УДК 347.963
Страницы в журнале: 50-53
Т.Н. ВОРОБЬЕВ,
соискатель кафедры административного и уголовного права Поволжского института управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС tta70@mail.ru
Рассматривается деятельность прокуратуры в рамках современного этапа развития административной реформы, приводится определение понятия прокурорского надзора в узком и широком смыслах. Рассматривается сущность гарантий прокурорского надзора.
Ключевые слова: прокурорский надзор, юридические гарантии, судебный контроль, законность.
Prosecutor’s Office Activity within the Present Stage of the Development of Administrative Reform
Vorobjev T.
The article is about prosecutor’s office activity within the present stage of the development of administrative reform, the definition of the concept “public prosecutor’s supervision” of narrow and broad sense is given. The essence of guarantees of public prosecutor’s supervision is considered.
Keywords: public prosecutor’s supervision, legal guarantees, judicial control, legality.
Современный этап развития административной реформы характеризуется острой необходимостью совершенствования правовых форм деятельности органов административной юрисдикции. В общем административно-правовом смысле под административной юрисдикцией понимают урегулированную законом деятельность уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица по разрешению индивидуальных административных споров, связанных с административно-правовыми отношениями гражданина либо негосударственной организации с государственным (как правило, исполнительным) органом или органом местного самоуправления (их должностными лицами) при реализации этими органами властных полномочий[1]. В частности, административной юрисдикцией является деятельность по рассмотрению дел об административных правонарушениях и наложению административных взысканий.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела данной категории:
1. Судьи (мировые судьи);
2. Коллегиальные юрисдикционные органы при районных, городских, районных в городах исполнительных органах, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3. Федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы в соответствии с их полномочиями, задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
В сфере административной юрисдикции в определенной мере затрагиваются права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц, что, безусловно, актуализирует проблему обеспечения законности при ее реализации. В целом в условиях режима соблюдения законности становятся реальными демократические права и свободы граждан, общественных движений и организаций, полноценно осуществляются принципы разделения властей, всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе процедуры как в правотворческой, так и в правоприменительной практике. Поэтому целесообразно говорить о том, что законность есть основа демократии. Как отмечает В.Н. Кудрявцев, «законность не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя»[2].
В общей теории государства и права проблема законности — одна из центральных и трактуется по-разному: как принцип, метод, режим государственного руководства обществом. Мы будем трактовать понятие законности как требование общества и государства, состоящее в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно. Суть этого требования заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении, использовании и применении правовых норм, оно предусматривает прежде всего активное участие в управлении государственными и общественными делами на основе и в рамках закона[3].
Таким образом, сущность законности заключается в точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов всеми субъектами права: гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями и организациями.
Особую роль в процессе реализации законности играют гарантии законности, представляющие собой систему юридических средств (например, юридическая ответственность, контрольно-надзорная деятельность и т. д.), позволяющих обеспечить строгое соблюдение законности во всех сфера общественной жизни. В связи с этим юридические гарантии принято разделять на общие (политические, экономические, духовно-нравственные) и специальные (управленческие, психологические). Специальные правовые гарантии в свою очередь включают меры по совершенствованию законодательства, выявление нарушений законности, меры защиты и ответственности, меры надзора и контроля за состоянием законности, а также меры профилактики законности. Меры надзора и контроля предполагают контроль органов государственной власти, судебный контроль, прокурорский надзор и общественный контроль.
Анализ энциклопедической и научной литературы позволил сделать вывод о том, что под надзором в основном понимается одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности[4]. В словаре С.И. Ожегова надзор определен в качестве органа, группы лиц для наблюдения за кем-, чем-нибудь, за соблюдением каких-нибудь правил[5].
Прокурорский надзор в свою очередь представляет собой специфический вид государственной деятельности, который осуществляется от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами прокуратуры[6].
Другая дефиниция прокурорского надзора может быть дана исходя из его задач: осуществляемый органами прокуратуры надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением этими органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод[7].
