Статья

Инвестиционная деятельность в сфере концессионных соглашений

А.А. СПЕКТОР, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права МГЮА им. О.Е. Кутафина В настоящее время в зарубежной экономической практике концессии превратились в один из наиболее развитых, рыночных и комплексных механизмов привлечения инвестиционного капитала из внешних источников в развитие предприятий государственного сектора. Поэтому для полноценной интеграции России в мировое экономическое пространство внедрение данного механизма в хозяйственный оборот представляется чрезвычайно актуальным.

А.А. СПЕКТОР,

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права МГЮА им. О.Е. Кутафина

 

В настоящее время в зарубежной экономической практике концессии превратились в один из наиболее развитых, рыночных и комплексных механизмов привлечения инвестиционного капитала из внешних источников в развитие предприятий государственного сектора. Поэтому для полноценной интеграции России в мировое экономическое пространство внедрение данного механизма в хозяйственный оборот представляется чрезвычайно актуальным.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, концессионные соглашения, капитал, концессии, инвестиции, концедент.

 

Investment activity

in the sphere of concession agreements

 

Spektor A.A.

 

Now in foreign economic practice of concession have turned to one of the most developed, market and complex mechanisms of attraction of the investment capital of external sources in development of the enterprises of public sector. Therefore for high-grade integration of Russia into world economic space introduction of the given mechanism in economic circulation is represented extremely actual.

Keywords: investments, investment activity, concession agreements, the capital, concessions, investments, kontsedent.

 

В  настоящее время в зарубежной экономической практике концессии превратились в один из наиболее развитых, рыночных и комплексных механизмов привлечения инвестиционного капитала из внешних источников в развитие предприятий государственного сектора. Поэтому для полноценной интеграции России в мировое экономическое пространство внедрение данного механизма в хозяйственный оборот представляется чрезвычайно актуальным.

В России в рыночных условиях хозяйствования государству становится все сложнее управлять, распоряжаться и пользоваться имуществом, сохраняя за собой весь набор прав и полномочий собственника. Применительно к ряду видов имущества и ряду функций государственного управления оказывается выгодней, эффективней делегировать часть полномочий управления объектами государственной и муниципальной собственности арендаторам в лице отечественных и зарубежных корпораций. В числе организационно-экономических механизмов временной передачи прав собственника от государства к частной компании достойное место во всем мире занимают концессии.

За последнее время в России произошли благоприятные перемены, благодаря которым проблемы политической и макроэкономической стабильности не стоят так остро как раньше. Отечественные и зарубежные стратегические инвесторы готовы делать конкретные шаги в направлении активизации капиталовложений в российскую экономику. Существует потенциальная возможность стимулировать активность инвесторов разными способами. В зарубежных странах чаще всего употребляется термин «государственно-частное партнерство», который является переводом распространенного во всем мире термина «public-private partnership».

В настоящее время в России действует Федеральный закон от 21.07.2005  № 115 «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях). По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

Концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Таким образом, основной целью концессионного соглашения является привлечение частных инвестиций для качественного улучшения и использования государственного и муниципального имущества, а также создание нового имущества.

Объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в состав следующего имущества:

1) автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств;

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транспорта;

4) морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, предназначенные для создания и (или) реконструкции гидротехнических сооружений портов, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

5) морские и речные суда, суда смешанного плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

6) аэродромы или здания и сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов и др.

Особенности заключения концессионного соглашения. Специфика концессионного соглашения проявляет себя не только в особенностях содержания его условий, но и в процедуре оформления и согласования воли участников концессионных отношений, иначе говоря, в порядке заключения данной разновидности предпринимательского договора. Российское гражданское законодательство не содержит понятия предпринимательского договора, а следовательно, и норм, регламентирующих порядок его заключения.

Вместе с тем, как полагает В.С. Белых, «это не означает, что в ГК РФ отсутствуют правила, устанавливающие особенности заключения отдельных видов предпринимательских договоров. Применительно к тем или иным типам и видам гражданско-правовых договоров Кодекс очерчивает круг специфических вопросов, связанных с заключением договоров в сфере предпринимательства (например, договора поставки)» [1].

Согласно ст. 22 Закона о концессионных соглашениях, концедент в лице соответствующих органов государства и местного самоуправления (в зависимости от значимости объекта) принимает решение, которым устанавливаются: состав и содержание конкурсной документации; условия концессионного соглашения; порядок заключения концессионного соглашения; состав конкурсной комиссии.

