Статья

Досрочное снятие ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания: проблемы применения

В действующем законодательстве, регламентирующем прохождение государственной службы различных видов, не существует комплексного и единообразного подхода к установлению порядка досрочного прекращения неблагоприятных последствий, связанных с применением к государственному служащему дисциплинарного взыскания.

УДК 342.951

Страницы в журнале: 53-57

 

Р.А. Брунер,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя Россия, Москва rb1982@rambler.ru

 

Е.В. Климкина,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя Россия, Москва AlenaK05@mail.ru

 

В действующем законодательстве, регламентирующем прохождение государственной службы различных видов, не существует комплексного и единообразного подхода к установлению порядка досрочного прекращения неблагоприятных последствий, связанных с применением к государственному служащему дисциплинарного взыскания. Научная новизна содержащегося в статье материала заключается в предложении выделить досрочное снятие с государственного служащего дисциплинарного взыскания в самостоятельную факультативную стадию дисциплинарного производства и необходимости нормативного закрепления оснований, сроков, правил процессуального оформления и т. п.

Ключевые слова: досрочное снятие дисциплинарного взыскания, государственный служащий, поощрение, дисциплинарное производство, законодательство.

 

Вопросу досрочного снятия дисциплинарного взыскания уделяется недостаточно внимания не только в теоретических источниках, но и в действующем законодательстве. На наш взгляд, качественно проработанный механизм снятия дисциплинарного взыскания ранее установленного срока может иметь неплохое стимулирующее воздействие на дальнейшее поведение государственного служащего и качество исполнения им своих должностных обязанностей. Представляется, что отсутствие унифицированного подхода к правовому установлению основных условий и порядка реализации досрочного снятия дисциплинарного взыскания для государственных служащих различных видов государственной службы приводит к формальности существования самой возможности досрочного прекращения неблагоприятного воздействия от факта применения дисциплинарного взыскания [4] .

Очевидно, что государственный служащий после применения к нему дисциплинарного взыскания испытывает не только моральное, материальное или физическое воздействие, но и оказывается в особом правовом состоянии, характеризующемся наличием неблагоприятных правовых последствий (ограничения по премированию, задержка в присвоении очередного специального звания, исключение из книги почета или доски почета в установленных законодательством случаях, недопуск к испытаниям на присвоение квалификационных званий и др.) [3, с. 18—26]. Указанные неблагоприятные последствия от применения предусмотренного законом дисциплинарного взыскания «сопровождают» государственного служащего до момента снятия взыскания. Законодательством, регламентирующим прохождение различных видов федеральной государственной службы, предусмотрены два традиционных сценария снятия дисциплинарного взыскания:

— автоматически, т. е. по истечении 1 года со дня применения дисциплинарного взыскания, если государственный служащий в течение этого года не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию;

— досрочно, т. е. до истечения 1 года со дня применения дисциплинарного взыскания.

В первом случае необходимо соблюдение лишь двух условий: а) истечение определенного времени — 1 года; б) государственный служащий не должен быть подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Если оба условия соблюдены, то лицо считается не имеющим дисциплинарного взыскания. 

Во втором случае перечень условий, при которых возможно реализовать сценарий досрочного снятия дисциплинарного взыскания, остается не совсем очевидным. Прежде чем их выявить, необходимо определить сущность и место досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания в системе процедур и производств, предусмотренных при прохождении государственной службы.

Анализируя нормативные правовые акты, регламентирующие прохождение различных видов государственной службы, а также теоретические источники, можно прийти к выводу, что снятие дисциплинарного взыскания ранее установленного срока в некоторых из них рассматривается как мера поощрения (т. е. реализуется в рамках поощрительной процедуры) либо же обозначается в рамках дисциплинарного производства [1, с. 51—58].