Необходимо особо подчеркнуть, что действующее законодательство, в частности, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», не содержит понятия прокурорского надзора, а определяет лишь его предмет. Исходя из содержания предмета прокурорского надзора можно отметить, что его специфика состоит в задаче строгого соблюдения законности органами власти всех уровней, их должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Анализ статистических данных убеждает, что в последние годы прослеживается тенденция роста административных правонарушений и, соответственно, увеличение нарушений, совершаемых органами административной юрисдикции, поэтому ведущая роль в обеспечении законности принадлежит прокуратуре. Необходимо отметить, что эффективность прокурорского надзора в данной сфере зависит от четко выстроенного механизма правового регулирования процессуального положения прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях, поскольку его участие является важной гарантией соблюдения процессуальных прав участников административного производства[8].
На наш взгляд, нарушением законности следует признавать не просто нарушение закона, которое может быть ошибкой в правоприменении, а своего рода определенную линию в противозаконном поведении должностного лица. Так, в результате проведенной прокуратурой Новоузенского района Саратовской области проверки установлен факт непредоставления гражданином Б. при поступлении на муниципальную службу сведений о своих доходах и имуществе. По итогам рассмотрения представления прокурора гражданин Б. был уволен с муниципальной службы в связи с утратой доверия. В ходе прокурорских проверок выявлено более 800 нарушений порядка представления чиновниками сведений о доходах и имуществе, в целях устранения нарушений внесено 304 представления[9]. Именно эта закономерность противозаконного поведения должностных лиц и является нарушением с их стороны законности. Поэтому целесообразно вести речь о гарантированности своевременного государственного реагирования на подобные нарушения законности.
Данная гарантированность в виде прокурорского надзора представляет собой внешний механизм ограничения власти в случае, когда имеет место факт правонарушения (коррупция, издание незаконного правового акта управления, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и т. д.). Следовательно, гарантии надзора нуждаются в организационных, процедурных формах их реализации. После выявления факта правонарушения со стороны органов власти или их должностных лиц следует гарантированный процедурный механизм восстановления законности (нарушенных прав и свобод граждан) прокуратурой. Как справедливо отмечает А.С. Мордовец, диалектическая взаимосвязь процедур и гарантий состоит в том, что первые четко дают ответы на вопросы, к кому обратиться, каков порядок действий, в какие сроки, в какой форме, с кем согласовать и т. д. Гарантии служат основанием надежности использования процедур в определенных казусных обстоятельствах. Сказанное не означает, что содержание процедур не создает организационных и иных условий для осуществления того или иного вида гарантий[10].
Гарантии как социально-правовые меры материального, организационного и иного характера всесторонне показывают уровень экономического и политического развития демократичности общества, общественного и правового сознания населения. Если говорить о сущности гарантий прокурорского надзора, то они сводятся к системе способов, обеспечивающих интересы личности, общества, государства.
Библиография
1 См.: Россинский Б.В. Административное право. Словарь-справочник. — М., 2000. C. 76.
2 Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры // Право и власть. — М., 1990. С. 249.
3 См.: Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: учеб.-метод. пособие: краткий учеб. для вузов. — М., 2010. С. 448.
4 См.: Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу. URL: http://termin.bposd.ru/publ/15-1-0-11009 (дата обращения: 23.11. 2012).
5 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. — М., 2003.
6 См.: Поляков М.П., Федулов А.В. Прокурорский надзор: краткий курс лекций. 5 изд, перераб. и доп. — М., 2011. С. 5.
7 См.: Приказ Генпрокуратуры РФ от 22.05.1996 № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
8 См.: Ломакин В.И. Прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Челябинск, 2006. С. 4.
9 См.: Прокуратурой области подведены итоги надзорной деятельности за исполнением законодательства о противодействии коррупции за 9 месяцев 2012 года. URL: http://sarvesti.ru/2012/10/19/prokuraturoj-oblasti-podvedeny-itogi-nadzornoj-deyatelnosti-za-ispolneniem-zakonodatelstva-o-protivodejstvii-korrupcii-za-9-mesyacev-2012-goda/ (дата обращения: 23.11.2012).
10 См.: Мордовец А.С. Гарантии прав личности: понятие и классификация // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2001. С. 311—319.