Указанное решение концедента, представляющее собой «универсальный признак, своеобразное «родимое пятно» концессии [2], выступает, как мы полагаем, в качестве первой стадии, а точнее, первого этапа процесса заключения концессионного соглашения.

Следует заметить, что в литературе преобладает подход, согласно которому порядок заключения гражданско-правовых договоров, в том числе в предпринимательской сфере, состоит в том, что одна сторона направляет другой стороне предложение заключить договор (оферта), а другая сторона, получив данное предложение, принимает его (акцепт) (п. 2 ст. 432 ГК РФ) [3].

Вместе с тем некоторые авторы высказывают сомнения относительно универсального характера данного порядка заключения договора. Так, по мнению Б.И. Пугинского, установление «такого способа как единого и единственного противоречит потребностям практики, прежде всего коммерческой. Самостоятельным способом следует признать заключение договора в процессе проводимых сторонами переговоров. При переговорах содержание договорных условий может меняться многократно, и невозможно определить, кто внес соответствующее предложение и кто его принял. Попытки подвести этот способ под схему оферта - акцепт лишены смысла» [4].

Иную точку зрения высказывает В.С. Белых, по мнению которого «надо согласиться с необходимостью проводить разграничение между понятиями “порядок заключения договора” и “способ заключения договора”. Порядок заключения договора есть процедура, состоящая из двух стадий: оферты и акцепта. Способ заключения указывает на то, каким образом договор подлежит заключению» [5].

По нашему мнению, следует согласиться с тем, что в процессе заключения любого договора обязательно присутствуют предложение одной стороны (оферта) и согласие другой (акцепт). Иное дело, в каких действиях сторон договора эти стадии могут выражаться, являются ли они единственными в процессе его заключения.

Процесс заключения концессионного соглашения, как и некоторых других предпринимательских договоров, не сводится исключительно к стадиям оферта — акцепт уже в силу того, что как общее правило действует конкурсный отбор претендентов в концессионеры. В свою очередь, конкурс представляет собой сложный юридический состав, который может включать в себя два и более юридических фактов.

Анализ положений главы 3 Закона о концессионных соглашениях позволяет вести речь о том, что вслед за принятием концедентом решения о заключении концессионного соглашения следует целая цепочка последовательных и взаимосвязанных действий (стадий), непосредственно связанных с подготовкой и проведением конкурса на право заключения исследуемого договора. Рассмотрим их.

Сообщение о проведении конкурса. Следует обратить внимание на то, что в ст. 448 ГК РФ, посвященной вопросам проведения аукционов и конкурсов, используется термин «извещение о проведении торгов».

Данное извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении участия лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок. При этом если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.

Приведенные положения ст. 448 ГК РФ нашли определенное отражение в ст. 26 Закона. В частности, в соответствии со ст. 26 Закона, сообщение о проведении конкурса опубликовывается конкурсной комиссией в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в сети Интернет или направляется лицам в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе (при проведении закрытого конкурса) в срок, установленный конкурсной документацией, но не менее чем за тридцать рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе.

В перечне сведений, подлежащих включению в сообщение о проведении конкурса, Закон указывает не только на сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 448 ГК, но и одновременно уделяет специальное внимание вопросам о требованиях к участникам конкурса, критериям конкурса и их параметрам.

По всей видимости, такое внимание законодателя к названным вопросам вызвано необходимостью обеспечить контроль со стороны концедента (государства или муниципалитета) за соблюдением публичного интереса при проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Следует заметить, что в литературе встречается несколько точек зрения на юридическую природу извещения о проведении конкурса. Так, по мнению М.И. Брагинского и В.В. Витрянского, извещение является офертой. По мнению И.Б. Новицкого, извещение о проведении конкурса является приглашением делать оферты [6]. Н.Д. Егоров и А.П. Сергеев утверждают, что данное извещение является односторонней сделкой [7].

На наш взгляд, сообщение о проведении конкурса не является ни тем, ни другим, ни третьим. Офертой сообщение о проведении конкурса не является, поскольку такое сообщение не содержит указания на все существенные условия концессионного соглашения, предусмотренные ст. 10 Закона. Между тем ст. 435 ГК РФ недвусмысленно указывает на то, что оферта должна содержать все существенные условия договора.

