УДК 346.62
Страницы в журнале: 166-168
Рецензия на: О.Н. Горбунова Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России: моногр. — М.: Элит, 2012. — 296 с.
Е.В. Черникова,
доктор юридических наук, кандидат экономических наук, зав. кафедрой правового обеспечения экономики и финансов РАНХиГС при Президенте РФ, судья Десятого арбитражного апелляционного суда Россия, Москва mec8064@mail.ru
Рецензент анализирует основные положения монографии доктора юридических наук, профессора О.Н. Горбуновой «Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России» (М., 2012). По мнению автора рецензии, особого внимания заслуживает предложение О.Н. Горбуновой принять общий закон о финансах.
Ключевые слова: финансовое право, финансовый контроль, финансовый мониторинг, метод правового регулирования.
Создатель новой финансово-правовой школы доктор юридических наук, профессор О.Н. Горбунова полагает, что финансовое право — одна из сложнейших публичных дисциплин, развивающихся на стыке экономики и права. Она продолжает развивать и аргументировать свою научную концепцию, предложенную еще в 1996 году в докторской диссертации. Последняя работа О.Н. Горбуновой «Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России» посвящена анализу современного состояния науки финансового права и оценке возможностей финансового контроля и финансового мониторинга как инструментов развития финансовой системы государства.
О.Н. Горбунова неоднократно указывала, что система финансового права — это надстройка над базисом, позволяющая государству в соответствии со своей волей, определяемой экономическим, политическим и социальным развитием, регулировать всю финансовую деятельность, т. е. не только фонды денежных средств, но и денежные потоки (доходы, в том числе налоги, и расходы), а также кредитование, страхование, денежное обращение и валютное регулирование, банковское законодательство, рынок ценных бумаг. Таким образом, нормы финансового права регулируют финансовые отношения и связи, возникающие по поводу аккумуляции, перераспределения и использования денежных средств, направленных на реализацию задач и функций государства и составляющих основу государственного управления. Эти нормы в той или иной степени выражают всеобщность конституционных принципов государственного и общественного устройства, а финансовая деятельность государства, несомненно, остается деятельностью управленческой. При этом регламентирующие финансовую деятельность нормы относятся к государствоведческим отраслям права, обеспечивающим реальное осуществление публичной государственной власти. Реализация норм финансового права позволяет судить о положении во всех сферах государственной и общественной жизни.
Автор монографии отмечает, что для науки финансового права общая часть, содержащая теоретические основы финансовой деятельности, и особенная часть, определяющая характеристики финансово-правовых институтов, являются равноценными. В последние десятилетия в российской финансово-правовой теории предмет финансового права расширился: в сферу регулирования финансовым правом, помимо отношений, связанных с деятельностью государства, вошли экономические отношения других субъектов. Научные исследования в области публичных финансов, их движения, налогового законодательства, доходов и расходов бюджета, денежного обращения, банковского и валютного законодательства в настоящее время приобретают международный характер.
Большое внимание О.Н. Горбунова уделяет методу регулирования, применяемому в финансовом праве.
При изучении институтов финансов и финансового права автор монографии предлагает использовать такие сущностные кибернетические понятия, как системный анализ, прямые и обратные связи, информационная составляющая финансов и норм финансового права. Наряду с финансовым контролем она предлагает использовать финансовый мониторинг деятельности государства. О.Н. Горбунова утверждает, что без системного анализа институтов финансов и финансового права невозможно выявить прямые и обратные связи в управлении экономикой и социальными процессами государства, при том что обратные связи — это основа всякого управления. Финансовый контроль и финансовый мониторинг позволяют проследить прямые и обратные связи хозяйствующих субъектов и сделать финансовую деятельность этих субъектов и государства прозрачной. А это и есть основа успешного экономического и социального развития государства и общества в целом. Более того, финансовый контроль и финансовый мониторинг могут стать надежными инструментами в борьбе с легализацией незаконных доходов и с коррупцией — одним из основных факторов, тормозящих эффективное развитие государства.
Автор монографии полагает, что для системного исследования всех разнообразных явлений в области финансовой деятельности государства, регулируемых различными финансово-правовыми институтами, необходимо разработать и принять общий закон о финансах. Отдельные финансово-правовые институты уже весьма объемны и превратились в полноценные подотрасли финансового права. Для регулирования этих подотраслей приняты специальные кодексы: Налоговый кодекс Российской Федерации 1998 года (далее —НК РФ), Бюджетный кодекс Российской Федерации 1998 года (далее — БК РФ). Безусловно, их появление следует считать позитивным фактом и расценивать как важное достижение в сфере законотворчества, однако в результате в огромном пласте нормативных актов, регулирующих взаимосвязанные и взаимообусловленные явления в обществе и государстве, появились нестыковки и противоречия, о чем свидетельствуют многочисленные поправки как в БК РФ, так и к НК РФ. Иногда эти противоречия просто дестабилизируют экономическую ситуацию в стране, как случилось, например, в результате принятия закона о повышении ставок по уплате налога в страховые фонды1: более 600 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса были вынуждены прекратить работу, а это — рост безработицы, сокращение объема внутреннего рынка потребления, снижение доходной части бюджета из-за уменьшения налоговых поступлений, падение ВВП.
О.Н. Горбунова полагает, что принятие общего закона, регламентирующего принципы управления с помощью финансов, содержащего положения по каждому финансово-правовому институту и закрепляющего термины, одинаково отображающие сущность явлений как в экономической, так и в юридической сфере финансового права, необходимо для успешной работы всей финансовой системы государства. Подобные законы давно уже существуют в таких странах, как Франция, Япония, Канада.
Думается, это предложение О.Н. Горбуновой заслуживает всяческой поддержки.
Монография О.Н. Горбуновой, несмотря на сложность содержания, написана простым, доступным для понимания языком. Автор часто обращается к практике и собственным эмпирическим наблюдениям, что, несомненно, свидетельствует о попытке популяризации науки финансового права, а в сегодняшней юридической литературе это редкость. Особенно ценной эта попытка видится в связи с декларацией необходимости популяризации и пропаганды науки, научных знаний, достижений науки и техники, зафиксированной в ч. 8. ст. 7 Федерального закона от 27.09.2013 № 253-ФЗ
«О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Безусловно, эта задача стоит не только перед учеными РАН, но и всеми, кто занимается наукой.
Монография привлекательна еще и тем, что в нее включен ряд статей последних лет, опубликованных в периодических изданиях: «Проблемы совершенствования финансового законодательства в условиях развивающегося мирового финансового кризиса» (Право и государство. 2009. № 3. С. 64—76), «Экологическая катастрофа и проблемы финансового права» (Финансовое право. 2010. № 12. С. 13—20), «Вопросы исполнения Федерального закона № 122 и проблемы бюджетов всех уровней» (Право и государство. 2007. № 6. С. 32—41). В них автор с позиции науки финансового права откликается на вызовы современности.
Безусловно, при всех достоинствах монография имеет и недостатки. В частности, некоторые ее параграфы, особенно те, что касаются терминологии финансового права, весьма лаконичны. На наш взгляд, было бы интересно, если бы автор в последующих своих работах содержание таких понятий, как финансовый мониторинг, фонд заработной платы, себестоимость осветил более подробно. Думаем, стоит также полнее исследовать коррупционную составляющую в делах публичного и частного характера и ответственность, предусмотренную в таких делах.
Полагаем, предложенные О.Н. Горбуновой подходы к изучению финансового права являются весьма актуальными и перспективными. И конечно особого внимания заслуживает аргументация автора в пользу принятия общего закона о финансах.