЕСКО 1978 года об охране движимых культурных ценностей [3, c. 368—376], включающая перечень мер, направленных на обеспечение сохранения памятников, находящихся как в музеях и культовых сооружениях, так и в частных коллекциях.
Ранее действовавшее отечественное законодательство также содержало единое понятие памятников истории и культуры. Статья 1 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» [10] (далее — Закон 1978 года) среди памятников истории и культуры упоминала сооружения, памятные места и предметы. Из ст. 6 данного закона следовало, что движимые вещи могли быть отнесены к таким видам памятников истории и культуры, как «памятники истории», «памятники искусства», «документальные памятники», а также к «другим объектам, представляющим историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».