УДК 342.9
Страницы в журнале: 35-38
Н.П. Фофанова,
кандидат юридических наук, доцент, руководитель юридического департамента заочного отделения Международного института бизнес-образования Россия, Мурманск n.fofanowa2013@yandex.ru
А.В. Прокопчук,
старший государственный инспектор отдела карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе РФ и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Мурманской области Россия, Мурманск arinka6769@mail.ru
Рассматриваются нововведения в современном российском законодательстве, касающемся карантина растений, отмечаются положительные и отрицательные элементы этих изменений. Авторы утверждают, что необходимо отказаться от передачи контрольной функции по карантину растений Федеральной таможенной службе, так как это — путь к ослаблению фитосанитарной безопасности государства.
Ключевые слова: карантин растений, фитосанитарный контроль, обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации, карантинные объекты.
Применение карантинных фитосанитарных мер стало необходимым в связи с развитием международной торговли Российской Федерации, поскольку казалось бы экономически выгодное сотрудничество с другими странами таит в себе ряд угроз, зачастую не связанных с материальными выгодами. Так, выход на международный рынок обусловливает открытие границ не только для иностранных товаров, но также для карантинных объектов, опасных в фитосанитарном отношении, т. е. способных причинить вред растениям, окружающей среде, безопасности государства.
С иностранной плодоовощной продукцией, лесоматериалами возможен занос на территорию страны таких карантинных объектов, которые ранее в России не встречались.
Безусловно, что одним из приоритетных направлений совершенствования действующего законодательства Российской Федерации является обеспечение охраны окружающей среды, частью которой являются растения. Учитывая современные тенденции развития экономики, социальной жизни, в стране проводится политика поэтапного изменения, совершенствования законодательства о карантине растений. Этот процесс сопровождается принятием новых нормативных правовых актов.
Вместе с тем уже явно намечаются тенденции к упрощению прохождения карантинного фитосанитарного контроля, делегированию большого объема полномочий по карантину растений иным федеральным органам исполнительной власти, не специализирующимся по данному направлению.
При этом возникает опасение, не ослабят ли нововведения степень необходимого обеспечения охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения и распространения карантинных объектов.
Конечно, в современном мире при развитой экономике понятно и абсолютно обосновано стремление государства убрать лишние административные барьеры для бизнес-сообщества, тем самым способствовать развитию межгосударственных отношений. Но при выдвижении на первый план экономических интересов не стоит забывать про обеспечение фитосанитарной безопасности государства.
Считаем, что проблема фитосанитарного законодательства заключается в необходимости регламентирования целого ряда фитосанитарных направлений, которые в свою очередь делятся на более мелкие, но не менее значимые части. Так, Федеральным законом от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее — Закон о карантине растений) [6], основная часть положений которого вступила в законную силу с 1 января 2015 г., устанавливаются лишь правовые основы в области карантина растений, его реализация предполагает принятие, изменение, приостановление, признание утратившими силу 33 подзаконных актов.
Кроме того, Российская Федерация имеет обязательства в области карантина растений по международным договорам, таким как Международная конвенция по карантину и защите растений 1952 года [5]. В связи с этим все изменения законодательства должны проводиться в соответствии с такими обязательствами. В случае если государства — наши торговые партнеры сочтут, что Россия снизила уровень карантинного фитосанитарного контроля, это может негативно отразиться на условиях внешней торговли, экспортном потенциале страны.
В настоящее время Российская Федерация находится на важном политическом этапе развития государства, именно сейчас в стране происходит процесс формирования будущего пути развития. Поэтому крайне важно не забыть о принципе абстрагирования фитосанитарной безопасности от политики и экономической выгоды. Надо четко разделять эти понятия и не допускать их смешения.
Источник карантинного фитосанитарного права — закон, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) начинается с него. Осуществление любого государственного контроля возможно только на основании закона. Изменения законодательства в сфере карантина растений должны быть обоснованы не только юридически и не столько экономически, а в первую очередь научно, с учетом всех возможных фитосанитарных рисков. Крайне важно осознавать, что обеспечение безопасности зачастую очень экономически затратное, но последствия отсутствия барьера для заражения умножает эти затраты во много раз.
Не стоит забывать о сохранении и защите окружающей среды, флоры в частности. Карантинные объекты способны изменить до неузнаваемости природу целых регионов, уничтожить тысячи, миллионы растений. На восстановление уйдут десятилетия, и не всегда оно вообще возможно.
Закон о карантине растений разрабатывался 6 лет, сегодня он наконец-то принят. Причиной такого долгого рассмотрения этого нормативного акта послужило противостояние точек зрения экономической и безопасности. Бизнес считал, что закон должен быть похож на «коммерческую декларацию», вместе с тем ученые и специалисты по карантину растений стремились сохранить все функции по карантину и защите растений за государством. В большей степени это удалось. У государства получилось сохранить за собой все функции, позволяющие эффективно защищать себя от экономических потерь, которые несут с собой фитосанитарные угрозы.