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 342-ФЗ) в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника органов внутренних дел (далее — сотрудника) дисциплинарного взыскания. Вместе с тем данная мера поощрения, на наш взгляд, не получила должного правового регулирования (не установлены необходимые для этого сроки; не указаны конкретные основания для инициирования данной меры поощрения; не определен порядок ее применения и процессуального оформления и т. д.). Кроме того, досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания как мера поощрения имеет специфические черты, отличающие ее от иных поощрительных мер. Во-первых, указанный вид поощрения вынесен в отдельную часть статьи от основного перечня мер поощрения, применяемых к сотруднику. Необходимо обратить внимание, что ч. 1 ст. 48 Закона № 342-ФЗ содержит 9 видов мер поощрения, среди которых досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания не указано. Упоминание о нем как о возможной мере поощрения содержится в ч. 2 ст. 48 Закона № 342-ФЗ. Во-вторых, данная мера не только связывает поощрительную процедуру с дисциплинарным производством, имевшим место ранее, но и фактически завершает течение особого правового состояния «наказанности» нарушителя служебной дисциплины [2].

Досрочное снятие ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания рассматривается как мера поощрения и в иных нормативных правовых актах. При этом сохраняется общая тенденция к отсутствию надлежащей правовой регламентации оснований, сроков и порядка применения данной меры поощрения. Указанное обстоятельство, безусловно, снижает ее эффективность.

В Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ) упоминание о том, что представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения 1 года со дня его применения, содержится в п. 9 ст. 58. В Законе № 79-ФЗ досрочное снятие ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания не указано среди разновидностей мер поощрения. Учитывая это обстоятельство, данный способ прекращения действия дисциплинарного взыскания можно рассматривать как факультативную стадию дисциплинарного производства. Однако законодательством о гражданской службе не урегулирован ряд вопросов в механизме реализации п. 9 ст. 58 Закона № 79-ФЗ, а именно: основания, сроки, порядок и т. п.

Говоря о сроках снятия дисциплинарного взыскания до истечения 1 года со дня его применения, необходимо отметить, что в настоящее время законодательство, регламентирующее различные виды государственной службы, не содержит четких временных интервалов, по истечении которых возможен «запуск» механизма досрочного снятия дисциплинарного взыскания. Хотелось бы обратить внимание на законодательство, регулирующее порядок досрочного снятия дисциплинарного взыскания с военнослужащих Вооруженных Сил РФ. В соответствии с указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее — общевоинские уставы) рассматриваемый способ снятия дисциплинарного взыскания относится к мерам поощрения и имеет несколько иную формулировку в сравнении с Законом № 79-ФЗ, а именно «снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания». Примечательно, что в общевоинских уставах установлены минимальные сроки для того, чтобы уполномоченные лица могли применить данную меру поощрения:

— снятие дисциплинарного взыскания — дисциплинарного ареста — осуществляется командиром воинской части в случае, если военнослужащий не совершит нового дисциплинарного проступка: с солдат и матросов — не ранее 3 месяцев после исполнения постановления судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста; с сержантов и старшин — не ранее чем через 6 месяцев; с прапорщиков и мичманов — не ранее чем через 1 год;

— снятие дисциплинарного взыскания — понижения в воинском звании (должности) — с солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется не ранее чем через 6 месяцев со дня его применения (солдаты, матросы, сержанты и старшины восстанавливаются в прежнем воинском звании только при назначении их на соответствующую воинскую должность);

— снятие дисциплинарного взыскания — понижения в воинской должности — с прапорщиков, мичманов и офицеров осуществляется не ранее чем через 1 год со дня его применения (может быть снято с военнослужащего без одновременного восстановления его в прежней должности);

— снятие дисциплинарного взыскания — предупреждения о неполном служебном соответствии — осуществляется не ранее чем через 1 год со дня его применения.

Вместе с тем, несмотря на то что общевоинскими уставами предусмотрены минимальные сроки, раньше которых невозможно снять ранее наложенное дисциплинарное взыскание, необходимо отметить, что это обстоятельство предусмотрено не для всех взысканий. Так, для выговора, строгого выговора, лишения очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег, лишения нагрудного знака отличника и некоторых других взысканий минимальных сроков «наказанности» не предусмотрено вовсе. Представляется, это означает: командир (начальник) имеет право снять дисциплинарное взыскание без учета каких-либо минимальных сроков, когда посчитает, что оно «сыграло свою воспитательную роль и военнослужащий исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга».

