Статья

Достижение необходимого баланса интересов как основное условие формирования и реализации права

Рассматриваются основные формы выражения согласия как средства достижения правового баланса в договорных отношениях. Особое значение уделяется согласованности интересов участников общественных отношений.

УДК 340.111.5 

Страницы в журнале: 50-53

 

П.В. Репьева,

аспирант кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии, Россия, г. Саратов repevapolina@mail.ru

 

Рассматриваются основные формы выражения согласия как средства достижения правового баланса в договорных отношениях. Особое значение уделяется согласованности интересов участников общественных отношений.

Ключевые слова: потребность, интерес, согласованность, правовой баланс.

 

Achievement of Necessary Balance of Interests  as Main Condition Formations and Right Realization

Polina V. Repjeva,

PhD student of Dept. of State and Law in Saratov State Law Academy Russia, Saratov repevapolina@mail.ru

Article is devoted to the main forms of expression of a consent to achievement of the legal balance in the contractual relations. Special value is given to the coherence of the interests of participants of the public relations.

Keywords: requirement, interest, coherence, legal balance.

 

Основным движущим фактором развития общества являются потребности и интересы субъектов общественных отношений. Категория интереса в науке является одной из базовых, характеризующих активное отношение человека к окружающему миру [8, с. 39].

В научных трудах, посвященных исследованию вышеуказанной категории, прослеживается плюрализм мнений о понятии интереса и его соотношении с потребностями. Так, одни полагают, что при рассмотрении вышеуказанных понятий допустимо их отождествление. «Интерес — социальная потребность, или потребность, обусловленная социальными условиями жизни», — пишет Р.Е. Гукасян [3, с. 9—10]. Е.О. Старостин также отмечает, что интерес — это опредмеченная и, соответственно, осознанная потребность [12, с. 16].

Между тем в юридической литературе большинство мнений о соотношении потребности с интересом сводится к тому, что в основе интереса лежат сами потребности. Так, Н.И. Матузов, рассуждая о соотношении понятий потребности и интереса, справедливо отмечает, что «интересы есть форма выражения потребностей <…> различие между потребностями и интересами <…> также в том, что первые охватывают не только людей, они могут быть как социальными, так и биологическими» [9, с. 211].

Данного мнения мы будем придерживаться в нашем исследовании, поскольку, на наш взгляд, потребность представляет собой объективную необходимость чего-либо в жизнедеятельности каждого индивида или коллектива. Потребность есть своего рода выражение недостатка каких-либо средств для существования вышеуказанных субъектов общественных отношений. Интерес же в свою очередь выступает осознанной необходимостью удовлетворения этих потребностей, стремлением к изысканию средств и способов их удовлетворения. Говорить об отождествлении интереса и потребностей в данном случае не приходится ввиду того обстоятельства, что потребность является предпосылкой формирования интереса к ее удовлетворению. Потребность по своей природе объективна, интерес же представляет собой объективно необходимую категорию, характерную только для сознательной, социальной организации жизни.

Вся сознательная деятельность субъектов общественных отношений представляет собой деятельность, направленную на удовлетворение потребностей. Данная деятельность в первую очередь должна отвечать требованиям скоординированности и согласованности. Каждый человек заинтересован в удовлетворении своих потребностей, в современном сообществе он может удовлетворить их только за счет прямой или косвенной деятельности других людей.  Особо важным в данном случае является достижение между участниками общественных отношений консенсуса, наиболее приемлемого для них баланса, при котором стороны идут на взаимные уступки друг другу в целях согласования их интересов, в противном случае существует риск невозможности удовлетворения ими своих потребностей.

Правовая сфера жизни общества является особой сферой человеческих взаимоотношений, что обусловливает немаловажное значение установления определенного соотношения интересов участников правоотношений, которое в свою очередь можно охарактеризовать с позиций особого состояния — правового баланса.

Право как система норм обусловлено объективными закономерностями общественного развития, принадлежит всему обществу, обеспечивая баланс интересов его представителей [7, с. 166—167]. Важным при рассмотрении вопроса о правовом балансе имеет способ его достижения, который может включать в себя действия сторон в целях согласования принадлежащих им интересов, выделения среди них общих, приоритетных.

