Статья

Девиантное (отклоняющееся) поведение военнослужащих

В статье рассмотрен вопрос о причинах девиантного поведения человека в общем и военнослужащего в частности; представлена позиция отклоняющегося поведения в классификации поведенческих девиаций; предложены направления профилактики девиантного поведения; высказана мысль о создании при Министерстве обороны РФ научно-консультативного совета по изучению девиантного поведения.

УДК 343.94
 
М.Ю. ЛОПАТИН,
соискатель Смоленского гуманитарного университета
 
В статье рассмотрен вопрос о причинах девиантного поведения человека в общем и военнослужащего в частности; представлена позиция отклоняющегося поведения в классификации поведенческих девиаций; предложены направления профилактики девиантного поведения; высказана мысль о создании при Министерстве  обороны РФ научно-консультативного совета по изучению девиантного поведения.
Ключевые слова: девиантное поведение, причины девиантного поведения, профилактика девиантного поведения, нарушение социальных норм.
 
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально опасного поведения. Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут причины такого образа действий. Отклоняющееся, или девиантное, поведение вызывает профессиональный интерес у психологов, врачей, социологов, юристов. Тема отклоняющегося поведения носит комплексный, междисциплинарный характер и является составной частью общечеловеческой духовной культуры. Обобщающий анализ дефиниций, приведенных в специальной литературе, позволяет определить духовную культуру как обусловленную экономическими отношениями систему производства, потребления и применения духовных ценностей в области науки, морали, просвещения и т. д., а также совокупность этих ценностей и основанных на них духовных потребностей, интересов, стереотипов поведения, средств общения людей.
Человеческая культура на каждом этапе истории влияет на виды и формы как одобряемого, так и социально отклоняющегося поведения. Но и девиантность воздействует на культуру, которая включает в себя целый ряд субкультур (в том числе и субкультуру девиантности). Фактически проблема соотношения культуры и интенсивности проявления девиантности не столь проста, как кажется на первый взгляд. Можно выделить страны, характеризующиеся высоким уровнем культуры и значительными показателями девиантности. В то же время страны, не включенные в авангард социально-экономического прогресса, демонстрируют социальную стабильность и низкую степень девиантности. В чем же причина девиантного поведения в обществе?
В настоящее время девиантное поведение может быть рассмотрено с двух позиций: как действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам[1], и как социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не согласующихся с установленными или фактически сложившимися в данном обществе нормами и ожиданиями[2]. Криминология изучает социально отклоняющееся поведение с позиций второго подхода, затрагивая эти явления в той мере, в какой они взаимосвязаны с процессом воспроизводства обществом преступлений.
И культура, и девиантность, и преступность включены в широкий процесс социального развития. Поэтому, во-первых, необходимо установить, насколько ценности, лежащие в основе человеческой культуры, восприняты обществом, и степень их значимости для членов общества. Именно от этого зависит антикриминогенный потенциал культуры. Во-вторых, необходимо учесть, что укоренившийся тип асоциального поведения, т. е. безразличного отношения к социальным (в том числе и правовым) нормам поведения, является существенным препятствием для позитивного воздействия культуры на девиантность и преступность. В-третьих, в обществе с широкой степенью распространенности девиантных форм поведения социальной эрозии подвергаются основные компоненты всей культуры общества. Элементы девиантности, проникая в ткань культуры, угрожают обществу нравственной деградацией и, как следствие, правовым нигилизмом.
Сопоставляя варианты социального поведения, можно четко определить место, которое занимает отклоняющееся поведение в классификации поведенческих девиаций. Итак, социальное поведение может быть:
— стандартным — соответствующим социальным нормам и приводящим к нормальной адаптации;
— маргинальным — вызывающим напряжение окружающих людей ввиду нахождения на границе социальных норм;
— ненормативным — выходящим за рамки принятых в данном обществе норм и присущим меньшему количеству членов общества. Ненормативное поведение может проявляться в виде креативного или творческого поведения или девиантного отклоняющегося поведения;
