УДК 340.137.3(091)
Страницы в журнале: 151-153
Е.С. ДЕМИНА,
аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского elenademina@list.ru
Анализируется вопрос о попытках внедрения английского права в правовую систему Шотландии в XVII—XVIII веках. Проблема рассматривается в контексте положений Актов об Унии 1707 года, а также предшествующих переговоров об объединении данных государств в указанный период времени.
Ключевые слова: история государства и права Шотландии; история государства и права Англии; объединение Англии и Шотландии; Договор об Унии 1707 года; Акты об Унии 1707 года.
Discussions about implementing English law in Scottish legal system in XVII—XVIII centuries
Demina E.
The article deals with the question about attempts of implementing English law in Scottish legal system in XVII—XVIII centuries. The author considers the problem in context of legal provisions of the Acts of Union of 1707, and preceding negotiations for uniting the mentioned countries at that period of time.
Keywords: Scottish legal history; English legal history; Union of England and Scotland; Treaty of Union, 1707; Acts of Union, 1707.
Прошло уже более трех веков с момента образования (01.05.1707) государства Объединенное королевство Великобритании. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии создано в результате ратификации Договора об Унии, а также принятия соответствующих Актов об Унии парламентами Шотландии и Англии.
Попытки объединения этих двух государств наблюдались уже в начале XVII века, после того как в 1603 году король Шотландии Яков VI унаследовал корону Англии и стал также королем Яковом I Английским. Однако, несмотря на наличие единого монарха, Англия и Шотландия еще более 100 лет оставались независимыми государствами, за исключением периода протектората Кромвеля, когда в 1654 году был издан Ордонанс о присоединении Шотландии к Английской республике, и вплоть до 1660 года Шотландия являлась частью «Английского содружества».
Легитимное объединение государств состоялось лишь в 1707 году. Этому предшествовала работа комиссий, состоявших из представителей парламентов двух государств. Одним из ключевых вопросов в работе указанных комиссий стал вопрос об объединении систем законодательства и права Англии и Шотландии.
Дискуссии по данному вопросу имели весьма сложный характер. Необходимо было решить, как именно внутри одного государства будут сосуществовать две различные системы права, формировавшиеся веками и имеющие существенные различия. В результате имеющихся существенных разногласий обсуждение вопроса затянулось более чем на 100 лет. За данный период времени позиции договаривавшихся сторон понемногу становились ближе, благодаря чему в 1706—1707 годах обрели приемлемую для обоих государств форму, закрепленную в Договоре и Актах об Унии.
Первоначально переговоры об объединении систем законодательства и права Англии и Шотландии не имели успеха, так как представители английской стороны имели намерение распространить действие английского права на Шотландию и существенно сузить область применения шотландского права, в то время как представители Шотландии всеми силами пытались сохранить свою систему права без каких-либо изменений.
С данной ситуацией уже в 1604—1607 годах столкнулись представители Англии и Шотландии, созванные по инициативе Якова I (VI) и еще тогда пытавшиеся договориться по основным вопросам объединения двух государств, в том числе по вопросу объединения систем законодательства и права. В то время английская сторона занимала жесткую позицию о приоритете права Англии над правом Шотландии.
Необходимо отметить, что сам король Яков I (VI) разделял ту же позицию и открыто заявлял об этом. В частности, в 1607 году в своей речи, произнесенной в английском парламенте, он отметил, что считает общее право Англии «лучшим из всех систем права в мире»[1]. В отношении Шотландии он задал риторический вопрос о том, почему бы ей «не подчиняться законам Англии и со временем стать такой же, как Камберленд и Нортамберленд или другие отдаленные северные графства»[2]. В отношении права Шотландии он указал на то, что оно могло бы «занимать такое же место в этом союзе, какое имеют в общем праве королевства обычаи в некоторых английских графствах (например, обычаи в графстве Кент, королевские привилегии и прерогативы в пфальцграфстве Честер)»[3].