Однако ясно, что работа вовсе не закончена. Далее предстоит долгий путь реализации статей Закона о карантине растений, и необходимо принятие еще целого ряда подзаконных актов.
В настоящее время на рассмотрении Федерального Собрания находится проект федерального закона № 684157 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (далее — Законороект) [7]. Принятие этого документа может привести к передаче осуществления карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ Федеральной таможенной службе, что, как предполагается, должно способствовать развитию внешней экономической деятельности. Вот только ценой этого может оказаться ослабление фитосанитарного контроля на государственной границе.
Возникает вопрос: зачем ломать, менять уже сложившийся и не подводивший механизм обеспечения фитосанитарной безопасности страны, соответствующий международным соглашениям с участием Российской Федерации? Вместо того чтобы идти дальше и продолжать совершенствовать законодательство о карантине растений, оттачивать, реализовывать уже принятые нормы, подзаконными актами изобретается что-то новое. Может стоит просто сосредоточиться на совершенствовании того, что уже себя положительно зарекомендовало?
Например, царская Россия пренебрегала фитосанитарной защитой своих границ и не осознавала последствий такого отношения. В итоге — филлоксера, картофельный колорадский жук из отсутствующих на российской территории вредных организмов превратились в обычных вредителей. А ведь этого можно было избежать, приняв необходимые фитосанитарные меры по защите территории. Но экономические интересы страны были на первом плане, а фитосанитарная безопасность отодвинута на задний план. Государство расценило введение дополнительных требований по ввозу подкарантинной импортной продукции как барьер для развития международной торговли [2, с. 20]. И это, как показало время, было ошибкой.
Показательным является эксперимент по передаче карантинного фитосанитарного контроля за ввозимой подкарантинной продукцией пограничным органам в США, именно такой пример привел заместитель руководителя Россельхознадзора в своем интервью [4, с. 22]: «Итог — за короткое время на территории этого государства распространилось такое количество карантинных объектов, что оно было вынуждено вернуть контроль обратно фитосанитарной службе» [1, с. 20].
В связи с ослаблением фитосанитарной бдительности в преддверии проведения зимней Олимпиады в Сочи в 2012 году на Кавказ был завезен новый вредитель растений — самшитовая бабочка-огневка. Не имея естественных врагов на новой территории, способных ограничивать ее численность, она довольно быстро распространяется и наносит огромный ущерб. В настоящее время ситуация стала почти чрезвычайной. Уже в 2014 году экологи констатировали угрозу полного уничтожения всех самшитов черноморского побережья России и Абхазии [3]. Тем временем, пока специалисты бьются над решением проблемы пожирателей самшита, в городе обнаружили красного долгоносика, который поедает пальмы изнутри.
Анализ прошлого отечественного и международного опыта, сложившейся в настоящее время ситуации доказывает, что карантин растений — значимый институт экологической отрасли права. Охрана окружающей среды — важная задача государства, соответственно, фитосанитарная безопасность актуальна и необходима.
Фитосанитарная безопасность страны должна быть связана с обеспечением охраны территории Российской Федерации от заноса и распространения карантинных объектов и не может преследовать иные цели. Политика и экономика государства должны четко это понимать и принимать, не использовать фитосанитарные ограничения как рычаг регулирования и осуществления своих целей и задач; приемлемы только научно обоснованные карантинные меры при наличии реальной угрозы заражения. Это и есть основа, принцип, главное карантина растений.
Органы власти, исполняющие фитосанитарную контрольную (надзорную) функцию, не должны использоваться в иных целях, кроме как для обеспечения фитосанитарной безопасности.
В данный момент нет необходимости кардинально все менять; слегка корректировать — да, но без резких изменений. Следует отказаться от передачи контрольной функции по карантину растений Федеральной таможенной службе. Накопленный международный и отечественный опыт позволяет предвидеть последствия такой передачи. Ни к чему, кроме как к ослаблению фитосанитарного барьера Российской Федерации, это не приведет.
Список литературы
1. АгроБезопасность. 2014. № 4 (22).
2. Васютин А.С., Сметник А.И., Мордкович Я. Карантин растений в Российской Федерации / под ред. А.С. Васютина и А.И. Сметника. М.: Колос, 2001.
3. Зеленый мир. Экологическое досье мира России. URL: http://zmdosie.ru/topnews/4938-na-sochi-napala-samshitovaya
4. Карантин растений. Интервью с Алексеем Сауриным, заместителем руководителя Россельхознадзора // АгроБезопасность. 2014. № 4 (22).
5. Международная Конвенция по карантину и защите растений (принята на 29-й сессии Конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, ноябрь 1997 года). URL: http://fsvps.ru/fsvps/laws/454.html
6. О карантине растений: федер. закон от 02.07.2014 № 206-ФЗ. URL: http://www.pravo. gov.ru
7. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/% 28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=2372-6&02