Безусловно, вся правовая деятельность субъектов представляет собою совершение правовых актов [6, с. 16—17], являющихся условиями реализации права. А.И. Елистратов указывает на то, что «под именем юридического акта понимается всякое действие, которое обнаруживает чью-либо волю вызвать правовое последствие. Чтобы составить юридический акт, воля должна быть обнаружена вовне. Одно желание вызвать своим будущим действием какое-либо юридическое последствие еще не создает правового акта» [5, с. 133]. Отметим, что правовой акт — это не просто волеизъявление субъектов права, это волеизъявление, совершенное в соответствующей необходимой форме, диктуемой спецификой правового результата и процесса его установления [6, с. 20—23]. Для нас важен сам результат достижения правового баланса, который мо-жет иметь различные формы закрепления, и среди этих форм одной из наиболее распространенных является договор.

Одной из важных характеризующих черт договора в качестве соглашения сторон является прежде всего согласованность действий, выражающих взаимную волю участников правоотношений. Своеобразные договорные отношения, в процессе и рамках которых устанавливается вышеуказанный объективно необходимый баланс интересов, сопровождает и прослеживается на пути всего процесса движения права — от его формирования до реализации.

Как уже отмечалось, для действительности изъявления воли требуется, чтобы оно получило надлежащее внешнее выражение [2, с. 152], которое может реализовываться путем закрепления его либо в форме нормативных правовых актов (издание указа, распоряжения), правоприменительных актов (вынесение судебного решения), либо в форме согласованных деяний конкретных субъектов, направленных на удовлетворения своих потребностей в рамках, определенных действующим законодательством (примером тому могут послужить конклюдентные действия сторон при заключении договора купли-продажи: передача вещи, денег и т. п.).

Следует отметить, что формы выражения волеизъявления субъектов права могут быть различными. Они имеют богатую историю  развития. Справедливо замечание И.Б. Новицкого о том, что «формы выражения воли мыслимы различные: слово, письмо, жест» [10, с. 163—165]. Формой выражения согласия в праве также может быть и само молчание. П. Сандевуар отмечает, что правовые результаты могут даже вытекать из какого-либо простого жеста или знака. Существуют контракты, заключенные устно или по телефону; простой утвердительный кивок в аукционном зале означает согласие на данную цену [11, с. 131]. В рамках рассмотрения данного вопроса считаем целесообразным провести экскурс в историю развития общественных отношений в сфере возможных форм волеизъявления на заключение соглашения.

Так, одним из способов закрепления намерения, воли, интереса к сближению исторически считается рукопожатие (рукобитье). Рукобитье традиционно узаконивало сделку, придавало ей, как бы мы сейчас сказали, характер правового акта. «При покупке или мене животных и других предметов всегда бьют по рукам. Это знак того, что торг совершен» [1, с. 87]. Кроме того, рукобитье являлось одним из важнейших моментов свадебного ритуала. К примеру, у древних германцев родственники невесты, если одобряли предлагаемый за нее выкуп, били по рукам с представителями жениха, тем самым узаконивая факт обручения. В русской же свадьбе XIX века рукобитье было выделено в отдельный ритуал. Ему предшествовало сватовство, которое велось на «языке» торговли. Следовал торг, мало отличавшийся от настоящего, который завершался совместным питьем вина и рукобитьем.

Как показывает история, в большинстве случаев рукопожатие означало заключение того или иного соглашения, договоренность сторон, направленную на взаимовыгодное удовлетворение своих потребностей.

Современное право, в свою очередь, представляет собою преимущественно письменное право, в котором самым распространенным способом, безусловно, является документарное оформление правоотношений. При этом способами выражения воли к установлению баланса интересов являются, как правило, следующие.

1. Оформление, заключение и подписание договора — одна из самых распространенных вышеуказанных форм принятия как самого текста договора, так и выражения воли о его обязательности. Договор здесь выступает в качестве соглашения между заинтересованными лицами, порождающего для них правовые последствия.

2. Обмен документами, необходимыми для заключения договора, представляющий собой определенный процесс, при котором стороны правоотношений направляют друг другу письма, отражающие предварительно согласованные положения по существу того или иного вопроса. Обмен письмами означает согласие на обязательность этих положений.

Характеризуя современное право с учетом развития технологических информационных технологий и процессов, нельзя не отметить особый способ заключения договора посредством среды Интернет, который в настоящее время приобретает все большую популярность и востребованность. Особо интересным является тот факт, что волеизъявление об обязательности такого договора и заключение его в соответствии с действующими реалиями может быть выражено различными способами.

