Статья

Защита прав несовершеннолетних — одна из приоритетных задач ФССП России

В Минюсте России разработан законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам защиты прав несовершеннолетних детей)»[1].

В Минюсте России разработан законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам защиты прав несовершеннолетних детей)»[1].

Предлагаем текст законопроекта и Пояснительную записку к нему вниманию читателей.

 

С т а т ь я 1

Внести в пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,

№ 30, ст. 3590; 2009, № 29, ст. 3631) следующие изменения:

а) абзац третий после слов «по исполнению указанных документов» дополнить словами «и производить исследование предметов и документов в целях выявления фактических доходов должника»;

б) дополнить абзацами одиннадцатым и двенадцатым следующего содержания:

«наводить справки во всех органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в целях выявления доходов должника, розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также опрашивать должностных лиц и граждан о разыскиваемых должнике, его имуществе или разыскиваемом ребенке;

обследовать здания и помещения, если есть достаточные данные, свидетельствующие, что в этих зданиях и помещениях могут находиться разыскиваемые должники, а также проверять документы, удостоверяющие личность у находившихся в этих зданиях и помещениях граждан»;

в) абзацы одиннадцатый — пятнадцатый считать абзацами тринадцатым — семнадцатым.

 

С т а т ь я 2

Внести в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2008, № 20, ст. 2251; 2009, № 1, ст. 14; № 23 ст. 2761; № 29, ст. 3642; № 39, статьи 4539, 4540; № 51, ст. 6162; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 7, ст. 905; № 17, ст. 2312; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4287; № 30, статьи 4573, 4574; № 49 (ч. 1), статьи 7014, 7041; № 49, статьи 7061, 7067; № 50, статьи 7343, 7347, 7352, 7357; 2012, № 31, ст. 4322) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 64 дополнить пунктом 16.1 следующего содержания:

«16.1) запрещать и (или) приостанавливать совершение органами и организациями юридически значимых действий с имуществом должника, приводящих к полной или частичной утрате возможности взыскателя получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества, в том числе операций по счетам, открытым должнику в банках или иных кредитных организациях»;

2) часть 2 статьи 98 после слов «установленном главой 8 настоящего Федерального закона» дополнить словами «с учетом особенностей статьи 102 настоящего Федерального закона»;

3) в статье 102:

а) дополнить  частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. В случае, когда размер задолженности превышает десять тысяч рублей, а размер заработной платы и иных доходов должника с учетом ограничения размера удержания, установленного частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона, не позволит погасить задолженность в течение двух месяцев, судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на имущество должника, включая денежные средства и ценные бумаги. Должник, имеющий задолженность по уплате алиментов, размер которой превышает десять тысяч рублей, по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения об имуществе (имущественную декларацию) по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц»;

б) часть 6 изложить в следующей редакции:

«6. Судебный пристав-исполнитель при наличии признаков злостного уклонения должника от уплаты алиментов письменно предупреждает должника об ответственности, установленной Уголовным кодексом Российской Федерации».

 

С т а т ь я 3

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2011, № 50, ст. 7362) следующие изменения:

а) часть 3 статьи 145.1 после слов «если они повлекли тяжкие последствия» дополнить словами «или задержку в выплате алиментов в размере, установленном судом или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов на срок свыше десяти дней»;

б) часть 1 статьи 157 изложить в следующей редакции:

«Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, — наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Злостным уклонением от уплаты средств на содержание лиц, указанных в настоящей статье, признается умышленное уклонение трудоспособного лица, обязанного уплачивать такие средства, после предупреждения об уголовной ответственности  от занятия любым незапрещенным видом деятельности в целях получения дохода, если это повлекло неуплату средств на содержание свыше трех месяцев, а также умышленное сокрытие таким лицом более двух раз после предупреждения об уголовной ответственности дохода, повлекшее снижение размера средств на содержание, а равно совершение в течение трех месяцев после предупреждения об уголовной ответственности других умышленных действий, направленных на незаконное освобождение от уплаты средств на содержание или уплаты таких средств в меньшем размере, сокрытие имущества и получаемых доходов».

 

С т а т ь я 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 Президент Российской Федерации                                                                                В. Путин

 

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам защиты прав несовершеннолетних детей)» Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам защиты прав несовершеннолетних детей)» (далее — законопроект) подготовлен в целях создания дополнительных гарантий детям на получение средств на содержание от родителей и побуждения родителей к добросовестному исполнению родительских обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей.