Данное сообщение не является приглашением делать оферты, поскольку из анализа Закона о концессионных соглашениях следует, что предложение заключить данный договор (оферта) исходит от концедента, а не от концессионера. Именно концедент формирует перечень существенных условий концессионного соглашения, и именно ему принадлежит право инициирования договорного процесса, включая его завершающий этап.

Сообщение о проведении конкурса влечет у лица, получившего такого сообщение, право на участие в допуске к конкурсу, а не в самом конкурсе. Соответственно, адресат сообщения (в отличие от адресата извещения, предусмотренного ст. 448) не вправе требовать от конкурсной комиссии принятия и рассмотрения своего конкурсного предложения пока его не допустят к участию в конкурсе. Однако для этого он обязан выполнить требования, предъявляемые к участникам конкурса и их заявкам. В этой связи вряд ли можно утверждать, что сообщение о проведении конкурса обязывает только одну сторону — его организатора.

Согласно ч. 3 ст. 448 ГК РФ, организатор торгов вправе отказаться от проведения конкурса в любое время, но не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса (если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов). В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанного срока, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Закон о концессионных соглашениях не содержит аналогичной нормы, что не случайно. Во-первых, концедент до проведения конкурса принимает принципиальное решение о заключении концессионного соглашения и создает для организации конкурса конкурсную комиссию, компетенция которой ограничена функциями, перечисленными в ч. 3 ст. 25 Закона. Комиссия не правомочна принимать решение об отказе от проведения конкурса. Во-вторых, правом отказа от участия в конкурсе обладают лица, претендующие на допуск к участию в нем, а также на право заключения концессионного соглашения. Поскольку инициатива в данном случае исходит не от концедента, а от другой стороны договорного процесса, отсутствие в рассматриваемом Законе нормы о возмещении участникам конкурса реального ущерба выглядит вполне логичным.

По всей видимости, сообщение о проведении конкурса не является тождественным извещению о проведении торгов, и нормы ст. 448 ГК РФ в данном случае непосредственно не применимы. В то же время Закон использует выработанные гражданским правом правила проведения конкурса. В частности, по аналогии с положением ч. 4 ст. 448 ГК РФ, заявителям, не допущенным к участию в конкурсе, а также его участникам (за исключением победителя) возвращаются суммы внесенных задатков; в случае объявления конкурса несостоявшимся концедент возвращает участнику сумму внесенного им задатка.

Представление заявок на участие в конкурсе. Закон о концессионных соглашениях (ст. 27) содержит четкие предписания, касающиеся требований к содержанию заявок и сроку их представления. Данные заявки должны отвечать требованиям, установленным к таким заявкам конкурсной документацией, и содержать документы и материалы, подтверждающие соответствие заявителей требованиям, предъявляемым к участникам конкурса.

Срок представления заявок на участие в конкурсе должен составлять не менее чем тридцать рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении конкурса или со дня направления такого сообщения лицам, в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе.

Поскольку конкурс предполагает участие не менее двух претендентов, Закон предусматривает положение, согласно которому конкурс, по решению концедента, объявляется несостоявшимся в случае подачи менее двух заявок, и в этом случае сумма задатка возвращается заявителю в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.

Заявитель вправе не только отозвать свою заявку, но и изменить ее в любое время до истечения срока представления в конкурсную комиссию заявок на участие в конкурсе. Изменение заявки на участие в конкурсе или уведомление о ее отзыве считается действительным, если такое изменение или такое уведомление поступило в конкурсную комиссию по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения до истечения срока представления заявок на участие в конкурсе.

Предварительный отбор участников конкурса. Согласно ст. 29 Закона о концессионных соглашениях, предварительный отбор участников конкурса проводится в установленном конкурсной документацией порядке конкурсной комиссией. При этом комиссия рассматривает соответствие заявки и ее заявителя требованиям, содержащимся в конкурсной документации. Комиссия вправе потребовать от заявителя соответствующих разъяснений.

