УДК 347.73
Страницы в журнале: 162-165
Рецензия на: Мркивка П. Определение и диверсификация финансового права. — Брно: Ун-т им. Г. Масарика, 2012.
Е.В. ЧЕРНИКОВА,
доктор юридических наук, кандидат экономических наук, зав. кафедрой правового регулирования экономики и финансов Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, судья Десятого арбитражного апелляционного суда ec8064@mail.ru
Рецензия посвящена проблемам развития финансового права, отраженным в докторской диссертации польского ученого Петра Мркивки. Диссертация представляет несомненный интерес для российских и иностранных ученых и практиков.
Ключевые слова: финансовые и правовые теории, деньги, глобализация финансовой деятельности, метод финансово-правового регулирования
По словам Карла Захариа (1769—1843 гг.), известного немецкого государствоведа, ученого и политического деятеля, «без финансовой науки все другие государственные науки были бы мертвой буквой». Это утверждение в полной мере можно отнести к науке финансового права, поскольку оно подчеркивают особую, универсальную значимость финансово-правовой теории для экономики и управления в целом. Финансовое право — одна из сложнейших публичных дисциплин, развивающихся на стыке экономики и права, а нормы этой области права регулируют финансовые отношения и связи, возникающие по поводу аккумуляции, перераспределения и использования денежных средств, направляемых на осуществление задач и функций, стоящих перед государством, являющихся основой государственного управления и информационным источником во всех сферах жизнедеятельности государства. В этой связи сохраняют свою актуальность теоретические изыскания в области общей теории финансового права, системного анализа в финансовом праве, эволюции природы финансовых правоотношений и развития финансово-правовых институтов, приобретая при этом интернациональный характер.
Финансово-правовое регулирование в рамках структуры финансового права обеспечивает систему управления государством и обществом, в первую очередь посредством финансов (реальных фондов денежных средств). Система финансового права охватывает при этом всю финансовую деятельность. Поэтому для системы финансового права как науки равноценными являются Общая часть, дающая общетеоретические основы всей финансовой деятельности, и Особенная, определяющая характеристики финансово-правовых институтов.
Научные исследования в области публичных финансов, их движения, налогового законодательства, доходов и расходов бюджета, денежного обращения, банковского и валютного законодательства имеют важное научно-прикладное значение и приобретают международный характер.
С сентября 2002 года в г. Белосток (Польша) действует Центр информации и организации исследований публичных финансов и налогового права стран Центральной и Восточной Европы (далее — Центр) — организация, объединяющая в настоящее время свыше 200 специалистов, занимающихся исследованием этих проблем, из 12 европейских стран, в том числе из России. Основой целью Центра является обмен информацией и научным опытом, организация ежегодных научных конференций в отдельных государствах-членах Центра, ведение совместных исследований и издание совместных научных трудов. Важной задачей данной организации является предоставление возможностей молодым ученым и начинающим научную карьеру молодым адептам науки финансового права для международного сотрудничества, а также представление достижений вузов, организующих научные конференции. В рамках международного программного сотрудничества состоялись 10 ежегодных научных конференций. Активную роль в деятельности Центра играют специалисты в области финансового права из России, одним из рабочих языков всех научных конференций является русский язык, на котором в том числе осуществляется издание научного ежегодника Центра и монографических сборников по результатам конференций. Очередная ежегодная конференция Центра состоится 23—24 сентября 2013 года на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. К обсуждению предлагаются наиболее актуальные проблемы налогового правоприменения в странах Центральной и Восточной Европы, связанные с определением понятия налогового правоприменения, круга субъектов, нормативного закрепления их правового статуса, системы доказательств, процедуры доказывания, роли и места судебной практики.
В феврале 2013 года одним из видных участников Центра из Чешской Республики, продеканом юридического факультета Университета им. Т. Масарика в г. Брно П. Мркивкой подготовлена и защищена докторская диссертация «Определение и диверсификация финансового права». Данная работа представляет собой целостное комплексное научно-теоретическое исследование, посвященное проблемам Общей части финансового права.
Замечательно, что вопросы эволюции науки финансового права, и в первую очередь развития ее предмета и метода, а также проблемы диверсификации общественных отношений, регулируемых финансовым правом как отраслью законодательства, актуальны в глобальном смысле.
Полагаем, что данная научная работа представляет научно-практический интерес не только для стран Центральной и Восточной Европы, но и для российской правовой теории.