Подобная законодательная практика установления по отдельным видам дисциплинарных взысканий минимальных сроков, ранее которых невозможно инициировать процедуру досрочного снятия дисциплинарного взыскания, видится очень интересной и может быть использована в том числе в правовых актах, регламентирующих иные виды государственной службы.

Также хотелось бы обратить внимание на процессуальное оформление ходатайства о досрочном снятии дисциплинарного взыскания и сроки его рассмотрения. Законодательство о гражданской службе не содержит формы подобного ходатайства, а также не определяет сроки его рассмотрения, что еще раз подтверждает невозможность обращения по этому вопросу к уполномоченному принимать решение руководителю (начальнику) каких-либо иных лиц. Для сравнения, в п. 34 указа Президента РФ от 16.11.1998 № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» (далее — Указ № 1396) говорится, что непосредственный начальник может ходатайствовать о досрочном снятии с сотрудника дисциплинарного взыскания. Это ходатайство начальник, наложивший дисциплинарное взыскание, обязан рассмотреть в срок не позднее 15 дней со дня его получения.

Определение перечня оснований для досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания также становится одной из задач, требующих своего правового решения. Закон № 79-ФЗ не содержит перечня указанных оснований. Вместе с тем законодательство по иным видам государственной службы знает примеры, где попытка сформулировать таковые была сделана. Например, в п. 34 Указа № 1396 закреплено, что начальник таможенного органа, наложивший на сотрудника дисциплинарное взыскание, или вышестоящий начальник может снять это взыскание до истечения года, если сотрудник заслужил это добросовестным отношением к службе и не допустил вновь нарушения служебной дисциплины. Безусловно, подобная формулировка видится достаточно обобщенной, лишенной конкретики, но она хотя бы определена. На наш взгляд, разработка перечня оснований для досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания является важной и необходимой задачей, требующей своего разрешения.

Очередность снятия ранее наложенных дисциплинарных взысканий также требует отражения в законодательстве по различным видам государственной службы. В ряде нормативных правовых актов, регламентирующих прохождение различных видов государственной службы, установлено правило о том, что если в отношении лица действуют несколько видов дисциплинарных взысканий, то в порядке поощрения одновременно может быть снято только одно дисциплинарное взыскание. При этом не указывается, какое именно взыскание из ранее наложенных и пока не снятых может быть выбрано. Однако из этого правила существуют исключения. В соответствии с п. 38 приказа Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 28.11.2008 № 424 «Об утверждении Инструкции по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» при наличии двух и более дисциплинарных взысканий досрочно может быть снято одно (последнее) из них. Остается не совсем понятным такое уточнение, так как последнее из наложенных взысканий нередко бывает более строгим в сравнении с предыдущими, а также с момента его применения прошло меньше времени. Вместе с тем сам факт законодательного регулирования этого вопроса представляется интересным и может быть взят за основу для различных видов государственной службы.

Еще одним важным моментом в механизме реализации досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания является определение перечня субъектов, к компетенции которых относится инициирование процедуры досрочного снятия дисциплинарного взыскания.

На государственной гражданской службе согласно п. 9 ст. 58 Закона № 79-ФЗ правом снятия дисциплинарного взыскания с государственного гражданского служащего до истечения 1 года со дня применения дисциплинарного взыскания обладает представитель нанимателя по: а) собственной инициативе; б) по письменному заявлению государственного гражданского служащего; в) по ходатайству его непосредственного руководителя. Для сравнения, в соответствии с трудовым законодательством работодатель до истечения 1 года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по: а) собственной инициативе; б) просьбе самого работника; в) ходатайству его непосредственного руководителя; г) ходатайству представительного органа работников. Таким образом, на государственной гражданской службе перечень субъектов, которые имеют право инициировать процедуру досрочного снятия дисциплинарного взыскания, может быть расширен (например, аттестационной комиссией, органом профессионального союза и т. д.).