Важно отметить, что непосредственно рассмотрению данных о претендентах на участие в конкурсе предшествует вскрытие конвертов с заявками на заседании конкурсной комиссии, причем Закон (ст. 28) специально оговаривает право заявителей (их представителей) присутствовать при этом. В итоге конкурсная комиссия принимает решение о допуске заявителя к участию в конкурсе или об отказе в таком допуске и оформляет это решение протоколом проведения предварительного отбора участников конкурса, после чего направляет участникам конкурса уведомление о возможности представить конкурсные предложения. Данное уведомление должно быть направлено в течение трех дней со дня подписания названного протокола, но не позднее чем за шестьдесят рабочих дней до дня истечения срока представления конкурсных предложений в конкурсную комиссию.

Представление конкурсных предложений. В соответствии со ст. 30 Закона о концессионных соглашениях, конкурсное предложение (как и заявка на участие в конкурсе) оформляется на русском языке в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых удостоверяется подписью участника конкурса и представляется в конкурсную комиссию в отдельном запечатанном конверте. К конкурсному предложению прилагается опись представленных участником конкурса документов и материалов. Предложение регистрируется в специальном журнале, причем указываются не только дата, но и точное время (вплоть до минуты) его представления. Данное положение предусмотрено для устранения ситуации одновременного представления нескольких конкурсных предложений.

Рассмотрение и оценка конкурсных предложений, определение победителя конкурса. После того, как конверты с конкурсными предложениями вскрыты (при вскрытии вправе присутствовать участники конкурса или их представители), следует стадия рассмотрения и оценки данных предложений. Перед конкурсной комиссией стоит задача определить соответствие предложений критериям конкурса и провести сравнение содержащихся в предложениях условий в целях определения победителя конкурса. Порядок оценки конкурсных предложений, а также определения победителя конкурса достаточно четко предусмотрен ст. ст. 32—33 Закона, и здесь мы на нем специально не останавливаемся.

Концедент вправе рассмотреть представленное только одним участником конкурса конкурсное предложение. Если такое конкурсное предложение соответствует критериям конкурса, концедент вправе принять решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения в соответствии с условиями, содержащимися в представленном им конкурсном предложении. Следует обратить внимание на то, что концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса также в иных предусмотренных федеральным законом случаях, на что указывает ст. 37 Закона.

На наш взгляд, данный подход законодателя связан с необходимостью обеспечения интереса концедента в заключении соглашения с лицом, которое предлагает выгодные для публичного собственника условия концессионной деятельности и соответствует требованиям, предъявляемым к концессионеру. С учетом того, что такое лицо проходит предварительный конкурсный отбор и его предложение соответствует критериям конкурса, а проведение нового конкурса потребует новых материальных и временных затрат, данный подход законодателя выглядит обоснованным.

Решение об определении победителя конкурса оформляется протоколом рассмотрения и оценки конкурсных предложений и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законодательством РФ. О результатах проведения конкурса составляется отдельный протокол, а на конкурсную комиссию Законом (ст. 35) возлагается обязанность опубликования соответствующего сообщения и уведомления участников. Всем участникам конкурса, за исключением победителя, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса возвращаются суммы внесенных задатков.

После проведения конкурса и определения его победителя наступает третий, завершающий, этап — заключение концессионного соглашения. Анализ ст. 36 Закона позволяет выделить следующие стадии этого этапа.

Предложение концедента победителю конкурса заключить концессионное соглашение (оферта). Концедент в течение пяти рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса экземпляр указанного протокола, а также проект концессионного соглашения, соответствующий решению о заключении концессионного соглашения и представленному победителем конкурса конкурсному предложению.

Мы считаем, что данное предложение концедента является офертой, поскольку, во-первых, оно адресовано конкретному лицу, в данном случае победителю конкурса; во-вторых, оно достаточно определенно и выражает намерение концедента считать себя заключившим концессионное соглашение с указанным лицом, которым будет принято предложение; в-третьих, данное предложение включает проект концессионного соглашения, а следовательно, его существенные условия.

Ответ победителя конкурса в форме подписания концессионного соглашения (акцепт). Концессионное соглашение должно быть подписано не позднее чем через девяносто рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса. Иначе говоря, согласие победителя конкурса на принятие предложения концедента должно быть полным и безоговорочным и выражается в действии, которое недвусмысленно свидетельствует о принятии данного предложения. Данные признаки акцепта указаны в ст. 438 ГК РФ.

Концессионное соглашение заключается в письменной форме и вступает в силу со дня его подписания. В том случае, если победитель конкурса уклоняется от подписания концессионного соглашения в установленный срок, концедент вправе предложить заключить соглашение участнику конкурса, предложение которого содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса. Победителю конкурса, не подписавшему концессионное соглашение, внесенный им задаток не возвращается, что в принципе соответствует практике гражданско-правового регулирования организации и проведения торгов.