В начале своей работы автор справедливо отмечает, что финансовое право приобретает большое значение с учетом глобализации финансовой деятельности, которая выступает предметом его интересов, является специализацией многонациональной и, возможно, даже многокультурной.
Поддерживая эту идею автора, отметим, что в российской финансово-правовой теории в связи с расширением предмета финансового права включена в сферу его регулирования помимо отношений финансовой деятельности государства иная финансовая деятельность. Таким образом, к сфере регулирования финансовым правом относятся не только отношения финансовой деятельности государства, как это было принято считать в научной теории ранее, но и экономические отношения иных субъектов, связанные с финансами. О.Н. Горбунова неоднократно подчеркивала в своих работах, что система финансового права — это надстройка над базисом, где государство в соответствии со своей волей и политикой, определяемой экономическим и социальным развитием, регулирует всю финансовую деятельность, а это не только сами фонды денежных средств, но и потоки денежных средств, как по доходам (это и налоги, и неналоговые доходы), так и по расходам государства, и кредит, и страхование, а также денежное обращение и валютное законодательство. Поэтому финансово-правовые нормы в той или иной степени выражают всеобщность конституционных принципов государственного и общественного устройства, и финансовая деятельность государства, несомненно, является деятельностью управленческой, где нормы, ее регламентирующие, будучи нормами финансового права, относятся к государствоведческим отраслям права, обеспечивающим реальное осуществление публичной государственной власти[1].
Замечательно, что данная научная посылка присутствует не только в научных исследованиях российских ученых, но и получила прекрасное обоснование в представленной научной работе. П. Мркивка пишет: «Финансовое право, в действительности, повсюду, оно на каждом шагу. Оно действует на нервы и пугает, оно требует денег, оно дает деньги, проникает в тихие воды древних областей юриспруденции… Первое, что делает любой одержавший хоть какую-нибудь, даже самую маломальскую победу на выборах, это начинает вносить коррективы
в финансовое право, менять его по своему усмотрению, кромсать, и зачастую не задумывается о том, что на его место придет кто-то другой и, возможно, все вернет назад, поскольку ничто из этих изменений не стоит и ломаного гроша. Финансовое право — это постоянные перемены. Например, стало мало денег в бюджете. Что делать? И вот я залезаю в финансовое право, повышаю налоги. Вы ведь отдали за меня свой голос! Я снижаю расходы, меняю право. Так ведь легко быть жонглером, ведь у меня есть финансовое право»[2]. П. Мркивка и О.Н. Горбунова единодушны в оценке роли финансово-правовых элементов в системе управления обществом и государством.
Большое внимание в работе уделено вопросам метода регулирования, применяемого в финансовом праве.
П. Мркивкой отмечается, что финансово-правовое регулирование представляет собой самостоятельный метод правового регулирования, не связанный с административно-правовым методом. Полагаем данную посылку верной в силу следующего. Разрабатывая в российской теории финансового права концепцию публично-правового регулирования банковских отношений, ученые обосновали их включение в предмет регулирования финансовым правом в силу недостаточности гражданско-правового регулирования, социальной важности данных отношений для государства, экономики и общества, а также необходимости их публично-правового регулирования[3]. Таким образом, финансово-правовое регулирование, на наш взгляд, представляет собой не ответвление административно-правового регулирования, как верно заметил П. Мркивка, а вид публично-правового регулирования экономических отношений.
Общая часть финансового права одновременно относится к доктринальным вопросам российской, чешской и европейской научной финансово-правовой теории, в связи с чем важными и значимыми являются научные исследования в этой области, поскольку они направлены на разработку конституциональных категорий, понятий, формирование правовых институтов, имеющих глобальную ценность.
Научная работа П. Мркивки «Определение и диверсификация финансового права» является достойным вкладом в развитие международной теории финансового права. Книга представляет интерес для специалистов в области финансового права и теории управления, юристов и финансистов органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий. Научные положения исследования могут быть использованы научными работниками, преподавателями, аспирантами и всеми интересующимися данной проблематикой.
Библиография
1 См.: Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. — М., 2012. С. 131—132.
2 Мркивка П. Определение и диверсификация финансового права. — Брно, 2012. С. 8—9.
3 См.: Черникова Е.В. Публично-правовое регулирование деятельности кредитных организаций в Российской Федерации. — М., 2009. С. 52—61.