Среди данных способов, на наш взгляд, приоритетным должно выступать подписание договора как электронного документа посредством электронной подписи. Под электронной подписью в соответствии с положениями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» понимается информация в электронной форме, присоединенная к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связанная с такой информацией и используемая для определения лица, подписывающего информацию. На наш взгляд, в вышеописанной ситуации у субъектов права мала вероятность возникновения сомнений по вопросу надлежащего выражения и оформления согласованности их волеизъявлений. Напротив, вышеуказанные сомнения могут возникнуть в том случае, когда выражением волеизъявления о согласии и обязательности договора стороны признают лишь нажатие соответствующей кнопки ЭВМ. В.М. Елин, к примеру, отмечает, что «волеизъявление в среде Интернет <…> может быть выражено нажатием соответствующей кнопки ЭВМ, что однозначно определяется как совершение сделки конклюдентными действиями» [4, с. 52—54].

Позволим поставить вопрос об условности заключения договора в среде Интернет, конклюдентными действиями сторон которого выступает нажатие клавиши ЭВМ. Данное  обстоятельство обусловлено тем, что всякий договор должен заключаться между равноправными субъектами, добровольно и со знанием дела его заключающих. Между тем нажатие кнопки может быть и вовсе случайным, а может быть обусловлено и неумением человека владеть техникой, когда он случайно выразил свое согласие и не смог сразу же опровергнуть его, чем зачастую пользуются нынешние недобросовестные производители услуг. В связи с этим, на наш взгляд, возникает необходимость урегулирования данной сферы отношений на законодательном уровне нормами, которые, наряду с общими нормами о договоре и электронных документах, существующими в действующем законодательстве, отражали бы особенности процессуального оформления правоотношений, возникающих в среде Интернет.

Резюмируя сказанное выше, отметим, что основным из условий формирования и реализации права является достижение баланса интересов участников общественных отношений, в процессе которого достигается их согласованность. Значимость данного баланса постоянно повышается по мере развития общества и усложнения взаимозависимостей не только между индивидами или их объединениями, но и между странами.

 

Список литературы

 

1. Балов А. Очерки Пошехонья // ЭО. 1901. № 4. С. 87.

2. Виндшейд Б. Учебник пандектного права: общая часть. — Спб., 1874. Т. I. С. 152.

3. Гукасян Р.Е. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном праве. — Саратов, 1970. С. 9—10.

4. Елин В.М. Правовая характеристика договоров, заключаемых в интернет-среде // Государство и право. 2012. № 12. С. 52—54.

5. Елистратов А.И. Основные начала административного права. — М., 1917. С. 133.

6. Иванов В.В. Общая теория договора. — М., 2006. 238 с.

7. Кулапов В.Л. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие. — Саратов, 2009. С. 166—167.

8. Ломаев А.Ю. К вопросу о понятии интереса в современной философии права // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 4. С. 39.

9. Матузов Н.И. Личность, права, демократия. Теоретические проблемы субъективного права. — Саратов, 1972. С. 211.

10. Новицкий И.Б. Римское право. — М., 1994. С. 163—165.

11. Сандевуар П. Введение в право. — М., 1994. С. 131.

 

12. Старостин Е.О. Социально-правовая природа государственной власти // Актуальные проблемы правоведения. 2005. № 2. С. 16.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Статья посвящена понятию «частные дела» в российском гражданском законодательстве. Отмечается, что два основных подхода к пониманию «частного» в сфере права могут быть охарактеризованы как качественный и количественный
Добавлено: 03.11.2024
Рассматривается роль прокурора в арбитражном судопроизводстве. Законодатель наделил прокурора полномочиями, связанными с обращением с исковым заявлением в арбитражный суд для защиты публичных интересов или путем опротестования судебных актов в рамках надзорного производства
Добавлено: 31.08.2024
Предметом исследования в настоящей статье являются современный опыт Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере правового регулирования иностранных инвестиций в части применения мер ограничительного характера, установленных законом целях защиты национальных интересов государства
Добавлено: 02.08.2024
Разрешение большинства споров при расторжении брака связано с необходимостью обеспечения интересов ребенка, и при определении судом места жительства ребенка они должны учитываться в первостепенном порядке
Добавлено: 02.08.2024
В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения защиты прав граждан в киберпространстве по законодательству Китая. Целью исследования является анализ теоретических и практических аспектов баланса защиты прав граждан и публичных интересов при использовании личной информации в информационно-телекоммуникационных сетях
Добавлено: 09.06.2024