Таким образом, по концессионным соглашениям:

1. Земельный участок, на котором располагается объект концессионного соглашения предоставляется концедентом концессионеру в аренду (субаренду) на срок действия концессионного соглашения. Договор аренды земельного участка должен быть заключен с концессионером не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения.

2. Концессионер не вправе передавать свои права по договору аренды земельного участка другим лицам и сдавать земельный участок в субаренду, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка.

3. Прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения договора аренды земельного участка.

4. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное.

5. Концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению. Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. Размер принимаемых концедентом на себя расходов должен быть указан в условиях конкурса на право заключения концессионного соглашения или в решении о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса, а также в концессионном соглашении.

6. Права владения и пользования концессионера объектом концессионного соглашения, а также недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера созданным объектом осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на этот объект.

Срок действия концессионного соглашения устанавливается с учетом срока создания или реконструкции объекта, объема инвестиций, срока окупаемости таких инвестиций и а также других обязательств концессионера по концессионному соглашению.

Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования объекта, так и в течение отдельных периодов такого использования. Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением.

Развитие концессионных соглашений в настоящее время. В настоящее время тема государственно-частного партнерства является достаточно актуальной при рассмотрении стратегических инвестиционных проектов в области транспорта и ЖКХ.

В настоящее время существует перечень инвестиционных проектов, утвержденных Правительством РФ, среди которых:

—комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нефтекамске;

—комплексное развитие Нижнего Приангарья;

—строительство Орловского тоннеля под рекой Невой в г. Санкт-Петербурге;

—строительство платной скоростной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) в Санкт-Петербурге;

—строительство скоростной автомагистрали Москва—Санкт-Петербург на участке 15—58 км.

В Петербурге планируется реализовать по средствам концессионного соглашения два проекта:

1. Западный скоростной диаметр (ЗСД). Строительство платной скоростной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) является одним из важнейших направлений решения транспортной проблемы Санкт-Петербурга. Это стратегический инвестиционный проект городского и федерального значения, определяющий развитие города в качестве крупного транспортного узла мирового уровня. Общая протяженность магистрали — 46,6 км. Южный участок ЗСД составляет 11,5 км, Центральный — 8,95 км, Северный — 26,15 км. Строительство ЗСД, окончание которого планируется в 2014 г., позволит вместе с КАД замкнуть вокруг Санкт-Петербурга первое транспортное кольцо.

Западный скоростной диаметр — один из первых в России инвестиционных проектов,  осуществляемых на основе принципов государственно-частного партнерства. Проект одобрен для предоставления государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ, также к его финансированию будут привлечены средства бюджета Санкт-Петербурга и частных инвесторов.

2. Орловский тоннель под рекой Невой. В апреле 2007 года было принято постановление правительства Санкт-Петербурга «О создании и последующей платной эксплуатации транспортного тоннеля под р. Невой в створе Пискаревского проспекта — Орловской улицы». Строительство тоннеля позволит сформировать первую в центральной части Санкт-Петербурга круглосуточную автодорожную связь правого и левого берегов реки Невы и за счет этого увеличить время разводки невских мостов, а также обеспечить прямой выход из районов исторического центра города на Кольцевую автодорогу и далее на дорожную сеть страны.

В соответствии с проектной документацией в состав тоннельного комплекса войдут два параллельных двухуровневых тоннеля круглого сечения. Общая длина тоннеля — 1,7 км, общая стоимость проекта — 26,4 млрд. руб.

 

Библиография

 

1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2005. С. 344.

2. Сосна С.А. Концессионное соглашение - новый вид договора в российском праве // Журнал российского права. 2003. № 2.

3. Паращук С.А. Договоры в сфере предпринимательской деятельности // Предпринимательское право Российской Федерации / Ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2004. С. 917; Денисов С.А. Некоторые общие вопросы о порядке заключения договоров // Актуальные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 229— 276.

4. Пугинский Б.И. Коммерческое право. М.: Зерцало, 2005.

5. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России.  М.: Проспект, 2009. С. 345.

6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. м.: Статут. 2009. С. 181.

7. Гражданское право. Т. 1: Учеб. 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2004. С. 611.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024