Тем не менее необходимо отметить, что законодательством о государственной гражданской службе указанный перечень в целом определен не плохо в сравнении с правовым решением данного вопроса на иных видах государственной службы. Так, законодательством о службе в органах внутренних дел правом инициативы обладают лишь руководители, уполномоченные принимать итоговое решение по данному вопросу. Это подтверждается п. 11 приказа Министерства внутренних дел РФ от 06.05.2013 № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации»: досрочное снятие дисциплинарного взыскания возможно по решению руководителя (начальника), которым дисциплинарное взыскание было наложено, либо вышестоящего руководителя (начальника). Таким образом, сотрудник и иные индивидуальные и коллективные субъекты лишены права ходатайствовать о досрочном снятии ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Как видно из приведенных примеров, перечень лиц, обладающих правом инициировать процедуру досрочного снятия дисциплинарного взыскания, может быть расширен и унифицирован для различных видов государственной службы.

Безусловно, это далеко не исчерпывающий перечень проблем, которые требуют своего разрешения. Представляется, что необходимо выделить досрочное снятие ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания в одну из факультативных стадий дисциплинарного производства. Для достижения этой цели необходимо решить ряд вопросов, которые не нашли своего должного правового регулирования в настоящее время, а именно:

— установить и унифицировать для различных видов государственной службы перечень индивидуальных и коллективных субъектов, обладающих правом инициативы досрочного снятия дисциплинарного взыскания;

— перечислить основания, при наличии которых возможен факт досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания;

— определить минимальные сроки, по истечении которых возможно досрочное снятие дисциплинарного взыскания определенного вида (для каждого вида дисциплинарного взыскания — свой срок);

— установить процессуальный порядок реализации досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания (определить формы документов (рапортов, ходатайств, заявлений, актов и т. д.), сроки и порядок их рассмотрения, процессуальные права и обязанности сторон, очередность снятия ранее наложенных дисциплинарных взысканий и т. п.).

Решение указанных вопросов позволит разрешить имеющиеся пробелы в правовом регулировании досрочного снятия ранее наложенного на государственного служащего дисциплинарного взыскания, повысив тем самым стимулирующее воздействие на поведение государственных служащих, однажды нарушивших служебную дисциплину.

 

Список литературы

 

1. Брунер Р.А. Методы поддержания служебной дисциплины и обеспечения законности в ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 51—58.

2. Государственная служба в органах внутренних дел: курс лекций / под ред. проф. С.Н. Бочарова. М., 2015.

3. Климкина Е.В. К вопросу о понятии и особенностях дисциплинарной ответственности в административном праве // Правовая идея. 2013. № 5 (5). С. 18—26.

4. Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. проф. С.Н. Бочарова. М.: ДГСК МВД России, 2013.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
При формировании и развитии государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации на основе конституционно-правовых норм необходимо учитывать опасность распространения религиозного экстремизма, религиозного терроризма и коррупции в конфессиональной сфере, угрожающую национальной безопасности
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена рассмотрению правоограничительных административно-правовых средств противодействия коррупции, основными из которых являются ограничения и запреты, установленные для лиц, проходящих службу на должностях государственной и муниципальной службы
Добавлено: 01.12.2024
В статье подробно анализируются последние прогрессивные изменения в уголовном законодательстве Китая. В качестве объекта анализа взяты последние поправки к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики: поправка (XI) и поправка (XII).
Добавлено: 03.11.2024
В настоящее время в России стало увеличиваться количество преступлений экстремистского характера. Значительная часть этих преступлений становится причиной дестабилизации общества
Добавлено: 06.10.2024
Статья посвящена анализу роли прокуратуры в системе финансовых правоотношений в Российской Федерации. Рассматриваются различные аспекты функционирования прокуратуры как надзорного органа и участника финансовых отношений, особенно в контексте бюджетного процесса
Добавлено: 31.08.2024