Законопроектом предлагается расширить полномочия судебного пристава-исполнителя при осуществлении розыска должников и их имущества и проверке правильности уплаты алиментов, реализация которых позволит судебному приставу-исполнителю выявлять фактические доходы должника и повысить эффективность розыска должника, его имущества.

Законопроектом также предлагается наделить судебного пристава-исполнителя правом устанавливать запрет на совершение юридически значимых действий с имуществом должника. Установление такого запрета не требует, в отличие от ареста имущества, конкретизации имущества и получения от уполномоченных органов информации о наличии или отсутствии у должника имущества. Реализация судебным приставом-исполнителем указанного полномочия позволит оперативно принимать меры, препятствующие должнику совершать сделки со своим имуществом.

Законопроектом также предлагается уточнить порядок взыскания задолженности по алиментам, предусмотрев, что, если у должника имеется задолженность по алиментам, размер которой превышает 10 тыс. рублей, и эта задолженность с учетом размера заработной платы должника и максимально возможной суммы удержания не может быть погашена в течение двух месяцев, судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на имущество должника. Предложенный законопроектом порядок взыскания задолженности позволит обеспечить регулярность выплаты алиментов и повысит  мотивацию должника к своевременной выплате средств на содержание детей.

Также предложенный законопроектом порядок взыскания задолженности предусматривает право судебного пристава-исполнителя требовать от должника, имеющего задолженность по алиментам свыше 10 тыс. рублей, сведения о его имуществе (имущественную декларацию). Реализация указанной меры позволит оперативно обращать взыскание на имущество должника и будет способствовать выявлению случаев злостного уклонения должника от уплаты алиментов.

Законопроектом предлагается внести изменение в статью 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающее ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат. Согласно этому изменению в том случае, если невыплата заработной платы или иного периодического платежа повлекла задержку выплаты алиментов, будет наступать повышенная ответственность руководителя организации, предпринимателя.

Статистические данные свидетельствуют об увеличении числа должников, уклоняющихся от добровольного исполнения условий нотариально удостоверенного соглашения о выплате алиментов, при этом ответственность таких лиц за злостное уклонение от выполнения родительской обязанности не установлена. С учетом этого предлагается в статье 157 УК РФ установить ответственность родителя за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей по нотариально удостоверенному соглашению и ужесточить уголовную ответственность за такое уклонение, поскольку действующие меры наказания являются малоэффективными.

Статью 157 УК РФ предлагается дополнить примечанием, раскрывающим понятие злостности, учитывающее возможные способы уклонения от уплаты алиментов. Необходимость раскрытия в УК РФ понятия злостности уклонения обусловлена отсутствием единообразного применения этой уголовно-правовой нормы и неоднозначным решением на практике вопроса о возможности привлечения к уголовной ответственности лиц, которые скрывают свои фактические доходы, уплачивая при этом алименты в незначительных суммах, явно недостаточных для содержания ребенка.

В пресс-релизе ФССП России от 3 сентября 2013 г. «Об усилении контроля за работой по взысканию алиментных платежей» указывается:

«Взыскание алиментных платежей продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной службы судебных приставов.

Эта категория исполнительных производств на протяжении последних шести лет находится на личном контроле директора ФССП России  А.О. Парфенчикова.

В ходе рабочих выездов в территориальные органы ФССП России директором Службы в обязательном порядке контролируется реализация на местах судебными приставами-исполнителями программы по оптимизации взыскания алиментов, действующей в Службе с 2007 го-да. Так, в рамках инспекционного выезда с 12 по 23 августа 2013 г. в территориальные органы ФССП России, расположенные в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, директором Службы лично изучена ситуация, связанная с исполнением исполнительных документов о взыскании алиментов в конкретных подразделениях.

По результатам выезда разработан комплекс организационно-управленческих мероприятий, направленных на дальнейшее повышение качества принудительного исполнения этой категории исполнительных производств.

В частности, принято решение о дополнительном снижении к 1 ноября текущего года нагрузки на судебных приставов-исполнителей, работающих с исполнительными производствами о взыскании алиментов, в целях повышения эффективности принимаемых мер воздействия на должников.

При этом впервые снижение нагрузки осуществляется за счет сокращения штатной численности аппаратов управлений территориальных органов ФССП России, а также за счет реорганизации структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

Предложены конкретные меры по оптимизации ежедневной работы судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных производств этой категории, усовершенствована система контроля за работой судебных приставов по взысканию алиментов со стороны руководства структурных подразделений и аппаратов управлений.