— патологическим — отходящим от медицинских норм и сопровождающимся социальной дезадаптацией[3].
Следовательно, девиантное поведение — это отклоняющееся от социальной нормы поведение, которое деструктивно, негативно оценивается окружающими и усиливает дезадаптацию. Высказывание немецкого военного теоретика Мольтке о том, что войны выигрывает школьный учитель, как нельзя лучше характеризует истоки девиантного поведения.
Поскольку военнослужащие являются неотъемлемой частью народа, а армия — специфической структурой государства, то все социальные болезни общества (в том числе и ее девиантные формы) находят свое зеркальное отражение в армейских коллективах. Между преступностью в обществе и преступностью в армии существует сильная корреляционная связь, позволяющая проводить параллели между детерминантами отклоняющегося поведения в обществе и среди военнослужащих. Среди криминогенных детерминантов девиантного поведения военнослужащих (кроме сугубо армейских причин и условий) можно выделить:
— во-первых, внешние социальные условия: сложившуюся в обществе социально-экономическую ситуацию, государственную политику, традиции, модные молодежные тенденции, общесоциальную позицию средств массовой информации;
— во-вторых, характеристику социальных групп, в которые ранее была включена личность военнослужащего. Это социальный статус, классовая принадлежность, этнические установки, субкультура и т. п.;
— в-третьих, микросоциальную среду: уровень и стиль жизни семьи (в том числе ее психологический климат), личности родителей, стиль семейного воспитания, друзья и иные значимые люди.
Таким образом, причины отклоняющегося от воинских норм поведения военнослужащих следует искать посредством изучения условий жизни, воспитания, учебы юноши до поступления (призыва) на военную службу, через предшествующее социально отклоняющееся поведение.
Неблагоприятные условия нравственного формирования личности военнослужащих до их поступления на военную службу довлеют над их сознанием  как груз прошлого, оказывая криминогенное влияние через массу зримых и незримых связей и во время службы. К деструктивным формам поведения военнослужащих относятся наркотизм, суицидальное поведение, пьянство и алкоголизм.
По результатам социологических опросов, 44% призывников употребляли хотя бы раз в жизни наркотики и другие сильнодействующие вещества. Половина призывников употребляли алкоголь, 8% состояли на учете в милиции. Падение нравов в обществе, притупление чувства сострадания, повсеместная пропаганда жестокости, сексуальной распущенности напрямую связаны с криминальным насилием и в воинской среде. Не секрет, что основная масса призывников — выходцы из маргинализованных слоев общества.
Действие этих факторов усиливается особенностями военной службы: сосредоточенность молодежи в возрасте, которому свойственна высокая преступная активность; среднестатистический образовательный, нравственно-правовой уровень военнослужащих в сравнении с гражданским обществом значительно ниже (ввиду многочисленности отсрочек); «военнослужащие оказываются оторванными от своих семей, что является социально-психологической основой криминальных мотиваций; поведение военнослужащих, их быт и отдых максимально регламентированы, что порождает дополнительную внутреннюю напряженность, которая нередко разрушается путем совершения противоправных поступков»[4].
Вместе с тем личность военнослужащего, в духовном багаже которого отсутствуют или представлены в явно заниженном объеме культурные компоненты, также должна быть объектом пристального внимания, поскольку такая личность может оказаться в состоянии
дезадаптированности. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. При социальной дезадаптации происходит нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации, что со
временем проявится и в профессиональной дезадаптации военнослужащего. В чем опасность дезадаптированной личности? Во-первых, в наличии внутренней напряженности и противоречивости желаний, как следствие — в противоречивости поступков. Во-вторых, в создании конфликтных отношений с окружающими. В-третьих, в эгоистической жизненной позиции: все оценивается с точки зрения выгодности и удобства для себя. В-четвертых, в крайней неустойчивости интересов, стремлений и желаний. В-пятых, в противодействии воспитательным мероприятиям.