Представители шотландской стороны, назначенные в 1604 году, в свою очередь, высказали пожелание, чтобы «законы и обычаи в области гражданского, уголовного, церковного права, равно как отправление правосудия и исполнительная власть каждого из королевств были сохранены и оставались неизменными на все времена в том виде, в каком они существовали до Унии»[4].
Помимо официальных переговоров уполномоченных членов комиссий, вопрос об объединении государств, а также об объединении систем законодательства и права выходил далеко за рамки обсуждения между представителями комиссии и широко обсуждался в массах.
В частности, сторонники «англоцентризма» говорили о принципе верховенства английского права над шотландским, а также о возможности «инкорпорирования» шотландского права в систему права Англии, при сохранении приоритетного положения за последним. В то же самое время в Шотландии ряд ученых-правоведов во главе с Томасом Крэйгом, авторитетнейшим ученым, один из трудов которого имеет в Шотландии статус правовой доктрины, говорили о необходимости существования самостоятельных, независимых друг от друга систем права.
В результате, несмотря на настойчивость монарха в решении данного вопроса (Яков дважды лично встречался с членами английского парламента и пытался убедить парламентариев в необходимости его разрешения), из-за многочисленных разногласий обсуждение вопроса об Унии пришлось прекратить.
В 1670 году, во время правления Чарльза II, по инициативе короля была собрана новая комиссия. Однако в обсуждении вопроса об объединении систем права стороны вновь зашли в тупик, так как представители Шотландии полностью придерживались позиции своих предшественников, а именно, чтобы законы и обычаи каждого королевства «оставались неизменными на все времена в том виде, в каком они существовали до унии»[5].
Первые результаты в переговорах по данному вопросу наметились только во время правления Вильгельма II и Марии II, когда некоторые представители Шотландии стали придерживаться позиции, что «основная цель союза состоит в принятии общих правил торговли, создании единого парламента и применении единых налогов, а не в объединении права и церкви; то есть мы сохраним свое право и вероисповедание»[6].
В начале XVIII века в ходе работы вновь созванных комиссий (их было две: первая была создана в 1702 году, вторая — в 1706) обсуждения по вопросу объединения систем законодательства и права продолжились.
Члены первой комиссии не добились каких-либо существенных результатов в переговорах. Однако представители второй комиссии 22.07.1706 сумели прийти к единому решению по 25 пунктам Договора об Унии.
2 октября 1706 года был созван парламент Шотландии для ратификации Договора об Унии, состоявшего из 25 статей. Он ратифицировал договор с несколькими поправками и принял соответствующий Акт об Унии 16.01.1707. Английскому парламенту 28.01.1707 были представлены на рассмотрение и договор, и акт, принятый парламентом Шотландии. Уже 06.03.1707 парламент Англии принял свой Акт об Унии, корреспондирующий условиям названных документов, а именно: утверждающий все их условия, включая поправки, внесенные парламентом Шотландии.
Результат работы комиссии по вопросу дальнейшего сосуществования систем законодательства и права Англии и Шотландии был отражен в ст. XVIII Актов об Унии, в которой были закреплены основные принципы по данному вопросу. Остановимся на каждом из них подробнее.
Во-первых, «законы, касающиеся регулирования отношений в сфере торговли, а также пошлин и тех акцизов, которые в силу настоящего договора подлежат применению в Шотландии, должны быть в Шотландии с момента объединения и после него такими же, как в Англии»[7].
Что касается данного положения ст. XVIII, его содержание следовало из других статей Актов об Унии. Возможно, при его принятии имелось намерение расширить применение английского торгового права и распространить его действие на территорию Шотландии. Однако основной целью указанного положения было закрепление прав шотландских торговцев и моряков, на которых с момента принятия Актов об Унии распространялось действие английских навигационных актов и других законов, регулировавших отношения в сфере торговли и дававших шотландцам право осуществлять торговые операции на рынках Англии, в том числе на ее заморских территориях.
Во-вторых, «законы, касающиеся публичного права, политики, управления могут приниматься одинаковыми на территории всего Объединенного королевства»[8].
В отличие от положения ст. XVIII, где определялось то, что законы, касающиеся регулирования отношений в сфере торговли, таможни и акцизов, в Шотландии должны быть приведены в соответствие с английскими законами в данных отраслях права, здесь подразумевалось, что законы Англии и Шотландии в области публичного права (в том виде, в каком они существовали на момент принятия Актов об Унии) должны быть приведены в соответствие между собой на всей территории Великобритании.
У членов комиссий, договаривавшихся об условиях объединения двух государств и о содержании положений Актов об Унии, возникал вопрос о статусе уголовного права Шотландии.
В частности, сэр Джон Клерк Пенисуикский, один из членов комиссии, представлявших интересы Шотландии, являвшийся членом шотландской коллегии адвокатов, считал, что уголовное право должно рассматриваться как часть частного права. В то же время Джон Спотисвуд, другой член шотландской коллегии адвокатов, считал, что после принятия Актов об Унии данную отрасль шотландского права будут рассматривать как часть публичного права, и если данное положение Договора и Актов об Унии не будет изменено, британский парламент будет иметь «право отменять наши древние законы и обычаи в области уголовного права на свое усмотрение»[9].
Джон Спотисвуд предлагал, чтобы уголовное право Шотландии было защищено от попыток его произвольного изменения в той же мере, в какой и частное право Шотландии. Он имел в виду принцип, отраженный в заключительной части ст. XVIII, согласно которому «недопустимо изменение законов, касающихся области частного права, за исключением случаев очевидной пользы таких изменений для Шотландии»[10].
Тем не менее статус уголовного права так и не был до конца определен, в результате чего первые изменения последовали уже в 1708 году, когда новый объединенный парламент распространил действие английского закона об измене на территорию всей Великобритании в результате принятия «Акта об улучшении союза двух королевств».
Процесс сосуществования систем права Англии и Шотландии после объединения двух государств, за период с XVII по начало XVIII века, прошел сложный путь трансформации. С первоначальной позиции, согласно которой достижение тесного союза в сфере торговли, налогов и государственного управления могло быть достигнуто только путем распространения действия английского права на территорию Шотландии, английская сторона, несомненно, под влиянием шотландских комиссионеров, пришла к решению, что шотландское право, а также шотландская судебная система могут лишь с некоторыми изменениями существовать в новом Объединенном королевстве.
Библиография
1 The workes of the Most High and Mighty Prince, James. — London, 1616. P. 511—514 and 553. Цит. по: Ford J.D. The legal provisions in the Acts of Unio // Cambridge Law Journal. 2007. 66(1). P. 113 (авт. перевод с англ.).
2 Там же (авт. перевод с англ.).
3 Там же (авт. перевод с англ.).
4 Public Record Office (PRO). SP 29/233. F. 140. Цит. по: Ford J.D. The legal provisions in the Acts of Union. P. 109 (авт. перевод с англ.).
5 Там же.
6 An Account of the Proceedings of the Estates in Scotland, 1689—90, Edited by Dr E.W.M. Balfour-Melville. — Edinburgh, 1954—55. P. 46. Цит. по: Ford J.D. Op. cit. P. 110 (авт. перевод с англ.).
7 Act of Union, 1707. English Historical Documents 1660—1714. Edited by Andrew Browning. — London, 1953. P. 680—695 (авт. перевод с англ.).
8 Там же. (авт. перевод с англ.).
9 Clerk. History of the Union of Scotland and England. Edited by Douglas Duncan. — Edinburgh, 1993. P. 195; Spotiswoode. The Trimmer: or Some Necessary Cautions Concerning the Union of the Kingdoms of Scotland and England. — Edinburgh, 1706. P. 16. Цит. по: Ford J.D. Op. cit. P. 108 (авт. перевод с англ.).
10 Act of Union, 1707. English Historical Documents 1660—1714. Op. cit. P. 680—695 (авт. перевод с англ.).