Для оперативного и качественного расследования преступлений, предусмотренных ст. 157 УК РФ, при одновременном возбуждении значительного количества уголовных дел предложено создание временных групп дознавателей из числа работников аппарата управления и структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

Принимаемые Службой меры уже привели к снижению на более чем 93 тыс. количества находящихся на исполнении исполнительных производств о взыскании алиментов.

Реализация вышеуказанных мер и планомерная работа Службы в этом направлении позволит в дальнейшем значительно сократить количество исполнительных производств, находящихся на исполнении в Службе, при одновременном повышении качества принудительного взыскания».

 

На сайте Минюста России опубликована информация о работе ФССП России по взысканию алиментов за 7 месяцев 2013 года,  в которой указано, что в в январе — июле 2013 года  на исполнении в территориальных органах ФССП России находилось 1500 тыс. исполнительных документов о взыскании алиментов (за 7 месяцев 2012 года – 1564 тыс.).

Всего окончено и прекращено более 437,1 тыс. подобных исполнительных производств – 29,2% от общего количества исполнительных производств, находившихся на исполнении в отчетном периоде (за 7 месяцев 2012 года – около 409,6 тыс. (26,2%)).

Фактически исполнено в отчетном периоде (при достижении детьми 18 лет) около 33,8 тыс. исполнительных производств о взыскании алиментов. Направлением копий исполнительных документов в организацию для удержания периодических платежей окончено 266,1 тыс. исполнительных производств, т. е. примерно на 19,2 тыс. больше, чем в аналогичном периоде 2012 года. Остаток неисполненных исполнительных производств на 1 августа 2013 г. составил 1061 тыс., т. е. на 93,2 тыс. меньше, чем на 1 августа 2012 г.

По результатам оперативного мониторинга установлено, что в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов за 7 месяцев 2013 года судебными приставами-исполнителями вынесено более 27,5 тыс. постановлений о наложении ареста на имущество должников, осуществлено более 502,2 тыс. выходов по месту жительства должников. Было разыскано 23,8 тыс. граждан-должников, уклоняющихся от уплаты алиментов.

В отношении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, дознавателями ФССП России возбуждено 42,4 тыс. уголовных дел, т. е. на 8,4% больше, чем за тот же период 2012 года (38,8 тыс.). В суд с обвинительными актами направлено 37,4 тыс. уголовных дел, или 88% всех уголовных дел, находящихся в производстве.

За 7 месяцев 2013 года по судебным решениям о взыскании алиментов временно ограничены в выезде из Российской Федерации 180,3 тыс. должников, что на 88 тыс. больше, чем в аналогичном периоде 2012 года. В результате применения этой меры в полном объеме выплачена задолженность по 7,9 тыс. исполнительных производств об уплате алиментов в размере свыше 655,4 млн руб.

 

В Управлении ФССП России по Волгоградской области, в очередной раз ставшем победителем смотра-конкурса на звание «Лучший территориальный орган Федеральной службы судебных приставов», отмечают, что в Волгоградской области в настоящее время более 11 тыс. родителей  вовремя не выплатили алименты на содержание детей.

Особого внимания со стороны судебных приставов-исполнителей удостаиваются злостные неплательщики алиментов. Так, за первые 6 месяцев 2013 года в УФССП России по Волгоградской области возбуждено 589 уголовных дел по ст. 157 «Злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей» УК РФ.

Каждое исполнительное производство, по которому имеется перспектива возбуждения уголовного дела, ставится на контроль начальника отдела — старшего судебного пристава, дознавателя и судебного пристава-исполнителя, на исполнении у которого оно находится. Органами дознания структурных подразделений Управления повторно привлечено к уголовной ответственности 130 должников, более двух раз — 68 должников, уклоняющихся от выплаты алиментов.

В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или по собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении права должника на выезд из Российской Федерации в случае неисполнения им в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

В результате взаимодействия с Управлением ФМС России и Пограничной службой России судебными приставами-исполнителями УФССП России по Волгоградской области за 6 месяцев 2013 года вынесено 9444 постановления о временном ограничении права должников на выезд за пределы Российской Федерации по исполнительным производствам о взыскании алиментов.

 

Материал подготовлен по данным пресс-службы Минюста России, ФССП России, Управления ФССП России по Волгоградской области

 

_________________________________

1 - Законопроект и Пояснительная записка к нему опубликованы на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения: URL: http://regulation.gov.ru/project/5174.html

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024