Таким образом, девиантное поведение молодежи до призыва на военную службу и дезадаптированность личности военнослужащего выступают криминогенными факторами преступности военнослужащих. Представляется, что полностью устранить их силами офицерского контингента нельзя, они могут быть лишь ослаблены либо нейтрализованы. Поскольку девиантное поведение имеет многофакторный характер, а дезадаптация является обратимым процессом, то соответствующая профилактика должна носить упредительный и комплексный характер, когда каждое из педагогических, медицинских, социально-психологических и других мероприятий уменьшало бы патогенность того или иного фактора.
В качестве основных направлений профилактики предлагаем:
— организацию социальной среды подростков и молодых людей призывного возраста. Объектом работы должно быть общество в целом, семья, социальная группа, конкретная личность. В рамках данной модели профилактики эффективной могла бы стать социальная реклама по формированию установок на здоровый образ жизни, трезвость, спорт, учебу и активную жизненную позицию;
— обучение подростков и молодых людей социально важным навыкам, таким как устойчивость к негативному влиянию, аффективно-ценностные навыки (принятие решений, выработка устойчивости к стрессам); формирование важных социальных умений (умение общаться, разрешать конфликты в межличностных отношениях, отстаивать свою позицию, навыки самоконтроля, уверенного поведения);
— организацию альтернативной девиантному поведению деятельности подростков и молодых людей призывного возраста. Это своего рода эмоциональные заместители: познание мира (путешествия), испытание себя и друзей (походы в горы, спорт), значимое общение со сверстниками — известными спортсменами, певцами, актерами, героями;
— организацию здорового образа жизни, основанного на привитии детям чувства личной ответственности за свое здоровье и умение находить гармонию с организмом;
— активизацию личностных ресурсов подростков и молодых людей призывного возраста на достижение социального успеха, личностный рост в условиях конкуренции на рынке учебы, труда и иной социальной жизнедеятельности;
— профилактику аддиктивного поведения, т. е. поведения, зависимого от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ. Данный пласт воспитательной работы требует наличие такой информации, которая была бы научной, политически не ангажированной, носила социально-правовой и индивидуально-личностный (основанный на личностных характеристиках) характер.
Таким образом, социальные отклонения, виды девиантного поведения представляют собой нарушение социальных, нравственных, юридических норм, установленных обществом и государством, и являются конкретным человеческим поведением, обусловленным социально-экономическими, политическими, нравственными, культурными и иными потребностями молодых людей призывного возраста и военнослужащих, интересами и задачами общества на определенных этапах его развития. Это взаимосвязанный и взаимозависимый процесс.
Представляется, что уровень научных исследований, практика изучения социально отклоняющегося поведения свидетельствуют о необходимости создания при Министерстве обороны РФ научно-консультативного совета, к работе которого были бы привлечены авторитетные специалисты (юристы, социологи, медики), обладающие необходимыми знаниями для проведения военно-девиантологических исследований. Центральной задачей таких исследований могла бы стать парадигма безопасности военнослужащего и военной службы как вида государственной службы; первоочередными — разработка комплекса мер, обеспечивающих духовно-нравственную, правовую, социальную, экономическую и иную защищенность военнослужащих от угроз криминального характера; долгосрочными — координационная деятельность по проведению на различных уровнях социальной организации общих и специальных профилактических мероприятий по устранению неблагоприятных факторов, вызывающих определенные поведенческие отклонения, а также повышение устойчивости под-
ростков и молодых людей призывного возраста к их влиянию.
 
Библиография
1 См.: Криминология / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. Г.М. Миньковского. — М., 1998. С. 257.
2 См.: Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения. — СПб., 1993. С. 7.
3 См.: Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2003. С. 38—39.
4 Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1990.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
2 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети