М.А. ЕГУПОВА,
соискатель ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет», кафедра конституционного и муниципального права
Статья посвящена изучению проблем реализации конституционного права на образование лицами с ограниченными возможностями здоровья. Объектом исследования является дистанционное обучение как перспективная форма образования детей-инвалидов.
Ключевые слова: Конституционное право на образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, дистанционное обучение.
The article is devoted to investigating the complicated problem of exercising the constitutional right to education for person with disabilities. The object of the investigation is the distance education of person with disabilities.
Keywords: the constitutional right to education, person with disabilities, distance education.
Реализация конституционного права на образование отдельных категорий лиц, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время является достаточно острой проблемой. В условиях реформирования системы образования в России возможности социального и профессионального роста детей с физическими и психическими отклонениями ограничены. Получение качественного образования — гарантия дальнейшего трудоустройства, успешной социализации, участия в политической жизни общества, реализации личных, экономических прав.
Право каждого человека, в том числе имеющего умственный или физический недостаток, на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми, закреплено в нормах международного гуманитарного права, а также в российском законодательстве.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, задачами которого является поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7).
В Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).
Перспективной формой образования детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день является дистанционное обучение. Еще десять лет назад в интервью корреспонденту «Российской газеты» В.М. Филиппов отметил: «Студенты будут учиться с помощью электронных средств, компьютеров по традиционным технологиям еще несколько лет. А потом мы будем иметь совершенно другую парадигму вузовского образования — виртуальные университеты. Студенты будут сидеть дома, слушать и читать лекции, отвечать на вопросы, сдавать зачеты и экзамены. Готовиться к таким технологиям нужно уже сейчас»[1] .
В настоящее время о дистанционной форме обучения высказываются самые разные мнения, иногда диаметрально противоположные.
Дистанционное обучение — это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность[2].
Опросы, проведенные в США, показали, что более 60% населения хотели бы получить образование дистанционно. В нашей стране, по оценкам специалистов, к дистанционному обучению готовы более 1,5 млн человек. В России дистанционное образование получает широкое распространение. Сейчас в нашей стране действуют более 70 центров дистанционного обучения. Многие именитые российские вузы открывают программы дистанционного образования, рассчитанные не только на российских, но и на зарубежных студентов. Создаются специализированные центры дистанционного обучения, открываются различные дистанционные курсы[3].
Аргументы «за» дистанционное обучение — во-первых, удобство, позволяющее учащимся осваивать необходимые предметы в домашних условиях; во-вторых, дистанционное обучение дешевле традиционного обучения; наконец, обучающиеся могут выбирать из курсов-модулей те, которые отвечают их индивидуальным потребностям.
В качестве недостатков отмечается отсутствие непосредственного контакта между учителем и учеником, а также между обучающимися, что препятствует гармоничной социализации учеников. Вызывает нарекания качество обучения. Аргумент «против» дистанционного обучения — это также не всегда достаточно хороший уровень связи, препятствующий получению графических, звуковых и видео-файлов. Кроме того, не все обучающиеся имеют возможность выхода в Интернет или не обладают необходимыми навыками работы в сети.
Споры о дистанционном обучении сложно свести к единому мнению, однако, трудно переоценить возможности и перспективы такой формы обучения для людей, имеющих физические и психические недостатки, препятствующие освоению общеобразовательных программ в традиционных образовательных учреждениях.
В настоящее время Департаментом государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей разработаны Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации (далее — Рекомендации). Правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, составляют Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г.
№ 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели, вопросы организации дистанционного образования детей-инвалидов определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Рекомендации предусматривают создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, центров дистанционного образования детей-инвалидов, функции которых могут быть возложены на уже существующие либо вновь созданные образовательные учреждения (организации, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности). Деятельность центров дистанционного обучения может осуществляться через филиалы.
При этом необходимо обеспечить соблюдение требования пункта 5 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137, согласно которому обязательным условием организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий является наличие у образовательного учреждения руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.
Центр дистанционного обучения может быть создан на базе общеобразовательного учреждения, специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, высшего или среднего специального учебного заведения или другого образовательного учреждения, в том числе учреждения, выполняющего функции регионального ресурсного центра, осуществляющего деятельность в области дистанционного обучения граждан.
Создание центров дистанционного обучения запланировано в ряде регионов. Так, в Мурманской области на базе Минькинской специализированной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи, где уже есть опыт работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, будет создан ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов. Соответствующее постановление о создании центра принято в целях обеспечения реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».
В Иркутске будет создан центр дистанционного обучения детей-инвалидов на базе областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Иркутской области».
Федеральная программа, рассчитанная на 2009-2012 годы, предусматривает поэтапное создание условий для дистанционного обучения детей-инвалидов в каждом субъекте РФ. Проект будет осуществляться на условиях софинансирования из федерального и регионального бюджетов. В первую очередь средства будут направлены на оснащение центров, установку программ методического обеспечения в квартирах детей-инвалидов, подготовку кадров, а также поставку и подключение необходимого оборудования.
Основными направлениями деятельности центров дистанционного обучения являются осуществление координации и организационно-методического обеспечения деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации; обеспечение доступа обучающихся и педагогических работников, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы, и другим электронным образовательным ресурсам; организация образовательного процесса; организация учебно-методической помощи обучающимся, учителям, родителям (законным представителям) обучающихся; ведение учета детей-инвалидов (обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий и нуждающихся в организации дистанционного обучения); осуществление мониторинга деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации.
Согласно Рекомендациям целевую группу проекта составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.
Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других).
На начальной стадии реализации проекта предполагается обеспечить организацию дистанционного обучения детей с сохранным интеллектом, не имеющих сложных нарушений развития. При наличии соответствующих организационных, учебно-методических, кадровых ресурсов возможна организация дистанционного обучения детей с умственной отсталостью, а также детей со сложным дефектом. Комплектование классов (групп) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов при наличии рекомендаций, содержащихся в соответствующем заключении психолого-медико-педагогической комиссии или психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, либо в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Дистанционное обучение детей-инвалидов рекомендуется осуществлять индивидуально или в малых группах (до 5 человек). При этом состав обучающихся в классах (группах) может варьироваться в зависимости от учебного предмета.
Общую численность детей-инвалидов, которым предполагается создать условия для дистанционного обучения на начальном этапе реализации проекта, в том числе с учетом распределения детей по классам (группам) в зависимости от уровня осваиваемой ими образовательной программы, а также по категориям нарушений развития (заболеваний), рекомендуется определять, исходя из потенциальных (кадровых, технических, организационных и других) возможностей региональной системы образования.
В перспективе созданная в субъекте Российской Федерации система дистанционного обучения детей-инвалидов также может быть использована для организации обучения на дому детей-инвалидов дошкольного возраста, получения детьми-инвалидами профессионального образования.
Дистанционное обучение детей-инвалидов должны осуществлять учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах.
Для подготовки к осуществлению деятельности по обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий целесообразно обеспечить предварительное прохождение учителями курсов повышения квалификации (не менее 144 часов) по указанной тематике.
Рекомендации определяют модели организации дистанционного обучения детей-инвалидов. Дистанционное обучение может осуществляться непосредственно центром дистанционного обучения или его филиалом. В этом случае обучающиеся зачисляются в центр дистанционного обучения (филиал) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования. Обучение детей осуществляется учителями, состоящими в штате центра дистанционного обучения (филиала) и работающими в центре дистанционного обучения (филиале) по основному месту работы или по совместительству.
Возможна организация дистанционного обучения на базе образовательного учреждения по месту жительства обучающегося. Центр дистанционного обучения при этом обеспечивает методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, включая предоставление доступа к образовательным ресурсам и организацию консультативно-методической помощи в дистанционном режиме.
Для организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети Интернет, а также оснащение их и центров дистанционного обучения комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов.
Рабочие места учителей могут оснащаться комплектом оборудования и обеспечиваться доступом в Интернет как в центре дистанционного обучения (образовательном учреждении), так и непосредственно по месту проживания учителя. Преимуществом последнего варианта является то, что организация и проведение занятий в дистанционной форме не требуют обязательного присутствия учителя в образовательном учреждении, соответственно учитель получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс.
Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (в отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями (законными представителями). При этом обучающимся комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением среднего (полного) общего образования или по иным основаниям (органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать иные условия передачи комплекта оборудования).
Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно выбирать модель организации дистанционного образования детей-инвалидов с учетом имеющихся ресурсов и региональных особенностей.
Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.
В настоящее время органы государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом полномочий по установлению порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, предоставленных им статьей 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков ребенка. В качестве рекомендуемого минимального объема учебной нагрузки детей-инвалидов, согласно Рекомендациям, могут рассматриваться нормы часов, содержащиеся в письме Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.
Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).
При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.
Следует отметить, в регионах уже имеется положительный опыт создания и функционирования учреждений, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов. Например, в Москве успешно работает i-Школа (школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов), Государственное образовательное учреждение Департамента образования города Москвы Центр образования «Технологии обучения», осуществляющий обучение всех детей-инвалидов, которые хотят получать общее среднее образование в дистанционной форме.
Центр образования работает по программам основного общего и дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий, осуществляет обучение по индивидуальным образовательным программам, ведет профессиональную подготовку. Особое внимание уделяется успешной социальной адаптации выпускника, ориентации детей на получение высокоинтеллектуальных востребованных на современном рынке труда профессий, прежде всего связанных с владением информационных технологий.
Успешный опыт обучения детей-инвалидов в дистанционной форме оправдывает минусы, присущие такой форме обучения. Для детей, имеющих серьезные нарушения здоровья, препятствующие овладению основных общеобразовательных программ посредством обучения в обычной школе, это, подчас, единственный способ получить знания для последующей успешной социальной адаптации. Кроме того, такая форма обучения поможет лицам с ограниченными возможностями, не признанными в установленном законом порядке инвалидами и не имеющими соответствующими статусу инвалида правами и гарантиями, получить образование и трудоустроиться.
Библиография
1 Российская газета. № 115. 1999. 19 июня.
2 Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. — М., Изд. центр «Академия», 2004. С. 17.
3 Полякова Л., Мишина А. Образование будущего // www.edunews.ru/cgi/mainpage.cgi?unit=distanc&part=addition.